{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

6 ступеней к привлечению краудинвесторов

Петр Грин, сооснователь краудинвестинг-платформы Republic, провел вебинар для dumbstartup. Кратко расскажем вам, чему он нас обучил.

Краудинвестинг – это как Kickstarter, только для стартапов. У Kickstarter есть определенная ниша, они позиционируют себя как проект для креативных, творческих проектов. А краудинвестинг подходит для любого хорошего бизнеса и стартапа. Основная особенность – вместо того, чтобы поднимать деньги у “ангелов”, у фондов, здесь секрет заключается в маркетинговом эффекте. Деньги вкладывает большое количество людей.

Почему это работает?

Только недавно краудинвестинг в Америке был разрешен законом. До этого, с 30х гг., со времен Великой депрессии, он был запрещен, чтобы защитить людей от большого количества махинаций. В Англии эта индустрия получила развитие раньше, чем в США, да и давления на эту отрасль там меньше. Но с сентября этого года в Америке начнутся послабления в краудинвестинге, поэтому сейчас самое время задуматься о такой возможности.

Republic – одни из лидеров рынка на США. По платформе прошло примерно $100 млн.

Среди фондов, которые со-инвестировали в стартапы на Republic – самые крутые, крупные, лидирующие VC мира. Только около 1% заявок попадают на площадку Republic.

Как устроен проект?

1. Вы подаете заявку на Republic, ее просматривает команда, они отписываются вам в течение несколько дней о своем решении. Republic практически никогда не берут на площадку идеи, нужен готовый бизнес.

2. Если вашу заявку приняли, начинается процесс онбординга, вы готовите ваш deal page (страничка на платформе), параллельно подготавливаете ваши финансы и отчетность, потому что это все прилагается к Form C (заявление о продаже ценных бумаг неаккредитованным инвесторам, которое отправляется в SEC).

3. Когда все документы собраны и поданы, можно сразу открывать кампанию, она длится от 30–90 дней. По мере хода кампании вам начинают идти инвестиции, можно поднять от $25 тыс. до $1 млн. Средний рейз сейчас примерно $300 тыс.

$50–80 тыс. поднимают почти все проекты. Максимум, который пока разрешен – это $ 1млн., но осенью эта планка будет увеличена до $ 5 млн.

4. После того, как кампания заканчивается, ваши инвесторы (их в среднем сейчас около 1000), получают Crowd-SAFE (он дает примерно то, что SAFE, но у них нет информационных прав и права на голосование), все они занимают у вас на cap table (таблица капитализации – список акционеров компании) одну строчку.

5. Инвесторы получили свою ценную бумагу и ждут момента, когда вы успешно вырастете до момента, когда вас либо купят, либо вы выйдите на IPO. В этот момент все они автоматически превращаются в акционеров, и им отправляются акции или деньги. Помимо ценной бумаги, вы можете дать им дополнительные бонусы, скидку на подписку, сэмпл товара.

6. Вы растите кампанию, регулярно публикуете апдейты, рассказываете инвесторам, как успешно вы развиваетесь. Вам выгодно держать ваших инвесторов в хорошем настроении.

7. Social Capital – это новый инструмент, который сейчас запускает Republic. Он позволяет вам использовать ваших инвесторов как ресурс. Он дает возможность инвесторам не останавливаться на вложении денег в ваш проект, а помогать вам расти и после фандрейзинга.

– Они заполняют отзыв, где рассказывают, почему инвестировали в вашу компанию

– Затем говорят, в какой области они эксперты, чем они готовы помочь.

– Они рассказывают о своем network (в каких компаниях работали или работают, каких инвесторов знают, кому они могут вас представить)

– Рассказывают о себе – пол, возраст и так далее.

Что понадобится, что успешно провести такую кампанию?

1. Наймите хорошего нэйтива, англоговорящего маркетолога, который действительно разбирается в продажах.

2. Денег на то, чтобы запустить кампанию, нужно от $5–10 тыс. Часть этих денег уйдет на юридическую поддержку. Сюда же заложены маркетинговые деньги. Republic помогает бесплатно настроить маркетинговую кампанию на Facebook, но вы тратите на рекламу свои средства.

3. Пройти инвест комитет.

4. Не нужно думать о Republic, как о платформе, которая просто заливает деньги в вашу компанию. Чтобы провести успешную кампанию, ею нужно заниматься. Вы сами, своими силами должны поднять определенную сумму, только потом вы попадете на главную страницу, в наш ньюс-леттер. Нужно набрать от $25 тыс. Если доходите до $150 тыс., вы попадаете к инвесторам по подписке. Три первых строчки – это те компании, которые за последние три дня получили больше всего денег, им идет бесплатный трафик и инвестиции.

5. Важно показать, что у вашей компании действительно есть успехи, что люди написали про вас, оценили. Вам нужен реальный проект, бэкграунд, вы должны быть реальным перспективным бизнесом, тогда размер ревенью не так важен. Вам выгодно вдохновить людей вашими идеями о будущем. Они загорятся в таком случае, захотят вкладываться в вас.

6. Комиссия Republic – 6% от суммы, которую вы подняли деньгами, и 2% от этой суммы – ценными бумагами.

Тайминг.

1. С момента подачи заявления до его рассмотрения и ответа от Republic – 1 неделя.

2. Процесс онбординга целиком зависит от вас, в среднем, 3–4 недели, если вы будете делать все очень четко.

3. Кампания может длиться 21 день, но рекомендовано использовать длинные кампании до 3 месяцев: больше времени – больше денег. Вы можете получить часть денег в середине кампании. Это все обсуждается индивидуально с каждым стартапом.

Давайте подведем итоги:

– Чтобы найти краудинвесторов, вам необходимо иметь действующий, перспективный бизнес, а не просто задумку.

– С момента подачи заявки до зачисления последних средств проходит примерно 4 месяца, если у вас 90-дневная кампания.

– Сумма привлеченных средств во многом зависит от вас: вам нужно постоянно "вести" кампанию, писать апдейты, рассказывать о своих успехах. А дальше все зависит от того, насколько проект понравится инвесторам.

– С осени американский закон о краудфандинге будет расширен, можно будет привлечь до $ 5 млн, плюс, инвестировать станет еще легче. Сейчас самое время воспользоваться такой возможностью!

Об авторе

Петр родился в Москве, после окончания МГУ и ГУ-ВШЭ уехал в Кремниевую Долину, где сделал несколько стартапов, последний из которых – Republic – на текущий момент лидирующая площадка краудфандинговых инвестиций в США.

Republic был основан в 2016 году, привлек $ 16 млн. венчурного капитала, и на текущий момент насчитывает более 700 тыс. потенциальных инвесторов, которые вложили более $ 120 млн. в частные компании на платформе.

Если вы хотите быть на связи: VC.ru / Facebook / Twitter

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Starchenkov

апп будет?

Ответить
Развернуть ветку
Peter Green

вот вот доделаем!

Ответить
Развернуть ветку
Артём Пищелёв

Классный сервис! Не хватает поиска по компаниям.

Ответить
Развернуть ветку
Peter Green

Тоже будет! Ребят пришлось перекинуть на более срочный проект. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Gutorov

Крутой проект! Не хватает логина через одноклассники.

Ответить
Развернуть ветку
Peter Green

На территории США не так много пользователей из данной социальной сети. Но мы подумаем над этой идеей! Возможно, придется сделать login with apple сначала.

Ответить
Развернуть ветку
Peter Green

Вопросы приветствуются.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Faktorovich

Петр, благодарю за интересную статью, и возможность серьезно поразмыслить о краудинвестинге.

Мы на данный способ фандрейзинга приглядывались изначально, когда только начинали строить свой стартап. 

У нас социальная смарт платформа рекомендаций http://fliist.com/ , где юзер и его сатисфеншн стоит во главе угла.

По похожей модели развивались гиганты с сетевым эффектом, такие как Quora.

У нас сейчас активная фаза роста,  в среднем + 105% в месяц по всем метрикам, кроме денег. Мы еще не начали монетизировать проект.

Вопрос. Большинство инвесторов просят показать ревенью.

В вашей статье, есть цитата " Вам нужен реальный проект, бэкграунд, вы должны быть реальным перспективным бизнесом, тогда размер ревенью не так важен. Вам выгодно вдохновить людей вашими идеями о будущем. Они загорятся в таком случае, захотят вкладываться в вас." 

Каковы шансы на фандрейзинг, если действительно удастся зажечь инвесторов без особого ревенью, но с бурно растущими метриками ?

Заранее благодарю! 

Ответить
Развернуть ветку
Peter Green

Борис, прошу прощения — не получил уведомления!

Вас все будут спрашивать про деньги, и это нормально. Ваши ответы должны быть очень четкими и понятными. Обычно "мы пока не паримся, у нас фокус на рост метрик" не катит, потому что это говорит о том что вы не думаете о business sustainability – просто когда деньги (инвесторов) кончатся, вам придется закрыться. 
То есть это отрицательный сигнал, но его можно перекрыть если вы очень секси, быстро растете, крутые фаундеры, и тд.

Резюмируя — вполне можно идти на крауд, даже скорее чем на венчур (поднять деньги легче), но эту дыру нужно закрывать regardless.

Ваш проект посмотрю, я сам делал что-то похожее (и все еще собираюсь)) https://habr.com/ru/post/156637/

Ответить
Развернуть ветку
Boris Faktorovich

Петр, благодарю за ответ! Обязательно изучу статью. Про деньги ситуацию понял. Да, большие фонды у нас запрашивают бизмодель и прогнозируемый P&L. Всем проект нравится, просят прийти позже, когда подрастем. Я периодически пишу о проекте тут https://www.facebook.com/boris.faktorovich 
Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда