{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему бизнес не растет

Или делает это не так быстро, как вы планировали. Собрали топ причин и возможные решения.

«Тревожные звоночки»

Каждый предприниматель мечтает, чтобы его дело процветало. Но нередко бывает так, что предприниматель вкладывает средства в бизнес, а продажи заметно не увеличиваются. Немного статистики: в 2023 году число закрытых предприятий стало рекордно низким за последние 8 лет. Звучит оптимистично, но цифра все еще велика — 254 тыс. организаций. А подсчитать, сколько компаний «топчется на месте» с постоянной нехваткой оборотных средств, еще сложнее. Что же может вызвать стагнацию бизнеса и какие меры нужно принять, чтобы не допустить этого?

Первое и самое главное — не запустить проблему и работать на опережение. Вот некоторые маркеры, которые подскажут вам, что бизнес стоит на месте и нуждается в реанимации:

  • средний чек и оборот снижается;
  • новые клиенты не появляются, старые — не возвращаются;
  • на фоне низкой лояльности растет количество жалоб, рекламаций, претензий клиентов;
  • сотрудники не вовлечены, кадровая текучка растет;
  • прибыль тоже не растет.

Важно учитывать особенности бизнеса — сезонность, нишу, возраст, колебания спроса. Но существуют универсальные причины, которые паразитируют и мешают расти любому бизнесу. Спойлер — большинство из этих причин связано не с внешним рынком и конкуренцией, а внутренними бизнес-процессами.

Отсутствие стратегии

Стратегия помогает бизнесу определить свои цели, выделить ключевые направления развития, обрисовать портрет целевого клиента, распределить ресурсы и сосредоточить усилия на приоритетах. Она является основой для принятия решений, планирования и достижения успеха. Без бизнес-плана и стратегии чуда не произойдет и бизнес не взлетит.

Без стратегии бизнес теряет связь с реальностью рынка и перестает понимать потребительскую психологию. Отсутствие стратегии сдерживает рост бизнеса, делает его уязвимым перед конкурентами и усложняет достижение устойчивого, долгосрочного успеха. А еще без стратегии не может работать команда: вы не будете понимать, какие компетенции вам необходимы, как распределять нагрузку, к каким целям вы стремитесь как команда.

Ошибки в управлении

За любым бизнесом стоят люди. И построить сильную, лояльную команду — не так просто, как может показаться, особенно начинающему предпринимателю. Одна из базовых ошибок в управлении — отсутствие четкого распределения обязанностей и понятных должностных инструкций. Один сотрудник может быть и маркетологом, и HR-специалистом, и бухгалтером — почему бы и нет? Такой сотрудник не преуспеет ни в одной из сфер, заработает профессиональное выгорание и никому не порекомендует такого работодателя.

Полярная ситуация — неспособность делегировать. Когда бизнес превращается в театр одного актера, а руководитель не доверяет сотрудникам и не дает им расти, это неизбежно приведет к застою. Микроменеджмент и недоверие могут подорвать мотивацию сотрудников, снизить их эффективность и привести к уходу талантливых специалистов.

Смыслообразующую роль в управлении командой играет коммуникация. Начнем издалека: сейчас в тренд вошел феномен quiet quitting — «тихое увольнение». Это работа без фанатизма и инициативы, дабы избежать переработок. У руководителя нет оснований уволить такого сотрудника, он выполняет свои обязательства, но не предлагает ничего нового. Вроде это позитивная инициатива, направленная на заботу о здоровье работников. Но если команда не стремится к росту, то как расти будет бизнес? Важно понимать основы общения с сотрудниками: выстраивать коммуникацию, давать фидбэк, ясно выражать ожидания, содержание задач. Отсутствие прозрачного диалога с руководителем приведет к конфликтам и уж точно не повысит эффективность бизнес-процессов.

Сотрудники – исполнители, а не инициаторы

Это связано с неуверенностью самого предпринимателя в себе как в лидере — он боится конкурировать с сильными специалистами. Поэтому ему легче нанять 5 исполнителей, которые только выполняют поставленные им задачи, но не предлагают ничего нового, чем одного сильного, вовлеченного специалиста. Только это не путь инновирования и роста, а путь стабильного существования. Такой предприниматель потратит больше времени на обучение сотрудников (гарантий, что оно увенчается успехом, нет), а текучка кадров станет перманентной.

Компетентность в найме кадров — приоритет: чтобы управлять командой, важно собрать ее из толковых специалистов. Иначе в компании не будут расти топ-менеджеры, знающие продукт от А до Я, не будут формироваться общие ценности.

Бизнес только в зоне комфорта

Зона комфорта — это само по себе рамка, ограниченное мышление «мне так удобно, мы так всегда делали».

Пробовать что-то новое и неудобное сложно: нужно преодолевать страхи, рисковать, осваивать больше навыков, перестраивать привычные процессы. Но именно так происходит рост. Чем больше пробуешь, тем шире зона комфорта становится. Быстрое развитие технологий и требований рынка требует гибкости, адаптивности и готовности к изменениям, которые невозможно достичь, оставаясь в зоне комфорта.

Страдает и личностный рост самого предпринимателя: опыт, полученный за пределами зоны комфорта, способствует развитию навыков и расширению кругозора — это предприниматель может принести в свой бизнес.

Больше о том, что может помочь вашему бизнесу, мы рассказываем в нашем канале «Совкомбанк для бизнеса» в Telegram — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда