{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы видим все больше новостей об индийских стартапах?

Технологические компании из Индии за 2020 год привлекли $9,3 млрд долларов венчурных инвестиций. По понятным причинам этот показатель кратно меньше (на 35%) 2019 года, но позапрошлый год вообще был рекордным по объемам венчурного инвестирования на Индийском рынке, так, за 2019 год компании в Индии привлекли рекордные $14.5 млрд долларов.

Большинство знаковых для VC рынка инвесторов так или иначе присутствуют в Индии – свои отдельные «индийские» команды имеют Accel, Sequoia Capital, Bessemer Venture Partners, Tiger Global, Lightspeed и другие. Из фондов с «российскими корнями» в Индии представлены Finsight Ventures, RTP Global, Sistema_VC, Cabra.vc. На поверхности, объяснение такому интересу к Индийскому рынку кроется в объеме рынка и темпах его роста. Так, согласно статистике Международного Банка, Индия прочно занимает второе место в мире по размеру населения (1.37 млрд в 2019 году), уступая лишь Китаю. А по темпам роста ВВП и вовсе опережает Китайскую экономику – средний рост Индийской экономики за последние составил 6.9%, у Китая – 6.7%, или в 2.5х раза быстрее среднемирового.

Темпы роста номинального ВВП: Индия, Китай, США, Россия и Мир (2000-2019), %

Мировое население в разрезе стран (2000-2019), млрд жителей

Однако, население Индии всегда было большим, а ВВП страны рос быстрее среднемирового за счет низкой базы, так почему же приток венчурных инвестиций происходит только сейчас? На протяжение прошедшего года, я в Finsight Ventures погружался в индийский рынок и сформировал для себя ключевые тезисы следующим образом.

Причина № 1: Мукеш Амбани и его амбиции.

Мукеш Дхирубхай Амбани – самый богатый человек Индии, Forbes оценил его состояние в $80+ млрд. Мукеш является владельцем холдинга Reliance Industries, куда входят активы в нефтяном, энергетическом, телекоммуникационном, медиа секторах и розничной торговли. Reliance Industries досталась Мукешу Амбани в наследство от отца, Дхирубхая Амбани, после смерти которого в 2002 году, вся Индия наблюдала за «разводом» активов богатейшей семьи Индии.

Antilia - личная резиденция Мукеша Амбани в г. Мумбаи

Так, Мукешу Амбани достались нефтегазовые активы, а его младшему брату Анилу Амбани активы в телекоммуникационном бизнесе. Отношения между двумя братьями можно охарактеризовать как «враждебные» и Мукеш Амбани не скрывал своего интереса к телеком сектору. Однако, согласно договоренностям между братьями, Мукеш не мог заниматься телекоммуникациями до 2010 года. В мае того года Министерство Телекоммуникаций Индии провело аукцион по распределению частот 4G. Единственной компанией, которая получила лицензии на частоты во всех 22 штатах оказалась никому неизвестная компания Infotel Digicom, 150-я в списке крупнейших операторов ШПД в Индии, компания с нулевым балансом и выручкой в 2.59 крор рупий (единица измерений в Индии, равняющаяся 10 миллионам). Как оказалось, компания «фронтила» Reliance Industries и сразу послед аукциона была поглощена компанией Мукеша Амбани. Так появился Reliance Jio, телекоммуникационное подразделение Reliance Industries. Компания начала предоставлять услуги в 2016 году, предложив рынку то, чего не могли позволить себе традиционные игроки: пожизненно бесплатные звонки и безлимитный интернет на 7 месяцев. В результате, за 4 года Jio не только стала крупнейшим оператором связи в Индии, но и «обросла» экосистемой комплиментарных продуктов: аудио и видео стримминг (JioSaavn, JioCinema), система денежных переводов (JioMoney), набор пользовательских приложений (JioBrowser, JioChat), облачное хранилище (JioCloud), видеозвонки (JioCall) и многие другие.

Количество абонентов сотовой связи в Индии Reliance, Vodafone, Airtel

Jio сделала то, чего долгое время не могли сделать традиционные игроки – увеличить проникновение интернета в Индии с 7.5% в 2010 году до 51% в 2020 г. На данный момент Индия является второй по количеству интернет-пользователей (696 млн) страной в мире. Кстати, Анил Амбани продал свой телекоммуникационный актив Reliance Communications своему брату в 2019 году.

Совокупное состояние братьев Мукеша и Анила Амбани Bloomb

С Апреля 2020 года Jio за 3 месяца привлекла инвестиций на $21 млрд, по оценке порядка $67 млрд. Инвесторами компании стали Facebook, Google, Microsoft, KKR, TPG, General Atlantic. Для заполнения информационного фона компания делала анонс касательно инвестиции каждого отдельного инвестора, в результате чего мы все могли наблюдать как Jio привлекает новые раунды по два раза в день.

Причина № 2: Нарендра Моди и его политика.

Нарендра Моди – действующий с 2014 года премьер-министр Индии, ставшим первым в истории Индии лидером страны из касты гханчи (самая низкая в социальной структуре Индии каста, чуть выше «неприкасаемых»).

Баннер с предвыборной рекламой Нарендры Моди перед выборами в Апреле 2019 г. Павел Гурьянов

Его политика опирается на наиболее бедную часть электората. Но для венчурного рынка важны те инициативы, которые он провел за 6 лет:

  • Aadhaar, система биометрической идентификации граждан и резидентов Индии. Хранит анкетные данные физлиц, их отпечатки пальцев и фотографию радужной оболочки. Система была создана в 2009 году, но до Моди применялась в крайне ограниченном виде. Так постановлением Верховного Суда Индии определялась невозможность использования частными компаниями Aadhaar для идентификации своих клиентов. После прихода Моди, парламент провел законопроект, позволяющий банкам и телеком операторам использование Aadhaar на добровольной основе, что де-факто стало наиболее популярным и удобным методом KYC. Таким образом, Моди «оцифровал» более чем миллиардное население Индии и сделал доступной удаленную идентификацию.
  • Демонетизация и оцифровка платежей. 8 ноября 2016 года правительство Нарендры Моди объявило вывод из оборота купюр номиналом 500 и 1,000 рупий (самых «ходовых») на следующий день. Анонсированной целью была борьба с неучтенными наличными средствами и уходом от уплаты налогов. Введя вместо изъятых из оборота купюр новые и одновременно ограничив выдачу наличных средств населению, граждане Индии были вынуждены массово открывать счета в банках. Параллельно с этим, в 2016 году была создана UPI (Unified Payment Interface), аналог российской Системы Быстрых Платежей, которая позволили владельцам Aadhaar делать P2P, P2B переводы, минуя рельсы Visa или MasterCard. Это дало толчок развитию розничных цифровых платежей в стране, объем которых вырос за 5 лет в 3 раза, с 9.3 трлн рупий в Декабре 2015 до 26.8 трлн в Декабре 2019.

Объем розничных безналичных платежей в Индии Резервный Банк Индии

Да, проникновение цифровых платежей в Индии по-прежнему отстает от таких бенчмарков как Китай, Сингапур, Швеция или даже США. Но появление UPI сильно демократизирует доступ к банковским услугам и дает индийским гражданам понятный и безопасный платежный инструмент. Большинство мерчантов теперь имеет QR код для приема UPI, ведь такой способ оплаты избавляет от необходимости платить за карточный интречейндж.

"Эквайринг" от PayTM есть практически у каждого предпрнимателя, от так называемых Kirana Shops до Тук-Туков

Также, по всей видимости, Индия сейчас находится в процессе смены вектора развития. В июне 2020 года правительство Моди ужесточило контроль за иностранными инвестициями со стороны стран с прилегающей территорией – теперь любая сделка с бенефициаром из такой страны должна быть отдельно рассмотрена и одобрена регулятором. Таких стран 7, и если со стороны Непала, Мьянмы, Бангладеша, Бутана и Афганистана поток прямых иностранных инвестиций находится на минимальном уровне, с Пакистаном Индия находится в состоянии многолетнего «горячего» конфликта, то инвесторы из Китая были очень активными игроками местного венчурного рынка. Так, четверть всего венчурного финансирования приходилось на китайских инвесторов ($4.6 млрд в 2019 году). Самыми активными инвесторами являлись Alibaba (PayTM, Zomato, Sanpdeal) и Tencent (Ola, Zwiggy, Byju’s). Таким образом, на рынке образовалась возможность, которую можно заполнить капиталом из других стран.

Причина № 3: Качество человеческого капитала

Еще одним важным фактором роста интереса (а не его следствием) к индийскому технологическому рынку является рост числа технологических предпринимателей. Откуда они появились?

ИТ-аутсорсинг. Вопреки шуткам про индийский код, статистика говорит сама за себя – в рейтинге топ-10 по выручке ИТ-аутсорсинговых компаний, 3 родом из Индии: TCS (LTM Выручка $21.5 млрд), Infosys (LTM Выручка $12.8 млрд) и Wipro (LTM Выручка $8.3 млрд). Пример TCS (Tata Consultancy Services) вообще уникален. Созданная в 1968 году как подразделение Tata Group, компания изначально занималась созданием программных продуктов на базе перфокарт для нужд материнской компании. Решив данную задачу, компания одной из первых в истории стала предлагать рабочие часы своих программистов для решения задач других компаний на рынке. Так, в 1980-х компания стала лидером в разработке ПО для финансового сектора – на основе решений TCS строились национальный депозитарный центр Сингапура и Канады, Swiss Securities Clearing Corporation, Swiss National Bank, АБС Deutsche Bank и многие другие. Результатом успеха офшор разработки в Индии стала большое число квалифицированных кадров в стране. Если взять только текущую численность сотрудников указанных выше компаний, получится как минимум 900 тыс. человек.

Наличие успешных историй и зрелое сообщество. В Индии насчитывается 27 единорогов (компаний, оценка которых превысила $1 млрд). Ниже кратко о самых известных:

  • PayTM – платежный кошелёк и суперапп, основанный в 2007 году. За свою историю привлек порядка $16 млрд инвестиций от Alibaba, Ant Financial, Berkshire Hathaway, Temasek и SoftBank. Дневная аудитория приложения составляет порядка 39 млн пользователей, а выручка за последний финансовый год превышает $511 млн.

  • Ola – локальный аналог Uber, основанный в 2010 году. За свою историю привлек почти $4 млрд от DST, Sequoia, Bessemer и SoftBank. Де-факто лидер на индийском рынке агрегаторов такси (Uber сообщает о 14 млн поездок в неделю, Ola – 28 млн). С 2018 года ведутся переговоры о слиянии двух лидеров рынка для создания совместного предприятия (как в России между Яндекс и Uber). Выручка за последний фискальный год превышает $500 млн.

  • OYO – созданный в 2012 году стартап, который поставил задачу агрегировать и стандартизировать рынок небольших несетевых отелей в Индии. Изначальная идея основывалась на долгосрочной аренде части инвентаря отелей и переоборудовании их под свои стандарты для последующей монетизации через собственные каналы (reversed franchise). Позднее компания столкнулась с проблемой контроля качества и стала брать в свое управление весь номерной фонд каждого отеля. Компания привлекла порядка $3 млрд инвестиций от SoftBank, DiDi, Grab, Airbnb. Сегодня это сеть из 13 тыс. отелей в собственном управлении или франшизе, представленная в 800+ городах мира. Выручка за 2019 финансовый год составила $1 млрд.

OYO-брендированные гостиницы на улицах Дели Павел Гурьянов
  • BYJU’s – созданная в 2011 году как сеть оффлайн школ, позднее создала приложение с контентом для подготовки к ежегодным школьным экзаменам. Сегодня это крупнейший в Индии образовательный стартап с контентом для школьников, поступающих в университеты, соискателей на должности в государственные учреждения и прочее. Компания в общей сложности привлекла $1.6 млрд инвестиций от DST, BlackRock, Naspers и Lightspeed, а выручка за последний финансовый год достигла $400 млн.

  • Flipkart – созданный в 2007 году, крупнейшая в Индии B2C площадка электронной торговли (доля рынка по итогам 2019 года составила 31.9% против 31.2% у Amazon India). С момента основания привлекла $1.3 млрд инвестиций от SoftBank, eBay, iconiq, Naspers. В 2018 году Walmart выкупил 77%.

Я осознанно опустил данные об оценке стартапов, чтобы не уйти в рассуждение о ее справедливости – вне зависимости от этого, привлеченные средства несут добавленную стоимость для сообщества технологических предпринимателей. По данным Bloomberg, у 55 основателей индийских единорогов в 2019 году было как минимум по 3 ангельских инвестиций. Так, например, Бинни Бансал (основатель Flipkart) проинвестировал в 50 стартапов, а Виджай Шарма (основатель PayTM) является ангелом в 46 стартапах. Существенное число этих стартапов было основано бывшими сотрудниками компаний-единорогов. Таким образом, модель, опробованная в Кремниевой долине, начинает работать и в Индии. Наличие кадров на рынке позволяет создать большую выборку стартапов. Основатели наиболее успешных из них становятся источником капитала для новых предпринимателей, которые, в свою очередь, получив опыт работы в успешных стартапах могут снизить риск неуспеха. В дальнейшем цикл повторяется, и каждая следующая итерация становится более качественной.

Выводы

Подводя итоги, хочется еще раз отметить почему «всплеск» интереса к индийскому рынку среди венчурных инвесторов произошел именно сейчас.

Во-первых, усилиями Jio и других телеком-операторов в Индии существенно подросло проникновение интернета. Теперь в слабо-урбанизированной стране (около 30%) смартфоны и качественное соединение есть не только в городах, но и сельской местности. А это почти 900 млн жителей, которые пусть и в рамках своего сравнительно небольшого располагаемого дохода, но готовых потреблять продукты и услуги через цифровые каналы.

Во-вторых, была создана необходимая инфраструктура для платежей, которые являются фундаментом для роста цифрового бизнеса. Кроме того, благодаря политике текущего правительства появилось окно возможности для выхода новых инвесторов на рынок.

В-третьих, совокупность наследия крупнейших аутсорсинговых компаний и объем инвестиций, проинвестированных в стартапы до этого момента, сформировали очень цельное сообщество предпринимателей. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что IIT (Indian Institute of Technology) занимает 4-ю строчку в рейтинге университетов, чьи выпускники создают технологические стартапы. По данному показателю IIT уступает только Стэнфорду, Гарварду и UCL.

Из рисков Индийского рынка можно отметить возможное замедление темпов роста, и как следствие невозможность сформировать массовый средний класс – все предыдущие стартапы создавали продукты для потребителей, проживающих в городах, говорящих на английском или хинди, это порядка 300 млн жителей. Однако остальная часть рынка – это 500 млн жителей, которые станут средним классом в следующие 5 лет. Они проживают в малых городах и деревнях и говорят на 22 разных языках.

Проанализировав перечисленные в этой заметке факторы, а также потенциальные риски/апсайд, мы решили остановиться на индийском венчурном рынке как возможном рубеже, где будут созданы технологические продукты для следующих 500 млн среднего класса.

0
2 комментария
Ol Ka
четверть всего венчурного финансирования приходилось на китайских инвесторов

Всё-таки как ни крути, но китайцы красиво всех окучивают: что Европу, что Африку, что даже своих потенциальных военных противников.

Ни единого выстрела, ни литра нефти, ни даже капли крови — а им половина, если не больше, земного шарика уже должна.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Goncharov

Круто Паша 🔥

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда