{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Анализ акций. Яндекс (YNDX). Апрель 2024

Уважаемые читатели, доброго дня.

Мы продолжаем серию статей, посвященных разбору акций российских компаний.

На очереди ИТ отрасль. Так получилось, что первым на очереди уже был Диасофт (DIAS). Мы его фактически разобрали в рамках выхода на IPO (информация есть на канале и в блоге).

Сегодня разберем Яндекс.

Яндекс (YNDX)

Yandex cIA (YNDX) — это поисковая система и IT-компания, которая разрабатывает различные сервисы для России, Беларуси, Казахстана и Турции.

Уже более 25 лет Яндекс создаёт технологии и сервисы мирового уровня, популярные у миллионов пользователей в России и за её пределами. Наша экосистема сервисов охватывает множество сфер жизни пользователей, особенно на локальном рынке, где Яндекс является ведущим поисковиком, агрегатором такси и многим другим.

Ключевыми сервисами компании являются:

  • Поиск - Ведущая поисковая система в России
  • Такси - Ведущий сервис заказа такси в России, также оперирующий и на международных рынках
  • Электронная коммерция - Один из крупнейших мультикатегорийных маркетплейсов, а также ведущий игрок на рынке доставки готовой еды и продуктов в России
  • Видео/аудиостриминг - Ведущие видео- и аудиостриминговые сервисы в России

Компания достаточно молодая, начало ее истории отсчитывается 2012 годом. Ниже она представлена визуально.

При этом экосистема Яндекса не заканчивается на перечисленных выше сервисах. По факту их на много больше (более 90), которыми ежедневно пользуются миллионы людей.

Если структурировать бизнес компании, то укрупненно он выглядит следующим образом.

Сама бизнес-модель Яндекса основана на сильной команде и технологиях собственной разработки. Т.е. фактически все продукты Яндекса - это плод труда специалистов компании. Компания запуская старт-ап (новое направление) оценивает его эффективность, в случае положительных результатов быстро его масштабирует. Компания финансирует развитие новых сервисов с помощью доходов от ключевых, прибыльных бизнесов. Вот часть примеров, как это работает.

Яндекс кратно растет из года в год практически по всем ключевым направлениям, при этом Поиск&Портал, E-com и Райдтех составляют более 70% всей выручки.

Если пройти три основных сегмента, то это:

Поиск&Портал - 63,8 % доля на российском поисковом рынке, основной доход от размещения рекламы

Райдтех - Ведущий сервис заказа такси на локальном рынке, сервис каршеринга, а также аренда самокатов

47,4 млн Активных пользователей Яндекс Go в месяц

1,75 млн Активных водителей в Такси

E-com

57,1 млн Уникальных товаров, доступных на торговой площадке

502 Лавки в России и дарксторов Маркета в регионах

В каждом из этих направлений присутствует дальнейший кратный потенциал роста.

Рынок конкурентов в экосистемах

Яндекс действительно является уникальной историей на рынке, в которой представлена максимальная широта представляемых услуг. Стоит отметить, что есть такие направления, как Финтех, которые находятся в начале своего развития и имеют также кратный потенциал роста.

Что касается самых перспективных направлений, то на наш взгляд – это как раз Финтех и технологии ИИ.

И если говорить о направлении Финтеха, то тут в принципе все более-менее очевидно. Это дальнейшее его расширение и внедрение во все сервисы компании, то вот про нейросети, тут фантазия практически безгранична. К слову надо отметить, что Яндекс является одним из лидеров по разработке нейросетей и ИИ в мире.

Оценка финансовых показателей деятельности компании за последние 4 года

Как мы видим выручка компании растет из года в год темпами более 50% ежегодно. При этом стоит отметить, что компании удается сохранить маржинальность своей деятельности, несмотря на запуск совершенно новых сервисов. В частности у экспертов были серьезные опасения по поводу Яндекс Такси, когда этот проект только стартовал. Были риски, что модель повторит модель Uber и будет операционно убыточна. Но Яндексу преодолеть эти проблемы.

Если углубиться в анализ эффективности деятельности компании, то мы увидим следующую картину.

Скажем честно, что показатели эффективности компании не впечатляющие, хотя это закономерно для компании роста. Тем не менее, необходимо отдать должное, что с 2021 года они выровнялись и практически не осталось направлений, которые являются операционно неэффективными.

Сильный просадок в 2021 году давали направления E-com и Фудтеха. Они показывали отрицательную EBITDA. На конец 2023 года сервис Райдтех и E-com показали всего -1,7% рентабельности по EBITDA, т.е. фактически вышли в ноль

Но все же очевидна положительная динамика показателей и в прошлых периодах. Данная тенденция должна сохраниться на ближайшие годы.

У компании есть долговая нагрузка, она находится на приемлемом уровне и является комфортной для данного вида бизнеса. Фактически компания имеет долговую нагрузку менее 1,5 EBITDA, т.е. сможет рассчитаться по всем своим долгам за 1,5 года.

Оценка стоимости акций компании. Прогноз по целевой стоимости

Получаем следующую картину:

Мультипликатор P/E находится на уровне 42,2. С точки зрения российской компании это достаточно много, с точки зрения технологичной компании роста с уникальными сервисами и развитием ИИ вполне себе нормально (например, Nvidia – 110, Microsoft – 34, Google – 37).

Но при этом стоит учитывать, что после переезда у Яндекса останется только российская часть бизнеса, и, конечно, хотелось бы посмотреть, как это повлияет на текущие показатели деятельности компании.

Таким образом, если учитывать ежегодный потенциал роста компании на 50% ежегодно в течении ближайших 3 лет при сокращении международного бизнеса, то мы оцениваем справедливую стоимость акций Яндекса 3 850 руб. за штуку (ориентируясь на прогнозной P/E в районе 30).

Ждем операционных результатов за 1 полугодие. Возможно скорректируем оценку.

Подводя итог анализу, мы считаем Яндекс крайне перспективной компанией, но напомним, что с начала года она совершила рывок с 2 500 рублей до 4 000 рублей. Это справедливые уровни, в которые оценивается компания с учетом ее переезда в Россию. Мы держим акции компании в портфелях. По текущим ценам пока наращивать не планируем.

Подписывайтесь на наш телеграм канал. Более оперативная информация, а также короткие обзоры и важные новости по событиям на рынке.

Если вам понравился наш обзор, ставьте лайк и подписывайтесь на наш блог.

Также мы на ДЗЕН и PICABU.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда