Через 20-30 лет, в мировой экономике любой бизнес будет социальным или с активной КСО программой

<b>Из настоящей статьи вы узнаете:</b><p>- Почему социальные предприниматели – это проводники в экономическую трансформацию </p><p>- Каковы предпосылки изменения принципов экономики в наше время</p><p>- Какова модель экономического поведения ближайшего будущего </p>
Из настоящей статьи вы узнаете:

- Почему социальные предприниматели – это проводники в экономическую трансформацию

- Каковы предпосылки изменения принципов экономики в наше время

- Какова модель экономического поведения ближайшего будущего

Капитализм развивающаяся система, которая вышла из конкретного исторического этапа и медленно, но планомерно двигается к неминуемой трансформации.

Трансформация общественно-политических и экологических процессов не оставит выбор бизнесу, кроме как, быть социально-ориентированным, и чем раньше вы начнете меняться, тем больше преимуществ получите на рынке в будущем.

Подкреплю высказанное мнение фактами и тенденциями, которые неизбежно поменяют устоявшиеся экономические и политические системы.

Фактор 1.

От промышленной революции до шестой биоэкономической волны

Всего за 200 лет, человечество совершило большой прорыв в освоении природных ресурсов и развитии промышленности. Человек закономерно переходил от промышленной революции к индустриальной, потом к постиндустриальной и т.д., которые позволили достичь значительных изменений в общественно-политическом устройстве, экономике и качестве жизни людей. Желание достичь больше прибыли, подталкивало субъектов хозяйственной деятельности, соревноваться в технологиях по-быстрому и максимально дешевому производству товаров, а потом, дополнилось искусством маркетинга и совершенствованием потребительских свойств товаров. Вся суть данного исторического периода была «заточена» на освоение ресурсов и предоставления блага в большем количестве.

В середине ХХ века, человечество освоило Северный Полюс, покорило космическое пространство, научилось локализовывать и контролировать производства в разных странах мира, что привело к позитивному развитию многих сфер экономики.

При этом, экономика производства носила прямолинейный характер. Произвел-потребил- выбросил – это схема, которая применялась, в производственном секторе и «воспитывала» такое же поведение в привычках потребителя. Например, один из лозунгов бизнес стратегии международной торговой сети «ZARA» в начале 90-х годов 20 в.: «ZARAмания это возможность приобретать самые модные вещи, чтобы в следующем году избавиться от них с чистым сердцем. В магазинах постоянное обновление товара, 40% ассортимента меняется каждую неделю». С точки зрения получения максимальной прибыли- это гениальная и успешная модель бизнеса, основанная на экономике потребления, позволившая завоевать мир.

Однако, в ХI веке стало понятно, что поведение человека, основанное на экономике потребления, прямолинейного производства и нерационального использования ресурсов не является лучшей моделью существования для развития мира и человечества.

Обращать внимание и замечать взаимосвязь между антропогенным вмешательством человека и изменением окружающей среды стали в XIII веке, но активно заговорили о тенденциях негативного влияния в 50-70 годах XX века. Несмотря на то, что, вопросы окружающей среды стали предметом внимания международном уровне, экономическая повестка всегда оставалась более значимой, чем экология. До настоящего момента, реализация международных «экологических» соглашений сводилась к тому, что мы ограничиваем антропогенное воздействие, но, если экономические издержки слишком велики, то можно внести корректировки в ущерб экологии.

По состоянию на 2020 год, пройден рубеж, когда деятельность человека, носит ярко выраженный негативных характер для нормального роста и развития человека. Антропогенное воздействие человека и нерациональное использование ресурсов привело к множеству экологических проблем: от снижения популяции животных на земле до изменения климата и сбоя экосистем. Современная наука доказывает, что за словами, о неотвратимых последствиях, стоят конкретные факты, способные ухудшить качество жизни людей: засухи – приводят к потере урожая и сокращению источников пресной воды; массовая вырубка лесов – приводит не только к «сокращению легких» Земли, но и сокращению первичного материала для профильных промышленных секторов и т.д. Происходящие изменения могут привести к невозможности удовлетворять потребности человечества в будущем в том объеме и качестве к которому мы привыкли сегодня.

В 2020 году в Давосе на Всемирном экономическом форуме, экономическая повестка переместилась на 5-е место (в ТОП 10 рисков), уступив пальму лидерства климатической повестке.

Фактор 2.

Гуманизация общества и цели устойчивого развития.

На мой взгляд, во-второй половине XX века, гуманизация общества достигла исторического апогея, по сравнению с предыдущим историческим периодом. Всеобщее признание на международном уровне верховенства прав человека, где жизнь — это высшая ценность, а равенство людей не зависит от расы, вероисповедания, места жительства, состояния здоровья и т.д. стало общепринятой нормой, которую разделили большинство стран мира.

Вместе с тем, гуманизация и демократизация общества, научные и промышленные достижения – не решают в полной мере проблемы человечества на всем Земном пространстве.

Например, более 700 млн. человек на Земле живут в крайней нищете; 57 млн. детей школьного возраста не посещают школу, что, в свою очередь, усугубляет ситуацию с ликвидацией нищеты; 45,8 млн. людей находятся в современном рабстве, в следствии насилия и военных конфликтов.

«В эпоху глобализации, информатизации, демократизации институтов власти и увеличения количества среднего класса, государства и крупные бизнес игроки не могут игнорировать значительное социальное расслоение. Сильный разрыв в неравенстве, может привести к тяжелым социальным и политическим последствиям»

Значимость и напряженность проблем в общественно-социальных, экономических и экологических областях, подтверждается международным сообществом. В 2015 году Организация объединенных наций приняла Резолюцию, которая призвала государства всего мира признать пограничное положение и присоединиться к Целям устойчивого развития (далее ЦУР). Проблемные зоны были разбиты на 17 блоков (целей). Слаженная и осознанная деятельность государств, бизнеса и каждого отдельного человека – залог достижения ЦУР, которые направлены на сохранение качества жизни будущих поколений на уровне не ниже чем сейчас. Сегодня большая часть государств признает перечисленные в Резолюции негативные последствия, являющиеся риском как для благоприятных стран, так и стран третьего мира https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.

В настоящий момент, в России повестка ЦУР продвигается на уровне государства и крупного бизнеса. Сегодня, о включении задач ЦУР в деятельность организаций и достижении конкретных показателей, заявили многие международные компании и компании из крупного бизнеса России: Coca-Cola, Uniliver, Microsoft, Сибур, МеталлИнвест. МТС и т.д. Бизнес активно демонстрирует политику по поддержке «тематических» ЦУР, трансформируя действующие бизнес процессы, например: включая в цепочку товаров «ответственных» поставщиков; внедряя организацию сбора и переработки упаковочных материалов; переходя на биоразлагаемую или перерабатываемую упаковку; увеличивает долю женщин в Правлении; производит товары из вторсырья и т.д.[1]

В свою очередь, достижение ЦУР — это синергия всех участников рынка: государства, бизнеса и индивидуума. На этом фоне, очень радует рост малых предприятий, которые ориентируют бизнес модель, опираясь на ЦУР (хотя и сами могут этого не осознаватьJ), они просто работают «по зову сердца», ориентируясь на современные тенденции и запросы потребителей.

Сегодня – демонстрация реализации ЦУР в бизнесе – носит «дуалистический» характер: во-первых, это искреннее желание изменить мир или сохранить в том виде, какой он есть сейчас для будущих поколений; а во-вторых, это маркетинговый инструмент, позволяющий отстроится от конкурентов, завоевать сердца потребителей и акционеров. Но, через 5-8 лет, маркетинговое движение, построенное на ЦУР, потеряет актуальность, так как эти требования станут обязательными требованиями со стороны регуляторных органов, а социум привыкнет, к идеи рационального производства и потребления.

Фактор 3. Потребительские привычки и профессии будущего

Под влиянием информационно-цифровой революции, динамично меняются разные сферы экономики, в том числе структура занятости населения. В 2020 году «черный лебедь» — вирус COVID 19, придал динамику, и без того стремительно развивающимся тенденциям.

Вопрос изменения структуры рынка труда — вымирание одних профессий и появления других, не является новым вызовом для человечества. Аналогичные процессы происходили при промышленных революциях и роботизации рабочих мест. Главный вызов, заключается в прогнозировании — какими будут профессии будущего. Большинство футурологов сходятся во мнении, что сегодня требуется готовить узкоспециализированных специалистов, с глубоким знанием предмета, обладающих компетенциями «проверить» автоматизированные системы. Например, на рынке рекламы, уже появились smm специалисты, узкоспециализированные на конкретные социальные сети, тогда как традиционный рынок рекламы переживает кризис.

В силу запроса на узкоспециализированных работников, стоит задача выявлять компетенции человека, те сферы к чему он предрасположен. Работник может быть успешен там, где ему интересно, и он обладает предрасположенностью к конкретному виду работ. То есть, занимаясь любимым делом, к которому у работника или предпринимателя есть предрасположенность – он становится более успешным и эффективным, по сравнению с тем, кто выбрал специальность случайно и делает ее машинально и посредственно[2].

«Сегодня сообщества и группы способны влиять на общественное мнение быстрее чем за всю историю человечества. Лидер мнений/блогер может иметь больший авторитет, чем политик»

Второй важный фактор развития общества – меняющиеся запросы потребителей. Поколение Z, имеет более осознанные потребительские привычки, как в работе, так и в потреблении. Им важен смысл деятельности, деньги являются важным фактором, но вторичным. На первом месте смысл, свобода и самореализация. Сегодня рекламные кампании строятся не на преимуществах товара, а на их «fan» составляющей или ценности товара для общества и экологии.

Фактор 4. – Кризис капитализма

Капитализм, как одна из самых востребованных моделей экономического поведения XIX-XX в.в., в грубой и упрощенной форме, характеризуется задачей — заработать максимальное количество денег собственнику. Проблема в том, что XXI век показал несостоятельность базовых принципов капитализма для решения современных социальных и экологических вызовов. Неравномерное распределение ресурсов, с одной стороны, и увеличение среднего класса, с другой стороны, нерациональное использование природных ресурсов в угоду максимизации прибыли и негативное антропогенное воздействие человека на окружающую среду, поставили под вопрос – на каких принципах должна работать экономика в будущем, чтобы обеспечить будущим поколениям достойный или такой же уровень жизни, а бизнесу сохранять прибыль.

С 2008 года экономисты стали открыто говорить о необходимости трансформации экономических принципов. В 2019 году Теория сознательного капитализма открыто обсуждались на Всемирном экономическом форуме в Давосе. А в 2020 году Всемирный экономический форум обновил свой Манифест, опираясь на принципы сознательного капитализма, учитывающие интересы всех заинтересованных сторон (а не только собственников).

По сути, сознательный капитализм – это безысходность политической и экономической элиты, которая вынуждена изменить цепочку получения денег/капиталов по ранее работающей схеме, иначе завтра, можно потерять «пальму первенства». Экономика ближайшего будущего будет базироваться на следующей триаде: Ценности (человеческие, экологические и общественные), рационализм и экономическая выгода.

Таким образом, «экономика добра» это не просто движение фанатиков за мир во всем мире, это трансформация системы, продиктованная эволюцией и современными событиями, что подтверждает ее своевременность и право на лидирующую идеологическую систему.

Сегодня работодателям все сложнее занимать лидирующие позиции на рынке труда, за счет высоких зарплат и бонусов. Крупные компании вынуждены искать новые смыслы для работников, активно развивать корпоративную социальную ответственность.

С другой стороны, на лицо тенденция к увеличению малого бизнеса и росту самозанятых людей, много работ в госсекторе и в крупных компаниях автоматизируется, освобождается рабочая сила.

Таким образом, два противоположных тренда – освобождение рабочей силы и задача привлечения компаниями лучших специалистов, говорит о том, что субъектам экономических отношений (малым бизнесам и работникам) необходимо понимать – где их конкурентное преимущество. Преимуществом может стать точечная работа в узкой нише с уклоном на цели и задачи целей устойчивого развития. Так как глобальная повестка ЦУР – охватывает широкий спектр экономико-общественных отношений – каждый может найти и занять свое место.

Опираясь на вышесказанное, каждому сектору экономики и даже государственным институтам, придется «перенастраивать» свой бизнес под принципы другой и новой экономики.

«Сознательный капитализм, критикует излишний уклон в: неравномерном распределении ресурсов; возрастающем социальном неравенстве; экономической силе транснациональных компаний.

Для меня сознательный капитализм – безумно интересное явление, где замашки Робин Гуда и добрых поступков граничат с острыми зубами и расчетливыми головами гигантов капитализма, которые не готовы потерять своих лидерских позиций»

Роль социального бизнеса в экономике будущего

По моим прогнозам, через 20-30 лет, в мировой экономике, каждый бизнес будет социально ответственным, когда, наравне с извлечением прибыли – он будет осознано добиваться достижения дополнительного социального эффекта, работающего на общее благо. Это будет выражено, в развитии бизнес моделей, ориентированных на решение общественно-социальных или экологических проблем. А если бизнес не может адаптировать для себя такую модель, он будет перераспределять ресурсы на создание дополнительных ценностей и развитие «устойчивой экономики» (выстраивать сильную корпоративную культуру, чтобы бороться за рынок туда и потребителей).

Поэтому, зарождающееся сегодня в России социальное предпринимательство – это ростки, которые станут прототипом типичного бизнеса будущего, занимающего лидирующие позиции.

В России запрос общества, бизнеса и инвесторов на создание бизнесом дополнительных ценностей достаточно низкий, в отличии от стран Европейского Союза и США. Но, развитие указанных тенденций, гораздо ближе чем нам кажется! COVID19 ускорил многие процессы на лет десять. И если вы далеки от темы социального предпринимательства или создания дополнительной ценности – самое время начать изучать, анализировать успешные практики и наработки. Чем раньше вы внедрите принципы «экономики добра» в свой бизнес, сообщества и жизнь — тем больше у вас шансов укрепить свои лидерские позиции в будущем и повлиять на качество жизни людей в 2030 году.

[1] Отчет ООО «Сибур», 2020 год, Отчет об устойчивом развитии Coca-Cola в России за 2019 год, линейка одежды Н&M изи переработанной ткани

[2] Университет 20.35 активно ведет разработки в этом направлении, привлекая ведущие ВУЗы страны и крупный бизнес.

Начать дискуссию