{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Бухучет не для налоговой: невероятно, но факт!

Многие предприниматели считают бухгалтера агентом ФНС, которому еще и зарплату приходится платить. На самом деле, бухгалтер и налоги тоже считает. Но вот бухгалтерский учет ведется совсем не для этого. Рассказываю, для чего.

Бухучет для налоговой? Как бы не так!

Если спросить у российского предпринимателя, почему его компания ведет бухгалтерский учет, обычно слышишь ответ: потому, что этого требует государство. При этом он думает, что если бы законодатель разрешил упразднить бухгалтерию, то можно было бы вздохнуть с облегчением. Ребята реально верят, что бухгалтерский учет ведется для налоговой инспекции, а их бизнесу только мешает работать. Это полная ерунда. На основании данных бухгалтерского учета исчисляется только один налог и то не всегда.

Минфин с конца 1990-х годов последовательно отделяет бухгалтерский учет от налогового. Например, налогооблагаемая прибыль считается по правилам, которые совсем не похожи на правила определения прибыли в бухучете. И это логично, потому что цели этих видов учета и потребители информации разные. Налоговый учет ведется для государства, которому надо собрать денег, а бухгалтерский — для собственников, управленцев и кредиторов компании, которым нужно знать куда плывет этот корабль.

Вот основные налоги, которые платит компания на общей системе налогообложения:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль организаций;
  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество организаций.

Посмотрим как используется бухучет для расчета каждого из них.

Чтобы исчислить НДС, необходимы специальные налоговые документы — счета-фактуры, книги покупок и книги продаж. Они ведутся независимо от бухгалтерского учета. Бухучет нужен только для подтверждения вычета «входящего» НДС. При этом принятие приобретенных ценностей к бухгалтерскому учету — необходимое, но далеко не достаточное условие для получения вычета. И налоговую интересует только сам факт принятия ценностей к учету, суммы налога берутся из книги покупок. Индивидуальные предприниматели, например, могут не вести бухучет, но НДС считают без проблем.

Налог на прибыль считают по данным налогового учета, который специально ведется для определения суммы налогооблагаемой прибыли. Недостаточно квалифицированные бухгалтеры смешивают налоговый учет с бухгалтерским и ведут налоговый учет, по требованиям Налогового кодекса, но используют при этом инструменты бухгалтерского учета. Получается обычно не очень хорошо, ибо помесь двух красивых животных иногда бывает красивой. Например, зубробизон. А помесь красивого и некрасивого животного почему-то всегда получается уродливой. Вот и от скрещивания бухгалтерского учета с налоговым получается лошак.

Сумма транспортного налога зависит от мощности двигателей транспортных средств компании. В бухучете мощность двигателя не фигурирует, а налоговая сама узнает эти данные от доблестных гаишников и накажет организацию, если они не подтвердятся.

Земельный налог рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих организации. Кадастровая стоимость в бухучете не отражается — земельные участки учитываются по стоимости приобретения. Налоговой при необходимости вас сдадут ребята из Росреестра.

И лишь при расчете налога на имущество используется бухучет. Для некоторых объектов имущества Налоговый кодекс требует рассчитывать их стоимость на основании бухгалтерских регистров. Эта стоимость служит базой для расчета суммы налога. Но и здесь за последние годы государство старается отойти от использования бухгалтерских оценок: для большинства объектов недвижимости налог уже считается, исходя из кадастровой стоимости.

Еще компании уплачивают страховые взносы на обязательное страхование работников, которые формально не являются налогом. Но с точки зрения собственника бизнеса представляет собой такой же отъем денег государством. С 2017 года исчисление и уплата этих взносов даже переданы под контроль Федеральной налоговой службы. И здесь та же картина: данные бухучета не используются для расчета страховых платежей. Налоговую интересует расчет страховых взносов, составляемый по утвержденной форме вне зависимости от того, ведется бухгалтерский учет или нет.

Таким образом, последняя тоненькая ниточка, на которой пока еще держится миф о том, что бухучет ведется для налоговой — налог на имущество организаций. И эта ниточка уже довольно ветхая.

Для кого ведется бухучет и какие данные можно из него извлечь

Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы: внешние и внутренние. Так их называют, потому что внутренние пользователи находятся внутри компании, а внешние — вне ее.

Внешние пользователи — это государство, инвесторы, кредиторы и другие стейкхолдеры, которым интересно знать как идут дела у компании, чтобы принимать решения по взаимодействию с ней. Каждый пользователь отчетности интересуется ее данными, чтобы принимать свои решения. Банк оценивает платежеспособность компании, чтобы оценить под какую ставку давать кредит и давать ли его вообще. Инвестор хочет понять стоит ли вкладывать деньги в компанию. Кредитор оценивает перспективы возврата долга. Государство интересуется бухгалтерскими показателями для макроэкономического прогнозирования и контроля исполнения законов.

Внешние пользователи обычно имеют дело с конечным продуктом бухгалтерского учета — финансовой отчетностью, которая доступна для любого желающего. В России с 2020 года все компании сдают финансовую отчетность в ГИРБО — государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Минфин до сих пор не определился какую отчетность делает бухгалтер: бухгалтерскую или финансовую. Поэтому во всех официальных документах второе имя пишется в скобках. А во всем мире эта отчетность называется финансовой.

Главный внутренний потребитель бухгалтерских данных — собственники и менеджмент компании. Эти ребята тоже пользуются финансовой отчетностью, но им доступна и более детализированная бухгалтерская информация. Бухгалтерский учет поставляет данные, необходимые для разных уровней управления компанией: от очень подробной — для линейных руководителей до максимально обобщенной — для топ-менеджеров и владельцев бизнеса. И такая информация охватывает все сферы деятельности компании, связанные с деньгами.

Например, начальник отдела снабжения планирует закупки на ближайший месяц. В аналитике по счету учета материалов он увидит какие позиции и по какой стоимости есть на складе. Финансовому директору для планирования бюджетов подразделений такие подробности знать ни к чему — для него важно понимать текущую обеспеченность бизнеса деньгами и источники их поступления в ближайшее время. Из бухучета он возьмет данные об остатках на расчетных, валютных и специальных счетах, в кассе, стоимости ценных бумаг и величине краткосрочной дебиторской задолженности. Генеральный директор решает, сохранять продуктовую линейку или прекратить ее производство. Для этого нужно знать себестоимость, выручку от продаж и прибыли или убытки, связанные с этой линейкой. Такие данные можно увидеть на счете продаж.

Но все это работает только если руководители могут правильно сформулировать свои информационные потребности, а бухгалтер достаточно компетентен. Бухгалтерский учет — это язык бизнеса и главная система поддержки принятия управленческих решений. И вестись он должен так, чтобы, снабжать полезной информацией бизнес, а не государство. Зарплату бухгалтеру ведь платят из кармана собственника, а не из госбюджета.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите! Каналу уже 5 лет — за это время там скопилось текстов на целую книгу, второе издание которой сейчас готовится.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Татьяна Никанорова

Изначально бухучет был придуман действительно для собственника. Но к текущему дню в России он полностью себя дискредитировал.

Попробуй отразить в бухучете операцию не так как в налоговом - тут же сыплется тьма вызовов для дачи пояснений.

Попробуй взять кредит в банке с некрасивым балансом. Не дадут.

Формы 1 и 2, а также ДДС вообще ни капли не заточены для собственников. Только для фискалов и статистики.

Учетнвя политика нам спускается свыше государством, а не так, как хочет и считает правильным собственник. Сроки амортизации основных средств, что включить в капзатраты, сколько лет амортизировать НМА - государство решило, а не бизнес. Решило как ему нравится, и часто это вообще рядом не стоит с потребностями бизнеса.

Поэтому нет, бухотчетность и бухучет в РФ - это для фискалов и контролеров. А для себя, для бизнеса - управленка. По тем же принципам двойной записи, но в другой базе и по совершенно иной учетной политике.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Татьяна, приветствую! Рад видеть! Но не согласен :) Вы как руководитель бухфирмы смотрите с позиций снижения трудозатрат. Но если смотреть с позиций соблюдения бухгалтерской нормативки, тогда картинка складывается совсем другая.

1. Баланс должен быть не красивым, а достоверным. Если достоверный баланс некрасив, то кредит с большой вероятностью только усугубит проблемы бизнеса.

2. Формы нормальные и строятся на тех же принципах, что во всем мире. Просто нужно раскрывать информацию с учетом существенности (п. 11 ПБУ 4/99), а на практике сплошь и рядом берут бланк из Приказа Минфина №66н. В таком виде бухотчетность действительно малоинформативна.

3. Учетная политика не спускается государством - ее формирует главбух. Тот же срок полезного использования основных средств нужно определять, исходя из периода, в котором объект способен приносить экономические выгода. И ежегодно проверяться на соответствие критериям использования объекта с корректировкой при необходимости. Но главбух для облегчения себе работы берет срок из Классификации основных средств для целей включения в амортизационные группы - документа, разработанного в целях налогового, а не бухгалтерского учета. А потом считает, что этот срок отлит в граните - так же проще, чем изменения оценочных значений отражать.

Поэтому бухотчетность в РФ - не для фискалов и контролеров, а, к сожалению, непонятно для кого. И новые ФСБУ призваны повысить качество бухотчетности, но в отсутствии интереса пользователя просто вызывают гнев бухов, у которых усложняется работа непонятно зачем. Это системная проблема, у меня нет решения.

Но абсолютно согласен, что управленка должна быть построена на тех же принципах, что и качественный бухучет. Тогда и строиться она может на базе бухгалтерских данных процентов на 70-80.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Алексей, я смотрю скорее с позиции снижения рисков для клиента. Бухотчетность - это то, что сдаем в налоговую. Чем меньше мы им покажем, тем легче работать.

В БУ мы маневрируем 19 счетом для равномерного получения вычетов НДС, в УУ все, что купили, всё расходы.

В БУ не показываем убыток, чтобы не привлечь лишних проверок, в УУ фиксируем убытки как по компании, так и по юнитам.

Установление СПИ не по классификатору чревато большим гимором пр проверке, и, если это значимый обьем, например, 1000 ноутбуков или несколько десятков офисных помещений, никто рисковать не будет.

Нет никакого смысла сближать БУ и УУ, пока БУ контролируется фискалами и банками. А банки теперь стали еще одним надзорно-карательным органом для бизнеса, поэтому баланс им - красивый - чтобы не было проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Вот я и говорю: проблема системная, особенно в малом бизнесе. Бухгалтерские стандарты заточены на качественное раскрытие информации в бухотчетности, а бизнес не хочет ничего раскрывать. Поэтому бухгалтер делает вид, что он в домике и делает кривую бухотчетность, которой никто не доверяет.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Я где-то в глубине души понимаю вашу "боль*. Бухгалтерский учёт как система двойной записи безупречно логична и системна. Свести баланс - такое же удовольствие, как доказать теорему. Жаль, что репутация бухучета в нашей стране такая негативная. Но, увы, заслуженно.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

Да...... Человек просто переворачивает клаасическое международное представление экспертов разных стран по бухгалтерскому учету (и мое, несмотря на мое образование по бух.учету и мою практику ведения нескольких российских и зарубежных фирм). Всегда международные эксперты отмечали: что GAAP (американская система бух. учета) и IAS (Европейская система бух.учета) - это отчетность для акционеров, а отчетность по РСБУ (Российская система бухгалтерской отчетности)- это чисто налоговая отчетность. Что такое "бумажная" прбыль по отчетности - все знают (а в кармане нифига), с которой надо оплачивать налоги. Может что-то изменилось в этом мире, а я и не заметил?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Видимо, да. И довольно давно. Бухгалтерские данные не используются для исчисления налогов со введения в действие второй части НК РФ. То есть больше 20 лет назад :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

Да помимо того, что я квалифицированный бухгалтер, я еще и юрист. Поэтому не надо козырять мне кодексами. Потому, как если я перейду на юридический язык -Вы явно проиграете.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Классно, что вам удается столько профессий совмещать! Главное не забывать квалификацию хотя бы раз в 20 лет повышать :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

Общепринятые принципы бухгалтерского учёта (англ. Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) — национальные стандарты бухгалтерского учёта. Да, прекращаю бесполезный спор. Т.К. автор двавно ушел отсути предмета спора. И решил спорить с бухгалтером, имеющим практику и 30-ти летний стаж, пользуясь только определениями и поверностными знаниями из Интернета. На предложения перейти на бухгалтерский или юридический язык он ускользает от предмета спора. Более того, пользуется в споре запрещенными приемами: чтобы занять мнимое превосходство над собеседником, предлагает почитать бухгалтерию для "чайников. Ну что ж тогда я порекомендую посидеть на горшочке в детском саду.
Если тот или этот дурак
Называют рассветом полуночный мрак
Притворись дураком и не спорь с дураками
Каждый кто не дурак, вольнодумец и враг!
/Омар Хаям/

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Ну никак не тянут ваши комментарии на квалифицированного бухгалтера. О стаже и квалификации известно только с ваших слов - слов ноунейма. Еще и хамите - опять же ноунейму проще это делать. Пока, тролль :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

Я думал за год-два. А более длительный срок назад я работал акаутером (в западном понимании - это бухгалтер + защитник бизнеса (в том числе от налоговой). Было бы очень интересно как Вы прокоментируете такое: крупные компании делают (до сих пор) два вида отчетности (на русском языке), одну по GAAP (для акционеров), вторую по РСБУ (налоговая отчетность - для налоговой) за один и тот же период.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

РСБУ (правильнее, ФСБУ - Федеральные стандарты бухгалтерского учета) не регулируют налогобложение. Налоговая в данном контексте - просто администратор ГИРБО (реестра, в который сдается бухгалтерская отчетность). Крупные компании делают отчетность по МСФО (некоторые - по US GAAP, но таких меньше), потому что такая отчетность понятна акционерам из любой страны, а не потому что российская отчетность для налоговой :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

Ты невнимателен. Неоходимость быть акаутером для западной отчетности (это не только вести бух. учет, но и защищать бизнес компаний юридически, в т.ч. от налоговой законными способами). А это подрузомевает (и требует) иметь квалификацию не только бухгалтера, но и юриста.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

А мы уже на ты? Я не переходил.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

В первых - не ФСБУ, а РСБУ - Российская система бухгалтерской отчетности (спросиТЕ у любого бухгалтера). Во-вторых не поправляТЕ типа US GAAP. Я же написал - американская система. А ежели хотиТЕ выпендриться, я Вам предоставляю такую возможность - давайТЕ на "язык" перейдем бух. учета. Для начала - самое легкое. В чем отличие счетов американской системы (по GAAP) и счетов по российской системе учета (РСБУ).?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Вы бы почитали закон №402-ФЗ, который определяет документы в области регулирования бухгалтерского учета. "Российская система бухгалтерской отчетности" :))) Прям мощь юридической компетенции чувствуется!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

Почему же крупные компании делают отчетност по GAAP на русском языке?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

А что вас удивляет? ФСБУ - это и есть GAAP (национальные стандарты). В данном случае - Russian GAAP. Или вы снова вольно обращаетесь с терминологией, подразумевая US GGAP?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жуков

Я говорю как называется отчетность в бухгалтеррских терминах, а не юридических (достаточно посмотреть как называют крупные компании свою российскую отчетность - на сайтах компаний). Или ВЫ ХОТИТЕ ЗДЕСЬ ОТМЕНЕТИТЬ, ЧТО РУКОВОДИТЕЛИ , КОТОРЫЕ ВОЗГЛАВЛЯЮТ ГАЗПРОМ, ЛУКОЙЛ, СУРГУТНЕФТЕГАЗ - БЕЗГРАМОТНЫЕ ЛЮДИ ? А ежели хотите в юридических терминах поупрожняться в бугхалтерском учете - пожалуйста - "их есть у меня": юридические особенности налогообложения в бухгалтерии ИИС. Russian GAAP - не существует - это АМЕРИКАНСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ на руском языке.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Мдээ... комментинг, конечно, увеличивает охваты. Но полное ощущение, что разговариваю с галлюционирующей нейросеткой, которая еще и пишет с ошибками :) Если есть желание все-таки разобраться с бухгалтерией, то начните с букваря. Например, с моей "Бухгалтерии для небухгалтеров" https://ast.ru/book/bukhgalteriya-dlya-nebukhgalterov-perevod-s-bukhgalterskogo-na-chelovecheskiy-866712/.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Савой

Как вообще можно создать не считая элементарно сколько уходит на расходники, на оплату сотрудникам и дт НЕ считать планируемую прибыль, не высчитывать цену исходя их этих факторов, не считать чистую прибыль после уплаты налогов и всего, да даже если убрать налоги, все равно нужно считать)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Считать при планировании надо обязательно! А потом пересчитывать, и так несколько итераций. Все равно ошибешься, но не так сильно :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Марков

Как это не для налоговой?! А ДЛЯ КОГО ТОГДА?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Леха, вот ты тролль :)))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Автор правда сделал вид что он не в курсе про УСН, про патент, про их лимиты (стоимость ос, выручка, средняя численность) которые налоговая берет из бух учета.

А еще ИТ льгота (выручка из бухучета), всякие там Сколково (тоже вполне пользователь)

А еще учет НМА, расходов будущих периодов, нормы рекламы и прочие вещи, которые бух учет но влияют очень на налоговый.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Автор не делал такого вида, просто с бухучетом эти лимиты не связаны :)

1. Для УСН налоговая берет остаточную стоимость основных средств и выручку из бухучета, потому что ей так проще. Налоговый кодекс не устанавливает обязанность брать эти показатели именно из бухучета. Например, ИП не обязан вести бухучет, но показатели эти рассчитывает вне системы бухучета. Патент вообще могут применять только ИП. Средняя численность - показатель не бухгалетрского, а кадрового учета.

2. Для ИТ-льготы выручка считается по данным налогового учета (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

3. Насчет НМА и расходов будущих периодов - не понял, что именно вы имели в виду. Рекламные расходы нормируются от выручки в налоговом учете (пп. 1, 4 ст. 264, ст. 249 НК РФ).

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Рекомендую всем присутствующим ознакомиться с точкой зрения и работами Фёдора Венедиктовича Езерского.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда