Сдать на «отлично»: на что смотрят инвесторы при оценке стартапа

Что такое инвестиционный меморандум и каких ошибок можно избежать при самостоятельной оценке проекта

Ирина Мацкевич
Генеральный директор Евразийского центра инноваций

При оценке стартапа инвестор в первую очередь смотрит на три составляющие: продукт — за что платит клиент; рынок — сколько у компании клиентов и растет ли их число; команда — сердце стартапа, от которого зависит успех. Если первое впечатление хорошее, инвестор делает следующие шаги.

Когда инвестор первично ознакомился с продуктом, его аудиторией и фаундерами, он приступает к изучению деталей:

  • Есть ли у стартапа выручка?
  • Привлекал ли стартап ранее инвестиции — от кого, сколько и когда?
  • Как ранее привлеченные инвестиции повлияли на результаты?
  • как быстро растет стартап?
  • как долго команда сможет работать за счет собственных средств и на какое количество времени хватит инвестиций следующего раунда.

Найти ответы на эти вопросы все эти вопросы инвестору помогают метрики:

  • выручка (а еще и MRR)
  • расходы (burn rate)
  • скорость роста и предыдущие результаты
  • стоимость привлечения клиента (CAC)
  • ценность клиента (LTV)
  • удержание клиента (Retention & Churn)

Домашняя работа

Есть множество методов оценки стартапа — многие стали классическими, и все из них применимы: БЕРКУС, Скоринг, Первый Чикагский, DCF и другие. Почитайте о них в качестве домашней работы.

Еще, если в вашей отрасли есть стартап, который делает что-то хотя бы минимально похожее на ваш продукт, у вас есть возможность сравнить себя с ним — метрики, финансовые показатели и те действия, которые привели другую компанию к результату. Например, в каком году стартап привлек первые инвестиции — как это было и что дало.

Время для due diligence

Для due diligence инвестор проверяет юридические документы, предыдущие инвестиции и то, насколько стартапы понимают рынок.

Хорошим решением для стартапа будет подготовка инвестиционного меморандума, в котором он покажет свою стратегию развития и следующие этапы фандрейзинга. В этом же документе можно прописать, на что может претендовать инвестор, какие дополнительные права ему готов предоставить стартап.

Инвестору также важно понимать, насколько хорошо у стартапа сформированы документы предыдущего периода:

  • договоры с разработчиками
  • трудовые договоры с режимом служебного произведения
  • документы, подтверждающие передачу исключительных прав
  • документы, подтверждающие оплаты разработчикам
  • подтверждение наличия прав на товарные знаки, доменные имена

На начальной стадии стартапы часто совершают ошибку: не придают значения тому, на кого зарегистрированы доменные имена и товарные знаки — точно ли интеллектуальная собственность принадлежит сотруднику, который над ней работал. Если окажется, что продукт оформлен не на ваше общество, инвестор потребует его перевод на ваше юрлицо. Оценка стартапа снизится.

Другая частая проблема: компании не хотят показывать финансовую часть инвестору. Но она очень важна и должна быть прозрачна.

На что смотрит инвестор:

  • подтверждение наличия выручки;
  • учет интеллектуальной собственности;
  • управленческая отчетность;
  • финансовая отчетность;
  • стратегия развития.

Информацию о выручке легко проверить на сайте налоговой, где доступна ваша бухгалтерская отчетность. Поэтому если выручка, представленная в презентации, не соответствует реальной, это наталкивает инвестора на мысль, что деньги аккумулируются где-то еще. Тогда вам придется предоставить дополнительные расшифровки.

Нужно также раскрыть инвестиции предыдущих раундов: в каком формате вам их давали — займы, вклады, или выкуп доли; есть ли привилегии у предыдущих инвесторов.

Список необходимых юридических документов:

  • корпоративные документы
  • наличие договоров пользователями
  • наличие договоров с основными контрагентами
  • юридическая конструкция
  • чистота и история основателей и ключевых акционеров

Главные ошибки стартапов, которые они совершают при оценке своих проектов:

  • Рассчитывают зарплату, которую фаундеры могли бы получить за период от стадии идеи до выпуска MVP — считают это одной из инвестиций, которую вложили в проект;
  • Считают два раза одни и те же инвестиции: сами инвестиции и стоимость нематериального актива, который создали за счет этих средств;
  • Считают, что 100% рынка будет принадлежать им;
  • Говорят, что у них нет конкурентов. Если не нашли своего конкурента, значит, плохо искали — хотя бы косвенные, но найдутся;
  • Заявляют о выходе на IPO «уже через год»;
  • Считают валовую доходность за выручку;
  • Обещают за год заработать миллиард. Лучше всегда показывать реалистичные или даже пессимистичные расчеты;
  • Утверждают, что бридж-раунд им не нужен;
  • Не прорабатывают путь до клиента.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда