Топ-5 полезных экономических показателей для малого бизнеса

В этой статье мы хотим предложить вам своё видение экономических показателей для малого бизнеса. Также расскажем, какие параметры будут полезны даже для начинающего бизнеса, который только выходит на рынок или приступает к его анализу.

По опыту российской культуры предпринимательства, не без сожаления, можно сказать, что малый бизнес зачастую не пользуется инструментами финансового анализа рынка и своей организации, и как мы уже говорили, ведёт его по наитию.

Артем Сергиенко, Глава проекта SimplexPlan

Нельзя сказать, что это категорически неправильно, и что малому бизнесу обязательно нужно брать пример с компании покрупнее, которая ведёт сильную аналитику. Малый бизнес на то и малый, что у него меньше объём производства, меньше персонала, меньше занимаемой площади, логистических задач, документооборот и т. д.

При разработке финансово-экономических моделей в SimplexPlan мы полностью отказались от финансовых показателей (кроме самых основных: объём выручки, прибыли и затрат) и сделали упор на натуральные показатели, потому что, как ни странно, малому бизнесу чаще легче и эффективнее всего оборудовать именно натуральными показателями, а не финансовыми. Особенно если рассматривать реальный сектор экономики.

Перечень показателей, которые мы считаем наиболее значимыми и удобными в использовании при начинании и ведении бизнеса:

  1. Необходимый минимум поставки товара или услуги;
  2. Гарантированный и максимальный объем продаж;
  3. Максимальный объем поставки;
  4. Удельное потребление ресурсов;
  5. Маржинальность продукта.

№1. Необходимый минимум поставки товара или услуги

Этот показатель характеризует количество товаров или услуг, которые мы должны обязательно предложить клиентам вне зависимости от их маржинальности.

Особенно он полезен для агентов розничной торговли, где товары стоят на полках, и предприниматель составляет ассортимент.

Во-первых, этот показатель нужен для того, чтобы знать при каком объеме продаж вы выходите на точку безубыточности. Во-вторых, по закону Парето 80% прибыли приносит 20% товаров, но при этом у потребителя должно оставаться чувство выбора и свободы, для этого надо производить минимум низкомаржинальных продуктов или вообще убыточных ради одной этой цели.

№2. Гарантированный и максимальный объем продаж

Далее идёт комбинированный показатель, состоящий из двух: гарантированный объём продаж и максимальный объём продаж. Эти показатели идут вместе, чтобы определить диапазон прибыли, которую вы можете получить.

Оба показателя основываются на статистике по рынку и экспертном мнении предпринимателя. Поэтому необходимо всегда анализировать рынок и вести статистику своего предприятия, чтобы знать, какой объём продаж всегда выведет вас выведет на минимальную прибыль, причём желательно по каждому произведённому товару.

Максимальный объём продаж является скорее вашими ожиданиями по тому, сколько максимум товаров или услуг вы сможете реализовать. Здесь нужно понимать, что этот показатель не является эфемерной величиной. Ведь, чем больше вы задаёте максимум товаров и услуг, тем больше вы понесёте издержек на их производство или закупку, поэтому всегда нужно рассчитывать максимальный объём продаж в адекватных пропорциях. Если вы правильно рассчитаете описанные выше два показателя, то ваш объём продаж всегда будет находиться в диапазоне между ними. А уже это позволит вам прогнозировать и искать пути увеличения прибыли вашей компании.

№3. Максимальный объём поставки ресурсов

Это ограничивающий показатель, необходимый для понимания ресурсообеспеченности вашей организации. То есть какое максимальное количество ресурсов вы может закупить для производства товаров и услуг. Этот показатель идёт рука об руку с гарантированным и максимальным объёмом продаж, потому что без необходимого количества ресурсов вы не сможете реализовать запланированный объём продаж.

К ресурсам также относится и бюджет. Бюджетная обеспеченность отвечает на вопрос о том, сколько необходимо оставлять денежных ресурсов в компании в следующем планируемом периоде. Можете ли вы забрать дивиденды, или лучше оставить деньги в обороте? Как вы видите, показатель весьма полезный.

№4. Удельное потребление ресурсов

Этот показатель отображает, какое количество ресурса участвует в производстве одной единицы товара. Он может помочь понять вам, на каком товаре лучше сэкономить ресурсов, если товар низкомаржинальный или вообще сократить поставку закреплённого ресурса, в связи его неэффективности. И наоборот, с его помощью вы можете определить, какого ресурса надо закупать больше, чтобы производить более эффективные товары и услуги.

Если вы являетесь производственным предприятием, то крайне важно сокращать количество ресурсов и делать их процесс использования более универсальным. Возьмите пример с пиццерий. Там практически любой продукт может быть задействован в изготовлении любой пиццы.

№5. Маржинальность товара

Не менее важным показателем является маржинальность товара, другими словами – рентабельность товара. То есть какой процент прибыли приходится на произведённый товар. Этот показатель больше подходит для малого бизнеса, чем общая рентабельность, так как у малого бизнеса небольшое количество номенклатур и его можно считать вручную.

Он поможет определить, какие товары по закону Парето наиболее эффективные, а какие менее и отталкиваясь от этого, продумывать свою дальнейшую стратегию закупок и рекламы.

Но ни в коем случае нельзя опираться только на параметр маржинальности! Если товар занимает меньше 1% в доле продаж, то абсолютно все равно какая у него маржинальность. Нужно рассматривать этот процесс и со стороны значимости позиции в составе выручки компании.

Перечисленные выше показатели, в принципе, известны абсолютно всем экономистам, просто мы считаем, что они являются наиболее значимыми при начинании собственного бизнеса. Их хватает, чтобы управлять бизнесом не интуитивно, а вполне уверенно. Помимо этого, они не требуют знать от собственника углублённых знаний и сильных расчётов, напротив, все показатели интуитивно понятны.

Бонус

Наша команда также разработала собственный натуральный показатель, который, как нам кажется, способен облегчить работу с рисками организации. Он лёг в основу программы SimplexPlan – «доля гарантированных продаж». Более подробно мы собираемся рассказать о нём в следующих наших статьях.

А какие вы используете показатели для управления своим бизнесом? Поделитесь опытом в комментариях. Так мы сможем помочь друг другу в этом и без того нелегком деле.

0
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Длуцких

Выдайте бан этому культурному человеку, да подлиннее...

Ответить
Развернуть ветку
ITSimplex
Автор

Александр, нам жаль, что вам не понравилось. Показатели все были утверждены перед советом из докторов наук при защите методологии оптимизации, основанной на симплекс-методе. Сомневаюсь, что нечто подобное лежит в легком доступе в интернете. Разве что, кроме маржинальности товара.
Далее мы расскажем про рисковые коэффициенты, которые отлично коррелируются с предыдущими, и тогда станет видна общая картина красоты подбора этих параметров. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Может быть на кейсах можно было показать, почему предложенный набор необходим и достаточен. 
В-общем, совсем тема не раскрыта.

Ответить
Развернуть ветку
ITSimplex
Автор

Денис, благодарим вас за ваше мнение! В следующих статьях мы будем раскрывать на примерах полезность использования ранее описанных параметров. Статья и так получилось длинной, поэтому решено было позже просто ссылаться на эту статью при более подробном описании.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда