Стратегия научно-технологического развития: какое влияние она окажет на бизнес и деньги?

28 февраля 2024г. Президент подписал Указ, утверждающий новую Стратегию научно-технологического развития (НТР) РФ. Что нам важно знать и какие выводы можно из неё сделать?

В материале: ёмкий конспект Стратегии и прогноз по развитию государственной системы поддержки бизнеса (грантам, субсидиям, льготам).

Важные моменты Стратегии НТР:

- типологизированы этапы развития за последние годы (назову их 2 «десятилетки»);

- обозначены сохраняющиеся пока негативные тенценции;

- названы стратегические ориентиры;

- указаны приоритеты и перспективные направления развития.

Стратегия НТР ёмко

Диалектика научно-технологического развития РФ

В гос. политике НТР с 1991 года выделяются три значимых этапа:
1) 1991 — 2001 — этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике. Целью этапа было сохранение научно-технологического потенциала РФ, формирование новых институциональных механизмов поддержки развития науки и технологий, адресное финансирование ведущих научных организаций, создание условий для международной кооперации;
2) 2002 — 2021 — этап перехода России к созданию инновационной экономики. Существенное увеличение объема финансирования науки, развитие финансовой, организационной, кадровой инфраструктур, запуск программ по созданию национальной сети уникальных научных установок класса «мегасайенс» и опережающему развитию направлений науки и технологий, отвечающих на большие вызовы;
3) 2022 — настоящее время — этап мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления. Сопровождается консолидацией общества и хозяйствующих субъектов для решения задач НТР.

Сохраняются следующие негативные тенденции:

1) несогласованность приоритетов НТР и инструментов его поддержки;

2) низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, разомкнутость цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий;

3) концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны;

4) следование глобальным технологическим трендам без комплексного учета текущих и будущих запросов российской экономики.

Перспективные направления развития:

1) переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции на основе интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки Big Data, технологий ML и ИИ;

2) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения;

3) переход персонализированной, предиктивной и профилактической медицине;

4) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, создание безопасных и качественных продуктов питания;

5) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз;

6) повышение уровня связанности территории Российской Федерации, создание интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем;

7) занятие и удержание лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

8) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений;

9) повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям;

10) переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.

Задачи государства:

- сформировать условия для развития наукоемкого предпринимательства;

- создать инфраструктуру и условия для проведения научных исследований и разработок, внедрения наукоемких технологий;

- создать возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, повышение престижа профессии ученого и инженера;

- сформировать эффективную систему управления в области науки, технологий и производства и осуществления инвестиций в эту область;

- способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области научных исследований и разработок, позволяющей защитить национальные интересы РФ.

В документе уделено большое внимание способам достижения этих задач, прописаны в том числе инструменты стимулирования развития в ВУЗах научно-исследовательских разработок, отвечающих запросам общества и экономики, организации системы трансфера технологий, управления интеллектуальной собственностью, развития передовых инженерных школ.

Развитие наукоёмкого предпринимательства рассматривается на нескольких уровнях: от развития направления в ВУЗах, до стимулирования инвестиций в научные исследования и разработки со стороны бизнеса. Поставлена задача быстрого перехода к стадии практического применения результатов научных исследований в жизни, то есть в том числе планируется стимулирование развития малого технологического предпринимательства.

Чего следует ожидать?

Понятно, что критика оторванности науки от потребностей экономики и общества - не новая тема. Как и вопросы импортозамещения. При этом очевидна и важность развития фундаментальной науки. И в отличие от прикладной, у неё почти нет шансов на получение финансирования откуда-то помимо государства (ну разве что кафедру проспонсирует финансово успешный выпускник). Культура инвестирования в R&D бизнесом пока только складывается, и то активно стимулируется льготами и грантами.

Выскажу субъективное мнение, основанное на близком знакомстве с R&D в государствах ЕС, Сингапуре, Малайзии и Бразилии: таких гос. грантов, как в России нет нигде (в хорошем смысле!). В том числе по скорости и прозрачности процессов. Институты развития, которые часто необоснованно критикуют или даже высмеивают, демонстрируют колоссальные результаты краткосрочного развития и четкости работы, при сравнительно небольшом финансировании.

Далее идут мои предположения о сценариях развития.

Чего же конкретно ожидать в ближайшие годы?

- льгот и грантов для научно-техногических компаний, которые хорошо вписаны в цикл "исследование/разработка/коммерциализация";

- развития мер поддержки для МТК (малых технологических компаний);

- создания благоприятных условий для инвестирования в наукоёмкие бизнес-проекты, в том числе с привлечением инфраструктуры институтов поддержки;

- привлечения гос. корпораций к инвестированию в приоритетные направления и технологии;

- развития предпринимательства в ВУЗах;

- финансирования R&D со спец. программами и конкурсами по узко-специализированным указанным тематикам;

- развития СЭЗ для наукоёмких бизнес-проектов в регионах;

- продолжения развития направления ИИ, правового регулирования сферы, смежных тем, например, связанных с вопросами безопасности данных и этических аспектов;

- укрепления позиций и положительного имиджа институтов развития, слаженно работающих более 10 лет (Фонд Содействия Инновациям, Сколково), они останутся основными операторами для грантов для малого бизнеса, развивающего инновационные решения;

Про актуальные конкурсы можно получать информацию, подписавшись на этот канал в Тelegram.

Если вам интересны темы про бизнес, технологическое предпринимательство и стартапы, рада подписчикам: мой личный ТГ-канал "Савилова про бизнес".

4343
Начать дискуссию