Сдать на «отлично»: на что смотрят инвесторы при оценке стартапа
Что такое инвестиционный меморандум и каких ошибок можно избежать при самостоятельной оценке проекта
При оценке стартапа инвестор в первую очередь смотрит на три составляющие: продукт — за что платит клиент; рынок — сколько у компании клиентов и растет ли их число; команда — сердце стартапа, от которого зависит успех. Если первое впечатление хорошее, инвестор делает следующие шаги.
Когда инвестор первично ознакомился с продуктом, его аудиторией и фаундерами, он приступает к изучению деталей:
- Есть ли у стартапа выручка?
- Привлекал ли стартап ранее инвестиции — от кого, сколько и когда?
- Как ранее привлеченные инвестиции повлияли на результаты?
- как быстро растет стартап?
- как долго команда сможет работать за счет собственных средств и на какое количество времени хватит инвестиций следующего раунда.
Найти ответы на эти вопросы все эти вопросы инвестору помогают метрики:
- выручка (а еще и MRR)
- расходы (burn rate)
- скорость роста и предыдущие результаты
- стоимость привлечения клиента (CAC)
- ценность клиента (LTV)
- удержание клиента (Retention & Churn)
Домашняя работа
Есть множество методов оценки стартапа — многие стали классическими, и все из них применимы: БЕРКУС, Скоринг, Первый Чикагский, DCF и другие. Почитайте о них в качестве домашней работы.
Еще, если в вашей отрасли есть стартап, который делает что-то хотя бы минимально похожее на ваш продукт, у вас есть возможность сравнить себя с ним — метрики, финансовые показатели и те действия, которые привели другую компанию к результату. Например, в каком году стартап привлек первые инвестиции — как это было и что дало.
Время для due diligence
Для due diligence инвестор проверяет юридические документы, предыдущие инвестиции и то, насколько стартапы понимают рынок.
Хорошим решением для стартапа будет подготовка инвестиционного меморандума, в котором он покажет свою стратегию развития и следующие этапы фандрейзинга. В этом же документе можно прописать, на что может претендовать инвестор, какие дополнительные права ему готов предоставить стартап.
Инвестору также важно понимать, насколько хорошо у стартапа сформированы документы предыдущего периода:
- договоры с разработчиками
- трудовые договоры с режимом служебного произведения
- документы, подтверждающие передачу исключительных прав
- документы, подтверждающие оплаты разработчикам
- подтверждение наличия прав на товарные знаки, доменные имена
Другая частая проблема: компании не хотят показывать финансовую часть инвестору. Но она очень важна и должна быть прозрачна.
На что смотрит инвестор:
- подтверждение наличия выручки;
- учет интеллектуальной собственности;
- управленческая отчетность;
- финансовая отчетность;
- стратегия развития.
Информацию о выручке легко проверить на сайте налоговой, где доступна ваша бухгалтерская отчетность. Поэтому если выручка, представленная в презентации, не соответствует реальной, это наталкивает инвестора на мысль, что деньги аккумулируются где-то еще. Тогда вам придется предоставить дополнительные расшифровки.
Нужно также раскрыть инвестиции предыдущих раундов: в каком формате вам их давали — займы, вклады, или выкуп доли; есть ли привилегии у предыдущих инвесторов.
Список необходимых юридических документов:
- корпоративные документы
- наличие договоров пользователями
- наличие договоров с основными контрагентами
- юридическая конструкция
- чистота и история основателей и ключевых акционеров
Главные ошибки стартапов, которые они совершают при оценке своих проектов:
- Рассчитывают зарплату, которую фаундеры могли бы получить за период от стадии идеи до выпуска MVP — считают это одной из инвестиций, которую вложили в проект;
- Считают два раза одни и те же инвестиции: сами инвестиции и стоимость нематериального актива, который создали за счет этих средств;
- Считают, что 100% рынка будет принадлежать им;
- Говорят, что у них нет конкурентов. Если не нашли своего конкурента, значит, плохо искали — хотя бы косвенные, но найдутся;
- Заявляют о выходе на IPO «уже через год»;
- Считают валовую доходность за выручку;
- Обещают за год заработать миллиард. Лучше всегда показывать реалистичные или даже пессимистичные расчеты;
- Утверждают, что бридж-раунд им не нужен;
- Не прорабатывают путь до клиента.