{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Интеллектуальная собственность: как защищать свои идеи и продукты

В этой статье мы подробно рассказали про интеллектуальную собственность бизнеса и способы ее защиты от недобросовестных конкурентов.

Что такое интеллектуальная собственность и зачем ее защищать.

Все активы бизнеса можно разделить на материальные и нематериальные. И если к материальным можно отнести здания и оборудование, то к нематериальным — интеллектуальный капитал компании.

Интеллектуальная собственность бизнеса — это его нематериальные активы, будь то названия, товарные знаки или секреты производства. Она стимулирует инновации в компании, повышает темпы ее развития и конкурентоспособность на рынке. Благодаря охране интеллектуальной собственности сохраняется возможность проводить сделки с ее применением.

Объекты интеллектуальной собственности

Всю интеллектуальную собственность бизнеса принято делить на условные группы:

  • Авторские права — права на произведения искусства, науки и тд;
  • Смежные права — права на теле- и радиоэфиры, фонограммы и тд;
  • Объекты промышленной собственности — средства индивидуализации;
  • Секреты компании — коммерческие, производственные и другие тайны.

Они оказывают воздействие на деятельность компании и отвечают за ее особенность в ведении дел:

Производственное воздействие

Заключается в активах, которые дают технические преимущества для компании. К ним относятся все объекты, которые относятся к производству технологий. Это может быть компьютерная программа, которая оптимизирует определенный процесс и положительно выделяет бизнес на фоне конкурентов.

Маркетинговые интеллектуальные активы

Активы, которые отвечают за восприятие компании и ее продуктов обществом. Это средства индивидуализации и объекты, которые помогают в исследовании рынка, аудитории и успешной продажи продукта.

Виды прав на интеллектуальную собственность

От них зависит уровень контроля над интеллектуальной собственностью.

Исключительное право. Дает возможность использовать интеллектуальную собственность по своему усмотрению. А также позволяет распоряжаться доступом для третьих лиц.

Личные неимущественные права. Они доступны только авторам. В них входят возможности:

  • утверждать, что именно автор создал произведение;
  • разрешать использование работы под именем автора, анонимно, либо под его псевдонимом;
  • запрещать изменения, дополнения и редактирование без согласия автора;
  • публиковать свою работу;
  • отказаться от публикации работы, если автор еще не обнародовал ее.

Иные интеллектуальные права. К ним относятся:

  • право на вознаграждение за служебное произведение. Это право применимо в случае, если произведение создали по заданию;
  • право следования. Автор может получить процент, в случае если его произведение продается;
  • право доступа к художественным работам. Автор может автор может сделать копию оригинальной работы, даже если она находится у другого собственника;
  • Право на получение патента.

Защита интеллектуальной собственности

Авторское право напрямую связано с произведениями науки, литературы, искусства, а также с программным обеспечением. Оно возникает автоматически вместе с произведением и действует всю жизнь автора с последующими 70 годами. Автором может считаться только физлицо, а юрлица могут стать только правообладателями.

Патентное право охраняет технические решения: изобретения, промышленные образцы и модели. В отличие от авторского права, патенты необходимо регистрировать и они имеют ограниченный срок действия: для изобретений — 20 лет, моделей — 10 лет, образцов — 5 лет.

Товарными знаками называют все средства индивидуализации: знак обслуживания, место происхождение товара и т.д. Товарный знак и имеет срок действия: знак обслуживания — 10 лет с правом продления, название компании — в течении существования юрлица, коммерческие обозначения — то время, которое его использует компания.

Коммерческая тайна (ноу-хау) — это интеллектуальная собственность, которая имеет ценность за счет неизвестности третьим лицам. Она включает в себя секретную информацию, такую как производственные секреты, рецепты, списки клиентов или любые другие данные, которые приносят ценность. Коммерческая тайна не требует регистрации и действует, пока сохраняет секретность.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда