{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кризис доткомов: пузырь, который лопнул

Пузыри регулярно возникают на фондовом рынке. Почему пузыри? Представьте, что у вас есть баночка с мыльными пузырями. Когда вы вдыхаете воздух в мыльный раствор через кольцо, начинает формироваться пузырь. С каждым вдохом пузырь становится все больше и больше. Это очень весело, пока пузырь не становится слишком большим и внезапно лопается, оставляя после себя только капли и разочарование.

Такой же принцип работает и на фондовом рынке. Это происходит, когда цены на акции компаний или другие ценные бумаги растут очень быстро, и стоимость их становится гораздо выше, чем есть на самом деле. На рынке царит ажиотаж, люди покупают и покупают, потому что уверены, что смогут продать дороже и заработать на этом. Все это похоже на надувание мыльного пузыря: цены продолжают расти, потому что все покупают.

Но, как и мыльный пузырь, фондовый пузырь не может расти вечно. В какой-то момент люди начинают понимать, что цены слишком высоки и начинают продавать акции, чтобы зафиксировать свою прибыль. Видя, что цена начинает снижаться, все больше и больше людей начинают избавляться от активов. В итоге это приводит к мощной волне продаж, и цены летят вниз с огромной скоростью. Пузырь лопается, и многие люди теряют деньги, потому что покупали по слишком высоким ценам.

Конец 1990-х годов - бум интернет-технологий. Инвесторы, увидев потенциал интернета, начали вкладывать огромные суммы денег в любую компанию, у которой был веб-сайт и бизнес-план, связанный с интернетом. На биржу выходило большое количество стартапов, у которых не было четкой модели доходов, но тем не менее, их акции стремительно росли.

Термин "дотком" происходит от ".com", домена верхнего уровня, используемого многими коммерческими организациями в интернете. Dot – с английского точка.

На волне ажиотажа акции любой компании, в названии которой было словосочетание дот ком, росли как на дрожжах - люди уже не разбирались, имела ли компания хоть какое-то отношение к интернету или нет. Скупали все подряд. В итоге случилось, казалось бы, невероятное: за пять лет индекс NASDAQ (технологичные компании) вырос на 500%.

Пузырь начал лопаться в марте 2000 года, когда NASDAQ достиг пика, а затем начал падать. С 2000 по 2002 года он потерял почти 80% капитализации. Акции многих компаний обнулились, а с ними и счета обычных инвесторов.

Вместе с крахом рынка обанкротились тысячи компаний. Руководители многих компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров - большинство бизнес-моделей новых компаний, ориентированных на продажи через интернет, было неэффективным, а средства расходовались в основном на рекламу, благодаря которой акции росли в цене.

Такие компании, как Amazon и Google, смогли пережить кризис и в итоге стать гигантами в своих сферах. А некоторые компании, такие как Pets.com (продажа товаров для животных онлайн), или Webvan (сервис по доставке продуктов на дом) на пике своего успеха стоили миллиарды долларов, но очень быстро обанкротились, когда стало ясно, что их бизнес-модели неустойчивы.

В то время были блестящие идеи, которые отлично работают сейчас. Например, компания Priceline. Идея – запустить сайт, на котором люди могут покупать авиабилеты по интересным им ценам. Тут хорошо было всем – путешественники покупают билеты по низким ценам, авиакомпании не отправляют самолеты полупустыми, сама компания получает комиссию с проданных билетов.

Сейчас это обычная история, а в то время это был «вау-эффект». Идея классная, но сама компания была убыточная и при этом тратила много денег на рекламу. В первый же месяц после ее выхода на биржу акции выросли на 1000%, при этом доход самой компании особо не менялся. То есть акции оказались сильно переоценены.

Поэтому, когда в декабре индекс упал на 50%, акции Priceline упали на 99%. Люди потеряли все вложенные деньги. Правда, компания не умерла - через 14 лет акции Priceline обновили свой исторический максимум и те, кто оказался терпеливым, деньги вернули и даже заработали. Сейчас это компания Booking.com.

Этот период стал хорошим уроком для тех, кто покупает акции без предварительного анализа. Но, к сожалению, такие потрясения быстро забываются. Новое поколение инвесторов не изучает историю и попадает в аналогичные ситуации снова и снова. Пузыри постоянно присутствуют на фондовом рынке. Они могут образовываться в различных отраслях, могут быть разных размеров. Но они всегда сдуваются.

И зачастую это потеря денег теми инвесторами, которые не понимают, как работает фондовый рынок, когда нужно покупать акции, а когда продавать. Грамотный инвестор при покупке акций изучает бизнес компании и покупает ее тогда, когда она стоит дешево. А продает тогда, когда компания стоит дорого. Хомяки (новички, которые пришли на рынок без знаний) покупают не так. Они покупают то, о чем все говорят, то, что модно и т.д. особо ни в чем не разбираясь и не задумываясь о последствиях. В итоге теряют деньги.

Но хомяки тоже нужны – иначе кому мы будем продавать выросшие акции?)

Что еще почитать:

Подписывайтесь ВКонтакте и Телеграм - тут больше интересного)

ИнвестАкадемия
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда