{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

📌 Кого выбрать из застройщиков?

В продолжении темы застройщиков, после поста с комментариями результатов Группы Эталон за 2023 год, подготовил сравнительную таблицу по всем застройщикам, акции которых торгуются на Московской бирже.

Сперва отмечу 2 важных момента: 1) Я не включал ценные бумаги Мостотреста и Инграда в подборку, так как это неликвидные ценные бумаги. 2) В посте нет цели ответить на вопрос стоит ли инвестировать в застройщиков, основная цель поста - сравнение внутри отрасли.

👉 Особенности сравнения:

— Не по всем застройщикам доступны актуальные данные. ПИК не опубликовал отчетность за 2023 год. Пришлось экстраполировать результаты первого полугодия на вторую половину года. Это не совсем корректный расчет, но в данном случае нам не нужна доскональная оценка, необходимо понять общую картину.

— У Группы Самолет были взяты цифры из управленческой отчетности, она тоже не совсем корректна и там не достает некоторых данных.

— По Группе Эталон и Самолет, как самых активных при работе с инвесторами компаний, дополнительно проводится рыночная оценка экспертами отрасли. У ПИКа и ЛСР таких данных нет, поэтому при расчете мультипликатора Р/А для этих застройщиков были взяты данные по активам из баланса, рыночная оценка должна быть выше.

— Разделил таблицу на три смысловых блока: абсолютные показатели (самые основные), мультипликаторы и показатели эффективности. На мой взгляд, такая разбивка оптимальна для сравнения компаний из отрасли для первичного рассмотрения.

👉 Выводы сравнения:

— По капитализации ПИК ожидаемо стал самым крупным застройщиком, Группа Эталон - самый маленький, однако, после переезда капитализация Эталона может неплохо подрасти. Также активная экспансия в регионы может спровоцировать рост финансовых показателей дочки АФК Системы и капитализации, соответственно.

— У ЛСР и Самолета сильный разрыв по капитализации, при том прибыль и выручка близки друг к другу. Это следствие недобросовестного отношения к миноритариям со стороны ЛСР. Рост финансовых показателей у ЛСР может быть разовым, контракты на продажу до 2023 года несколько лет были стабильны в диапазоне 85-95 млрд руб. в год. Скачок произошел только в текущем году. Пока недооценка ЛСР оправдана, нет стабильности.

— По классическим мультипликаторам Эталон - самая недооцененная компания. Это объясняется иностранной пропиской и неудовлетворительными финансовыми результатами по итогам 2023 года.

— В моменте ЛСР эффективнее Самолета, но эффект может быть разовым, ЛСР в отличие от Самолета нестабилен. Самолет эффективнее ПИКа, хоть и не намного. Самый неэффективный - Эталон, частично из-за высоких процентных ставок и большой закредитованности.

👉 Итоговое мнение:

1) ПИК не интересен по цифрам. Ни в одном из показателей, кроме абсолютных значений он не лидер. Дополнительно заставляет отказаться от рассмотрения данной компании корпоративная закрытость, начиная с 2022 года.

2) Самолет имеет высокий ROE, однако, это следствие низкого значения собственного капитала по отношению к другим компаниям. Самолет как акция интересен пока они растут в объемах. Сказать, что компания "дешевая" нельзя, хотя есть неплохая недооценка к рыночной оценке активов компании. У Самолета есть один козырь - переоценка от IPO дочерней структуры Самолет Плюс, чего нет у других, но это не относится к операционной части бизнеса.

3) ЛСР - нет стабильности, нет прозрачности и нет добросовестного отношения к миноритариям, но по цифрам 2023 года достаточно дешево. Однако, результат может не повториться в следующем году. Нужно смотреть на результаты полугодия.

4) Эталон - самая недооцененная компания по мультипликаторам, хотя обладает самой высокой долговой нагрузкой и наименьшей эффективностью бизнеса. У компании как и у Самолета есть неоперационный фактор переоценки - переезд в российскую юрисдикцию.

Краткое резюме сравнения: ПИК забыть, за ЛСР - следить, Эталон и Самолет - держать и ждать переоценки за счет неоперационных факторов.

Также подписывайтесь на Телеграмм-канал!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда