«Жарко, дорого, чили-краб»: как русский экспат переехал в Сингапур

В интернете полно статей о том, что Сингапур — это рай на земле. Мы считаем, что рай — это всегда относительно, поэтому сегодня про страну откровенно рассказывает Саша Черкашин — наш продакт, который живёт и работает в Сингапуре уже пять лет. Прочитайте, чтобы понять, подходит ли Сингапур лично вам.

Фото: Angie Wong

Привет! Мы Osome — сингапурский стартап с многонациональной командой. Мы помогаем предпринимателям открывать и вести бизнес в Сингапуре, поэтому наш главный офис находится там и сотрудникам Osome есть что рассказать о стране. Сегодня впечатлениями о Сингапуре делится Саша Черкашин — продакт-менеджер команды Growth.

В предыдущих сериях

В этой серии

Важный дисклеймер

Я не очень люблю Азию. Когда-то давно я был копирайтером в рекламном агентстве, и мы с напарником решили искать работу за границей. Он очень хотел в Сингапур, а я — ни в какую. В Дубай не хотел и вот в Сингапур. Он в итоге всё равно отправил документы, но нам тогда не ответили.

И вот — несколько лет спустя я оказался в Сингапуре и живу тут уже пять лет.

Про переезд и первую работу

Я переехал по семейным обстоятельствам. Моя жена Даша уехала на два года раньше, и мы долго жили в разных городах и странах — она в Сингапуре, я в Германии. В какой-то момент я понял, что так больше продолжаться не может, уволился и поехал в никуда.

В Сингапуре я первое время занимался рекламой с московскими агентствами — из этой сферы очень тяжело уйти, тебе пишут, предлагают фрилансики. Сначала это было нормально. Время, правда, было плохое для этого, потому что рубль активно падал. Я переехал в 2014 году, и московских денег здесь совершенно не хватало.

Потом я работал в нескольких стартапах, в венчурном фонде и занимался своими проектами. Мне понадобилось несколько лет, чтобы соскочить с иглы фриланса — это реально сложно, потому что тебе нужны деньги, ты это умеешь и к тебе постоянно приходят. Тебе даже не нужно ничего делать, и так всё время пишут.

Через какое-то время я осознал, что хочу и могу заниматься продуктом. Я начал продавать себя миру как продактa и вскоре попал в Osome.

У жены был Employment Pass (рабочая виза), а у меня первое время был Dependant Pass (виза для членов семьи). С этой визой можно устроиться на работу, подписав Letter of Consent, но там есть ограничение по максимальной зарплате. Потом я получил рабочую визу от Osome.

Про языковой барьер

По-английски никто не говорит, все говорят на синглише (Singlish). Как бы хорошо ты ни знал английский, первые два-три месяца будет тяжело. Произношение нечеловеческое, плюс это смесь с местными диалектами. Не дай бог, если надо куда-то позвонить.

Помню, когда я прилетел, меня встретила Даша в аэропорту. Мы сели в такси, она называет адрес, водитель что-то отвечает, она что-то отвечает, и я понимаю, что не знаю, на каком языке они говорят. Оказалось, на английском.

Потом привыкаешь, и это проходит, но сначала, конечно, агония.

Про первое, что я рассказываю о Сингапуре

Я обычно говорю: «Жарко». Мне кажется, любой, кого спросишь, так скажет. Со временем вырабатываешь какой-то стандартный ответ: «жарко», «вкусно», «безопасно», «дорого» — что-то такое.

Вряд ли ты будешь рассказывать, что у тебя жадный китайский лендлорд, который тебе полгода не может поменять холодильник. А это нормальная экспатская бытовуха.

Про погоду (про жару)

Сингапур находится на экваторе. Поэтому там темнеет в одно и то же время и всегда +30°C. Круглый год одинаково жарко, и нет времён года.

Для меня в этом есть серьёзный минус. Ты не можешь сказать: «Это случилось летом, а то весной». Все события прошлых месяцев сливаются в какую-то кашу.

Я не сильно люблю жару, а от неё никуда не денешься. В России-матушке в зимушку надел на себя три слоя одежды — и тепло. С холодом ты хотя бы понимаешь, как бороться. А с жарой бороться вообще нельзя — ты просто не можешь раздеться больше, чем ты уже разделся.

Ты не можешь сказать: «Это случилось летом, а то весной». Все события прошлых месяцев сливаются в какую-то кашу.

По закону тебе нельзя дома ходить голым, когда открыты шторы. Если кто-то тебя увидит, могут оштрафовать. Нам повезло, у нас нет напротив другого дома. В Сингапуре ни черта не происходит, так что если случайно в голом виде показаться соседям, о тебе наверняка напишут в газете.

Здесь везде кондиционеры, и получается обратная логика: ты выходишь на улицу и раздеваешься, заходишь в помещение — одеваешься. Я первое время всегда с собой таскал кофту или рубашку.

Без кондиционеров было бы совсем тяжко

Instagram Саши Черкашина

Когда начинаешь бегать на открытом воздухе, привыкаешь к жаре, и она в целом начинает тебя гораздо меньше доставать. Мы бегали в плюс тридцать, и ничего. Вечером бегать — вообще достаточно реально. Если начинаешь бегать часто, можешь и в полдень бегать. Это такая закалка.

Очень люблю, когда в Сингапуре идёт дождь. В прогнозе погоды гроза есть всегда. Редко бывает, чтобы дождь идёт весь день, хотя было бы классно. Как правило, дождь вдруг падает на тебя с неба, и ливни тропические, очень тёплые.

Мне кажется, что я сам как кусок раскалённого асфальта, на который попадает влага, и я начинаю шипеть. Я несколько раз, уже понимая, что попаду под дождь, специально не пытался спастись.

Дождь в Сингапуре тёплый, напоминает июльский ливень в Москве Instagram Саши Черкашина

Поэтому ещё британцы стали строить навесы везде над пешеходными зонами на улице. Ты выходишь из метро и можешь дойти до какого-нибудь торгового центра полностью под навесами, не промокнув. Мы жили в старом кондо, можно было от метро дойти, не выходя под открытое небо.

Пример навеса над пешеходными зонами Instagram Саши Черкашина

В Сингапуре довольно много зелени. Она иногда производит впечатление пластмассовой, но это особенность широт. Вся трава, все листья тут гораздо более плотные, глянцевые. Травку трогаешь, и она прям такая забористая, устойчивая к солнцу.

Мы в России одержимы идеей, что надо всё время проветривать, что нужен свежий воздух. У нас есть такое понятие — «душно». А здесь в принципе свежего воздуха нет. Ты открываешь окно, оттуда заходит кисель, включаешь кондиционер — становится прохладно, но это не то, к чему ты привык. Ты вдыхаешь полной грудью, а это не даёт того же эффекта.

Когда я говорю, что в Москве свежий воздух, на меня смотрят огромными глазами и крутят пальцем у виска. А я сравниваю с тем, что здесь.

Первое, что я чувствую, когда схожу с трапа самолёта в Европе или в Штатах, — что я могу вдохнуть полной грудью. Когда я говорю, что в Москве свежий воздух, на меня смотрят огромными глазами и крутят пальцем у виска. А я сравниваю с тем, что здесь.

Воздух здесь чистый, это скорее вопрос климата. Я не очень люблю такой климат, но я знаю множество европейцев и австралийцев, которым всё нравится.

Про сингапурцев и пузырь экспатов

Лично мне там с людьми непросто. Они иначе думают, у них совершенно другие нормы, другие ожидания друг от друга.

Сингапурцы все очень неконфликтные, и от этого с ними сложно: ты что-то просишь, а они ничего не могут сказать, потому что боятся обязательств и ответственности, а напрямую отказать не могут. При любом раскладе они извиняются, но это скорее привычка: эти слова ничего не стоят.

При любом раскладе они извиняются, но это скорее привычка: эти слова ничего не стоят.

Ещё они очень странно перемещаются по улицам. Реально кто-то постоянно в тебя врезается. Такое впечатление, что ты единственный, кто думает, как бы с людьми разминуться и ни в кого не влететь.

В Москве люди всегда чётко устанавливали зрительный контакт и могли быстро разойтись. А тут, во-первых, все в телефонах, а во-вторых, все в каком-то своём туннельном зрении. Полное впечатление, что они ничего не видят.

Ещё тут очень громкие дети. Ты приходишь в ресторан или кафе поесть суши, а все дети ходят по диванам в обуви, орут, смотрят мультики с «айпадов». И ты знаешь, что бесполезно что-то говорить детям, родителям; заведение тоже нормально к этому относится. Ты понимаешь, что ты в лютом меньшинстве, молча заедаешь всё это васаби и плачешь горючими слезами.

Ты понимаешь, что ты в лютом меньшинстве, молча заедаешь всё это васаби и плачешь горючими слезами.

Я долго раздражался из-за всего этого. Но потом понял, что у них свои привычки, а мои ожидания сформированы средой, в которой я вырос. Я от них ждал знакомого мне поведения, но это глупо.

Опять же, это вопрос ожиданий и привычек, но мне кажется, что сингапурцы меньше внимания уделяют личному пространству друг друга по сравнению с Европой. Если можно сесть в транспорте через место от тебя, человек всё равно сядет рядом, и его это не смущает. Они все вроде как пуритане, а в то же время им пофигу, они не считают, что вторгаются в твоё пространство.

Одно время мы с Дашей занимались тайским боксом, и было много местных, с кем мы тренировались. Казалось, что это и есть друзья, но когда мы перестали заниматься, они довольно быстро отвалились. Ребята хорошие, но не понятно, о чём с ними поговорить. Сейчас у нас есть одна местная подруга — единственная, кто остался.

Это я с тренером после боя. Победил техническим нокаутом

Это в целом проблема — я так и не нашёл достаточно местных, с которыми было бы интересно регулярно общаться на какие-то общие абстрактные темы. Менталитет очень другой, твои ожидания часто не совпадают с их поведением.

Кажется, либо им неинтересно в целом, либо им сложно говорить о чём-то неосязаемом. Другое дело — пожаловаться, что метро опять сломалось, или на кондиционер. Или обсудить, где пожрать. Жратва — вообще любимая тема. Это довольно печально.

Вообще, Сингапур — это такой временный отстойник. Все понимают, что ты тут на X лет и что за это время нужно поскорее что-то сделать: проект закрыть, денег заработать.

Вообще, Сингапур — это такой временный отстойник.

Люди тут ведут условно замкнутый образ жизни вне зависимости от характера и достатка. Каждый человек тусуется в своём маленьком кружочке, иногда кружочки пересекаются. Но в целом скорее нет такого, что ты всё время с кем-то на связи и у тебя постоянный круг общения.

Про еду здесь и там

С едой в Сингапуре проблем нет, она повсюду и на любой вкус. Азиатской, конечно, больше, с европейской сложнее — и она гораздо дороже.

Первые два года я активно старался вникнуть в местную культуру, и в том числе ел только азиатскую еду. Но меня довольно быстро отпустило, потому что всё одинаково острое, очень жареное и практически нет мяса.

Это kaya toast — хлеб с кокосово-сливочной намазкой, который макают в жидкое яйцо, смешанное с соевым соусом и белым перцем. Специфично, но прикольно Instagram Саши Черкашина

Чили-краб — это единственное чисто сингапурское блюдо. Всё остальное — китайское, малайское, индийское, тайское. Там все готовят реальные нейтивы, это круто.

Попробовать чили-краб, наверное, стоит. Могу один раз сходить его поесть, когда приезжают друзья, но это не моё блюдо. У меня есть несколько других любимых.

Традиционный сингапурский способ купить горячий чай или кофе с собой Instagram Саши Черкашина

Одно время мы часто готовили дома, но последние года полтора-два опять забили. Не помню, когда последний раз включал плиту. У нас в районе много кафе, где нас уже все знают, здесь удобно и привычно. Я в одном и том же месте каждый день завтракаю. Иногда я там три раза в день питаюсь, и они ржут надо мной.

Я считаю, что в Москве продукты гораздо лучше. Там «ВкусВиллы» на каждом шагу, можно купить нормальные молочные продукты, а тут этого нет. Сметана ещё есть, а вот найти творог вообще нереально.

В Сингапуре привычные для нас овощи: огурцы, помидоры — все безвкусные, пластмассовые. Они малайские, по-моему. Есть ещё японские, но они и стоят по-японски. Можно, конечно, отыскать нормальные, но в моём списке жизненных целей нет поиска хороших помидоров. Мне их не хватает, но, видимо, не настолько, чтобы специально за ними ехать в какой-то магазин.

Про общественный транспорт Сингапура

Вообще, я живу в одном районе и стараюсь из него не вылезать. Но транспорт довольно хороший, особенно на контрасте с Москвой пятилетней давности: сквозные маршруты, везде кондиционеры.

Однако водители автобусов в Сингапуре водят хуже, чем московские водители маршруток в нулевых. При этом все автобусы двухэтажные — то есть это такая махина, которую заносит на поворотах. Если ты стоишь и не держишься, сто пудов упадёшь. Правда, мой коллега и друг Влад утверждает, что это у меня какой-то сглаз, а он ездит на автобусах каждый день и у него все окей. Но я ему не верю.

Водители автобусов в Сингапуре водят хуже, чем московские водители маршруток в нулевых.

Метро понятное, простое и довольно доступное — но сингапурцы там очень странно себя ведут. Они не могут усвоить, что сначала одни люди выходят из вагона, а потом другие заходят — все сразу начинают ломиться. Люди начинают заходить в вагон, и вдруг откуда-то вылетает человек: «Ой, батюшки-святы, это же моя станция!»

Я несколько раз по привычке пытался спросить людей, выходят ли они на следующей станции, и они вообще меня не поняли.

Ещё все едут в метро и шмыгают носом. Это китайская классика — тут не принято пользоваться носовым платком. И при этом все болеют постоянно, скорее всего, из-за кондиционеров.

Про эффективный Сингапур

Многие вещи сделаны нормально. Государственные услуги — это там довольно просто, такие вещи поставлены на поток. Если у тебя happy flow, всё классно. Но они очень плохо справляются с факапами — если у тебя что-то не как у всех, ты проклят.

Или вот пример. Если тебе удалось найти чувака, который придёт и быстро подключит интернет, всё классно. Но если ты попробуешь потом перевести этот контракт на другую квартиру, то тебе нужно везде заплатить, всё становится очень сложно. К тебе зачем-то три раза приедет три разных человека. Какого чёрта? И залезть в эту дыру очень легко, а что-то с ней сделать потом нереально.

Строят в Сингапуре очень по-разному. У нас, например, развалилась кухня, и это при том, что кондо было года три. Хорошо, что нас не было дома

Неприятных мелочей здесь довольно много. Мне кажется, многие приезжие быстро очаровываются простотой и доступностью услуг, в том числе государственных, пока не столкнутся с проблемой, которую никто не может решить. И начинается: «Мы вам перезвоним», — но никто не перезванивает.

Про безопасный Сингапур

Вообще, европейцу сложно попасть в неприятности. Это не как в гетто в Америке, куда белым не стоит заходить.

Если ты всё же стал жертвой преступления, высок шанс, что ты будешь отомщён. У друзей кто-то украл скутер, и его тоже через три недели нашли, при том что чувак его обшкурил, стесал все опознавательные знаки. Он катался где-то у себя по райончику, и его прямо на скутере приняли.

Я однажды потерял кошелёк с наличкой и карточками, и через два дня мне его вернули из полиции со всем содержимым.

Никто за тобой бегать не будет, никто не будет кричать: «Держи вора!». Просто к тебе домой потом придут — и всё.

Но при этом ты понимаешь, что плата за это — твоё личное пространство. Здесь камеры везде. Они прямо гроздьями висят у станций метро, по шесть-восемь штук. И ты не понимаешь, в безопасности ты или под наблюдением.

Преступность на самом деле всё ещё есть, но о ней особо не говорят. Knife crime, поножовщина, например, — серьёзная, но замалчиваемая история среди молодёжи. Колюще-режущие предметы всё ещё go-to option, если не получается решить проблему.

У нас пару лет назад на соседней улице в кафе пришёл чувак, достал нож и зарезал другого чувака. Зарезал насмерть. Он сразу сел и стал ждать полицию. Он понимал, что далеко не скроешься.

На сегодня всё. В следующий раз Саша расскажет, что скрывает местная толерантность, как бороться со скукой в маленьком городе и можно ли отпочковаться от места, где ты родился и вырос. Оставайтесь с нами!

0
162 комментария
Написать комментарий...
Николай Ларсен

30º для Душанбе - это вполне себе комфортная температура. Хотя там дело в повышенной влажности, наверное. В Душанбе лето сухое.

Ответить
Развернуть ветку
Osome Pte Ltd

В Сингапуре правда очень влажно. Но еще от привычки зависит — если жить в Сингапуре с детства, может, и не будет никакого дискомфорта

Ответить
Развернуть ветку
159 комментариев
Раскрывать всегда