Нейронная сеть KataGo решила сложнейшую задачу в истории игры го
В 1603 году Токугава Иеясу объединил Японию в Сёгунат Токугавы. Правительство выделило стипендии четырём главным школам игры го и основало офис Годокоро, во главе которого стал Хонинбо Санса (1559–1623 годы). Хонинбо Санса был также и первым сёгидокоро (министром сёги).
Под его руководством были организованы ежегодные дворцовые игры, проходившие в присутствии сёгуна. Годокоро управлял распределением дипломов профессиональных данов, проводил жеребьёвку ежегодных дворцовых игр и отвечал за все церемонии, связанные с го.
В 1710–1719 годах пост Годокоро занимал японский мастер го по имени Иноэ Досэцу Инсэки. Он вошёл в историю не просто как сильнейший мастер своего времени, но и как составитель сборника сложнейших задач по Го 囲碁 発陽論. Они использовались им для обучения своих учеников и держались в секрете от других школ.
Большая часть задач сгорела при пожаре и не сохранилась. До наших дней дошли только 183 задачи. Некоторые из них являются настолько сложными, что даже в книгах известных японских и китайских мастеров го приводятся их решения с ошибками.
Но самое любопытное — это задача, над решением которой до сих пор спорят. Существуют сайт, целиком посвящённый этой задаче, и даже несколько книг. А для её решения понадобится 177 (!!!) ходов.
Все программы, умеющие играть в го, включая AlphaGo от Google DeepMind, были не в состоянии её решить, но недавно был проведён эксперимент. Нейросеть KataGo американского программиста Дэвида Ву заставили учиться исключительно по этой задаче. В её распоряжение было 27 мощных видеокарт и неделя времени. В результате нейронная сеть нашла ошибку на 140-м ходу в решении, которое считалось правильным.
Сильнейшие мастера игры го со всего мира на протяжении более чем 300 лет бились над этой задачей, и вот настал тот день, когда мы можем назвать её окончательно решённой! И теперь, наверное, не существует такой задачи по игре го, с которой не способен справиться железный монстр.
Кстати, мы недавно перевели на русский язык документальный фильм "АльфаГо". Можно найти его на торрентах и стриминговых сайтах. Очень рекомендую, даже если вы не умеете играть в Го. В нём рассказывается о том, как Google DeepMind обыграл в матче чемпиона мира по Го
Как же мастер придумывал такую задачу?
Никто не знает. С тех пор за 300 лет никто не смог что-либо похожее по масштабу придумать. А задачек новых создано десятки тысяч. Но все они - на каком-то небольшом фрагменте доски. Ходов на 50 максимум. А тут вся доска целиком задействована.
Может, получили в реальной партии серию тесудзи, а потом пошли от обратного и переделали начальную расстановку так что если отклониться от ходов ведущих к тесудзи, всё разваливалось бы.
А если вы живёте в Санкт-Петербурге, то 2 ноября в 19:00 в Большом зале киноцентра Родина в рамках конкурсной программы XIV Международного кинофестиваля "Мир Знаний" можно будет бесплатно посмотреть фильм AlphaGo
Это тот фильм, который на нетфликс есть?
да, он
Эхх, были б в жизни все задачки настолько же просты )
Комментарий удален модератором