Как мошенники обманывают пенсионеров, и как защититься
Пенсионера обидеть может каждый
Ивану Петровичу позвонили с неизвестного номера. «Добрый день! – сказал приветливый голос. – Это Пенсионный фонд. На наш адрес поступило письмо о том, что несколько месяцев работы не учтены в вашем общем стаже. Вам нужно приехать лично и написать заявление о восстановлении утерянных данных».
Милый голос предложил пенсионеру записаться на прием и даже назвал правильный адрес и номер ближайшего отделения. А потом Иван Петрович получил СМС с запросом подтвердить запись…
Пожилые люди – наиболее уязвимая категория граждан. Они наивны, плохо разбираются в новых технологиях, не могут проверить информацию в интернете и не привыкли пользоваться гаджетами и картами. К тому же, люди старшего возраста автоматически доверяют каждому, кто произносит слова «пенсионный фонд», «соцслужба», «полиция», «собес». А у одиноких пенсионеров еще и обострена потребность в общении, они охотно идут на контакт.
История, описанная нами – одна из новых уловок. После звонка якобы из Пенсионного фонда России (отметим, что даже название мошенники исказили, правильно – Социальный фонд России) жертва под видом кода получает запрос на восстановление доступа к учетной записи «Госуслуг». Активировав этот код, пенсионер предоставляет злоумышленникам доступ к своим личным данным: СНИЛС, паспорту, номерам счетов и другим документам.
Обычно этим людям сложно отказать...
Научим на примере самых популярных мошеннических схем. А в конце расскажем, по каким конкретным признакам можно понять, что ваш собеседник – злоумышленник.
Три сценария
Аферисты часто комбинируют схемы и меняют легенды. Однако, на сегодняшний день можно выделить три самых распространённых способа мошеннических атак на пенсионеров: фальшивые предложения о перерасчете пенсии, оформлении полиса ОМС и скидках на коммунальные платежи. Именно на них приходится половина всех способов обмана.
Что мошеннику нужно от пенсионера?
Схема первая. Преступник звонит пожилому человеку и под видом работника Социального фонда России предлагает провести перерасчет пенсии и повысить ее размер. Чтобы оформить заявление, нужно предоставить свои личные данные, код из СМС или установить приложение на телефон. Как только мошенник получает доступ к устройству, он может войти в личный кабинет жертвы на портале «Госуслуги», оформить кредит на имя пенсионера или вывести средства через онлайн-банк.
Согласно второй схеме обмана, аферист предлагает пожилому человеку принять участие в некой акции и получить скидку на оплату ЖКХ, но для этого нужно подтвердить статус пенсионера. Дальнейшее известно: получив персональные данные и СМС-код, злоумышленник имеет возможность похитить деньги или оформить займ.
Используя третью схему, преступник представляется сотрудником страховой компании и настойчиво предлагает продлить полис обязательного медицинского страхования. Необходимо всего лишь установить на телефон приложение Минздрава, а по сути – вредоносное программное обеспечение, позволяющее мошеннику получить доступ к устройству.
Манипуляции и угрозы
Как еще аферисты воруют деньги?
Ещё один популярный в последнее время способ обмана: пенсионеру поступает звонок якобы из полиции. «Прямо сейчас мы проводим спецоперацию по ловле преступника, - говорят по телефону. – Без вашей помощи не обойтись!» Могут даже последовать угрозы за отказ сотрудничать с правоохранительными органами.
Далее все стандартно: добропорядочный гражданин предоставляет данные счета или карты, а иногда даже берёт кредиты. Аферист может «вести» жертву несколько часов или дней. Пожилой человек, как под гипнозом, следует инструкции телефонного собеседника и только спустя время понимает, что его обманули, деньги потеряны.
Иногда мошенники наносят визит лично
Фальшивых сотрудников коммунальных служб, собеса или «пенсионного фонда» пожилые люди доверчиво впускают в дом, даже не попросив показать удостоверение. Как правило, преступники ходят парами: один отвлекает жертву, другой ищет деньги или ценности.
Один из новых способов – просьба об установке мобильного приложения с объявлениями. Якобы так будет обеспечена безопасность сделки. Это обновленный сценарий, ранее мошенники предлагали оформить покупку товаров на популярных маркетплейсах, предупреждает Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России. «Спрятанная в приложении шпионская программа может перехватывать вводимые данные банковской карты и входящие SMS-коды для кражи денег со счетов клиентов российских банков», — объяснили в МВД.
С развитием современных технологий стали возможны звонки и даже видео якобы от родственников или друзей. Схема одинаковая: случилась беда, надо помочь, при этом деньги нужно перевести срочно. Не торопитесь! Перезвоните человеку сами, уточните ситуацию.
Работающим людям может поступить сообщение от имени руководителя. «Легенда» следующая: произошла утечка данных, нужно следовать инструкциям «вышестоящего ведомства». После поступает новый звонок с неизвестного номера и манипуляциями злоумышленники добиваются вывода денежных средств или раскрытия информации о персональных данных.
Отдельный вариант мошенничества – подлог. Преступники могут украсть пенсионные деньги из негосударственного пенсионного фонда, используя фальшивые документы или поддельные счета. Этой схемой могут воспользоваться агенты, которые имеют доступ к персональным данным (например, страховые компании, банки и даже работодатели).
Узнать о том, что пенсионные накопления переведены на другой счет, жертва может лишь спустя какое-то время, когда придет письмо от нового негосударственного пенсионного фонда. Чтобы избежать «сюрприза», необходимо периодически проверять, в управлении какого фонда находятся деньги. Это можно сделать в Социальном фонде России, через личный кабинет на сайте СФР или на портале «Гослуслуги».
Помните: ни в коем случае нельзя подписывать документы, не прочитав их полностью. Если есть сомнения по каким-то пунктам – попросите разъяснения.
Как распознать мошенника?
По данным ВЦИОМ, за последний год 67% россиян получали звонки от телефонных мошенников. Действуют злоумышленники по стандартной схеме: неожиданность / сильные эмоции (положительные или отрицательные) / психологическое давление / создание паники / действие.
Вот несколько признаков, по которым можно распознать мошенника:
1. На вас выходят сами. Если кто-то позвонил, прислал СМС, электронное письмо или сообщение в мессенджер, подумайте: что ему от вас нужно? Не переходите по ссылкам, не открывайте вложения. Будьте бдительны!
2. С вами говорят о деньгах. Предлагают перевести деньги на безопасный счет? Выгодно инвестировать свои сбережения? Получить прибавку к пенсии? Принять участие в розыгрыше? Пройти бесплатное обследование в клинике? Кладите трубку!
3. Вас выводят из равновесия. Чтобы отключить критическое мышление, мошенники пытаются вывести жертву на сильные эмоции. Как бы вы ни были взволнованы, сохраняйте скептическое отношение к собеседнику, не следуйте его инструкциям.
4. Вас просят сообщить данные. Настоящий сотрудник банка или Социального фонда России никогда не спросит реквизиты карты, ПИН-коды и пароли. Точка.
5. На вас давят, торопят, принуждают, ставят условия. Не вступайте в разговор – на любое ваше возражение у преступников есть ответ. Возьмите паузу. Положите трубку. Отдышитесь.
Если остались сомнения – а может, звонивший все же прав? – поищите новости в интернете, позвоните по горячей линии банка или СФР, найдите закон или постановление о выплатах.
Вот несколько фраз, которые должны насторожить: «Вам полагается прибавка к пенсии», «Получите новые льготы», «Большие скидки пенсионерам», «У вас плохие анализы», «Подскажем, куда выгодно вложить деньги», «У вас слишком большая пенсия», «Срочно переводите все на безопасный счет», «Помогаем вернуть деньги, которые вы перевели мошенникам» (да, иногда преступники звонят тем, кто уже пал жертвой аферистов и предлагают помощь).
Повторим еще раз: никому не выдавайте данные своей карты и не вводите их на неизвестных сайтах. Не скачивайте неизвестные приложения и не переходите по ссылкам. Никому не сообщайте пароли и коды, которые присылают банки, мобильные операторы или Госуслуги.
Если, к сожалению, вы все же стали жертвой мошенника, срочно обратитесь в полицию и предоставьте все доказательства общения с аферистами (переписку, звонки), чтобы было легче найти их и привлечь к ответственности.
Почему я решила написать этот текст?
У меня есть мама. Она - пенсионер. И ей постоянно кто-то звонит.
У моей подруги Леси Шкляр - тоже есть мама. Продолжение знаете.
И у вас тоже есть старенькая мама или папа, дедушки и бабушки.
Мы с подругой поизучали интернеты, для того, чтобы рассказать своим родителям. "Предупрежден - значит, вооружен".
Составили текст. И вот делимся с вами.
Если хотите, можете написать в комментариях другие сценарии. Пусть будет больше информации об этом.