Нейронная сеть KataGo решила сложнейшую задачу в истории игры го

В 1603 году Токугава Иеясу объединил Японию в Сёгунат Токугавы. Правительство выделило стипендии четырём главным школам игры го и основало офис Годокоро, во главе которого стал Хонинбо Санса (1559–1623 годы). Хонинбо Санса был также и первым сёгидокоро (министром сёги).

Под его руководством были организованы ежегодные дворцовые игры, проходившие в присутствии сёгуна. Годокоро управлял распределением дипломов профессиональных данов, проводил жеребьёвку ежегодных дворцовых игр и отвечал за все церемонии, связанные с го.

​Хонинбо Санса

В 1710–1719 годах пост Годокоро занимал японский мастер го по имени Иноэ Досэцу Инсэки. Он вошёл в историю не просто как сильнейший мастер своего времени, но и как составитель сборника сложнейших задач по Го 囲碁 発陽論. Они использовались им для обучения своих учеников и держались в секрете от других школ.

Большая часть задач сгорела при пожаре и не сохранилась. До наших дней дошли только 183 задачи. Некоторые из них являются настолько сложными, что даже в книгах известных японских и китайских мастеров го приводятся их решения с ошибками.

Но самое любопытное — это задача, над решением которой до сих пор спорят. Существуют сайт, целиком посвящённый этой задаче, и даже несколько книг. А для её решения понадобится 177 (!!!) ходов.

Самая сложная задача в мире. Ход чёрных

Все программы, умеющие играть в го, включая AlphaGo от Google DeepMind, были не в состоянии её решить, но недавно был проведён эксперимент. Нейросеть KataGo американского программиста Дэвида Ву заставили учиться исключительно по этой задаче. В её распоряжение было 27 мощных видеокарт и неделя времени. В результате нейронная сеть нашла ошибку на 140-м ходу в решении, которое считалось правильным.

Сильнейшие мастера игры го со всего мира на протяжении более чем 300 лет бились над этой задачей, и вот настал тот день, когда мы можем назвать её окончательно решённой! И теперь, наверное, не существует такой задачи по игре го, с которой не способен справиться железный монстр.

Книга 2013-го года, посвящённая задаче Иноэ Досэцу Инсэки
0
8 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Dinershteyn
Автор

Кстати, мы недавно перевели на русский язык документальный фильм "АльфаГо". Можно найти его на торрентах и стриминговых сайтах. Очень рекомендую, даже если вы не умеете играть в Го. В нём рассказывается о том, как Google DeepMind обыграл в матче чемпиона мира по Го

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mesenko

Как же мастер придумывал такую задачу?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dinershteyn
Автор

Никто не знает. С тех пор за 300 лет никто не смог что-либо похожее по масштабу придумать. А задачек новых создано десятки тысяч. Но все они - на каком-то небольшом фрагменте доски. Ходов на 50 максимум. А тут вся доска целиком задействована.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Куценко

Может, получили в реальной партии серию тесудзи, а потом пошли от обратного и переделали начальную расстановку так что если отклониться от ходов ведущих к тесудзи, всё разваливалось бы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dinershteyn
Автор

А если вы живёте в Санкт-Петербурге, то 2 ноября в 19:00 в Большом зале киноцентра Родина в рамках конкурсной программы XIV Международного кинофестиваля "Мир Знаний" можно будет бесплатно посмотреть фильм AlphaGo

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bushkov

Это тот фильм, который на нетфликс есть?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dinershteyn
Автор

да, он

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Новиков

Эхх, были б в жизни все задачки настолько же просты )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда