Интеллектуальная собственность: как защищать свои идеи и продукты
В этой статье мы подробно рассказали про интеллектуальную собственность бизнеса и способы ее защиты от недобросовестных конкурентов.
Что такое интеллектуальная собственность и зачем ее защищать.
Все активы бизнеса можно разделить на материальные и нематериальные. И если к материальным можно отнести здания и оборудование, то к нематериальным — интеллектуальный капитал компании.
Интеллектуальная собственность бизнеса — это его нематериальные активы, будь то названия, товарные знаки или секреты производства. Она стимулирует инновации в компании, повышает темпы ее развития и конкурентоспособность на рынке. Благодаря охране интеллектуальной собственности сохраняется возможность проводить сделки с ее применением.
Объекты интеллектуальной собственности
Всю интеллектуальную собственность бизнеса принято делить на условные группы:
- Авторские права — права на произведения искусства, науки и тд;
- Смежные права — права на теле- и радиоэфиры, фонограммы и тд;
- Объекты промышленной собственности — средства индивидуализации;
- Секреты компании — коммерческие, производственные и другие тайны.
Они оказывают воздействие на деятельность компании и отвечают за ее особенность в ведении дел:
Производственное воздействие
Заключается в активах, которые дают технические преимущества для компании. К ним относятся все объекты, которые относятся к производству технологий. Это может быть компьютерная программа, которая оптимизирует определенный процесс и положительно выделяет бизнес на фоне конкурентов.
Маркетинговые интеллектуальные активы
Активы, которые отвечают за восприятие компании и ее продуктов обществом. Это средства индивидуализации и объекты, которые помогают в исследовании рынка, аудитории и успешной продажи продукта.
Виды прав на интеллектуальную собственность
От них зависит уровень контроля над интеллектуальной собственностью.
Исключительное право. Дает возможность использовать интеллектуальную собственность по своему усмотрению. А также позволяет распоряжаться доступом для третьих лиц.
Личные неимущественные права. Они доступны только авторам. В них входят возможности:
- утверждать, что именно автор создал произведение;
- разрешать использование работы под именем автора, анонимно, либо под его псевдонимом;
- запрещать изменения, дополнения и редактирование без согласия автора;
- публиковать свою работу;
- отказаться от публикации работы, если автор еще не обнародовал ее.
Иные интеллектуальные права. К ним относятся:
- право на вознаграждение за служебное произведение. Это право применимо в случае, если произведение создали по заданию;
- право следования. Автор может получить процент, в случае если его произведение продается;
- право доступа к художественным работам. Автор может автор может сделать копию оригинальной работы, даже если она находится у другого собственника;
- Право на получение патента.
Защита интеллектуальной собственности
Авторское право напрямую связано с произведениями науки, литературы, искусства, а также с программным обеспечением. Оно возникает автоматически вместе с произведением и действует всю жизнь автора с последующими 70 годами. Автором может считаться только физлицо, а юрлица могут стать только правообладателями.
Патентное право охраняет технические решения: изобретения, промышленные образцы и модели. В отличие от авторского права, патенты необходимо регистрировать и они имеют ограниченный срок действия: для изобретений — 20 лет, моделей — 10 лет, образцов — 5 лет.
Товарными знаками называют все средства индивидуализации: знак обслуживания, место происхождение товара и т.д. Товарный знак и имеет срок действия: знак обслуживания — 10 лет с правом продления, название компании — в течении существования юрлица, коммерческие обозначения — то время, которое его использует компания.
Коммерческая тайна (ноу-хау) — это интеллектуальная собственность, которая имеет ценность за счет неизвестности третьим лицам. Она включает в себя секретную информацию, такую как производственные секреты, рецепты, списки клиентов или любые другие данные, которые приносят ценность. Коммерческая тайна не требует регистрации и действует, пока сохраняет секретность.
Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.