{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Учёт доходов и расходов. Планирование — наше всё

В этой статье поделюсь десятилетним опытом ведения личных финансов.
Время на чтение около 15 минут, не учитывая таблиц. Покажу, как менялись шаблоны, программы и подход. Отдам на растерзание лайфхаки и покажу, как зарабатывать на кредитке, поделюсь категориями расходов. Что-то придётся замазать, уж простите.

Итак

На страничке в инстаграм рассказываю о себе, пишу про софтовые скилы и иногда угараю. Пару раз в месяц затрагиваю тему финансов. Попросили рассказать подробнее, дать шаблоны и примеры. Если честно было лень. Предстоит объяснение, какую логику закладывал, делание копий. Эту статью пишу в муках борьбы с субботней ленью и желанием нести свет в вашу жизнь. Так что лайки будут как нельзя кстати. Поставить могут не только лишь все, мало кто может это сделать.

Пытался найти скрины и файлы как можно раннего периода, однако множество кануло в Лету. Самые древние скриншоты нашёл за 2017 год. Приложений было поставлено штук 20, если не соврать, но первое приложение на котором я остановился надолго — «журнал расходов» от Vitaliy Vovchok. Проверил, оно живое и есть в плей маркете. Это не реклама, а отзыв истинного фаната. Понравилось гибкостью и простотой. Сидел на нём 5 лет.

Цифры не замазал, так как они давно неактуальны. Тема финансов, особенно личных, табу и всем интересно заглянуть в чужие кошельки. Сегодня есть такая возможность. Источников дохода несколько:
— Основной Додо Пицца.
— Снято с карты — кредитка, о ней чуть позже.
— Консалтинг патнёрам.
— Компьютеры и мебель. Занимался установкой программ, прокладкой «витухи», сборкой и установкой мебели.

В 2017 году мебель и компьютеры приносили самую малую часть. Это были постоянные клиенты, с которыми я дружу уже 10 лет.

Детализация

Пытался вести расходы план-факт. Пытался вести с детализацией. Не хватало одного — дисциплины. Куча файлов, на разных гугл-дисках. Файлы excel на компьютере. Ухищрения нельзя было назвать системой. Больше похоже на трепыхание рыбы, вытащенной на берег, которой не хватало воздуха.

Стало понятно, что ничего не понятно. Системы нет. Нет прозрачности и понимания.

Категории помогли увидеть детали. Сформировать понятную картину расходов. Проанализировать

«Отлично» — подумал я — «какой же я молодец». Всё записал, структурировал, анализ провёл. Теперь заживу, теперь будет по-другому. Мозг удовлетворён, задача решена. Правда планы не равно текущее состояние дел.

Расходы превышали доходы. В таблице выше есть минимальный план расходов, а максималки нет. Конечно, зачем она нужна? Живём один раз.
Так появилась ещё одна таблица не только с планом и фактом. Ниже несколько скриншотов.

Но, как писал выше, это всё разбросано. Дисциплины и постоянства нет. Мне просто надоело переносить из одной программы в другую, искать файлы оффлайн и онлайн. К тому же добавились карты для бизнеса, несколько кредиток и денежные потоки стали смешиваться.

Болезненный переход

Понимая необходимость менять программу, так как старый, добрый «журнал расходов» не справлялся. Выписал все параметры, которые были важны мне и принялся за сравнение популярных программ. К сожалению, таблица с сравнением не сохранилась — я искал, честно. Кажется она была бы полезна многим.
Пройдёмся по критериям:
— Онлайн синхронизация с банками
— Возможность бюджетирования категорий
— Отчётность за любой период
— Планирование платежей (привет кассовый разрыв)
— Заносить расходы по QR-коду на чеке. (детализация для бизнеса)
— Виджет на главный экран
— Быстрый ввод трат
— Создание любого количесткатегорий
— Подключение семьи

А дальше были долгие поиски, смены программ, тестовые дни. Кажется это был кромешный ад. Постоянный перенос трат из одной системы в другую, потеря платёжек, фиксация в категорию «потеряно» и «неизвестный доход». Вакханалия и анархия. Но оно того стоило.

Выбор пал на дзен мани.

Ссылки давать не буду, найти легко. У ребят есть тестовый бесплатный месяц и реферальная программа. Сразу купил навсегда и ни одного дня не пожалел.

Оптимизация

Раз уж прошлая какая-никакая система сломана. Прописал на бумаге будущие категории, разбил их на группы, создал подкатегории.

А дальше дело за малым. Перенёс их в программу, сделал родительские категории. В программе можно назначить тип расхода — «обязательный» и «необязательный»

Так как есть онлайн синхронизация с банками, то заносить расходы нужно только по наличным. Но у программы есть функция чтения QR-кодов, за это её и искал и вводить ручками стало не нужно. Там где чеков не давали всё же приходилось вносить расходы.

Самая частая проблема при ведении финансов — забыть зафиксировать траты

Исходя из фразы выше, максимально старался уйти от наличности. Так не терялись записи и поле «корректировка» практически исчезла. Маленькие промахи всё же были — парни поймут. Доходы конечно все зафиксированы, особенно когда они приходят в определённые даты.

Планирование

Кассовые разрывы научили копить деньги. Но подход позже поменял и стал просто их предугадывать. Для этих целей завёл кредитку (когда же про неё будет).

То подарки, то дни рождения, то плохое настроение и 5 новых толстовок, то телефон-водолаз (кто его просил нырять?). Это друзья кассовых разрывов личного бюджета, их также стоит планировать заранее.

Сейчас я уже планирую на 2022 год, исходя из того, что есть в 2021 году.
Цифры пришлось закрасить, но в начале предупреждал, что такое будет.
Самое сладкое то, что теперь учёт занимает 5 минут в конце недели. Планирование заняло 3-4 часа.

Ой, да кому это нужно? Всё может пойти не по плану, ты ставишь себя в рамки.

Скептик Пессимистивич Недоверчивый

Наличие плохого плана, лучше чем его отсутствие. Есть истина в цитате выше. Но, опыт — сын ошибок трудных. Эта система работает, помогает мне планировать рост доходов. Понять какое обучение мне в этом поможет. Когда можно побыть «на чиле, на расслабоне, пивко…», а когда стоит напрячь булки, а не жить в вечных дедлайнах.

Вкусняшки

Как и обещал, не оставлю без лайфхаков и полезностей.

Ловите шаблон плана расхода на 2022 год.
В нём три листа.
Первый на примерный доход в 100 тыс рублей. Вроде как средняя по Москве.
Второй на примерный расчёт, если доход около 500 тыс рублей. (для прикидки)
Третий план тех самых вылазок по выходным, собирал полгода.
Вам остаётся только побаловаться с вашими цифрами.

Кредитка, мать твою, расскажи про кредитку. Эх, нельзя тут шрифт меньше делать и писать со звёздочкой.
Для самых терпеливых и внимательных, кто дочитал статью, поставил лайк и подписался на меня. Ведь статья писалась 3,5 часа.
Выше рассказал про кассовые разрывы в личном бюджете и лучше бы их не было, но на кредитной игле сидит как минимум 30% знакомых. Возможно больше — партизаны молчат.

Так вот я слез, а кредитка осталась. Это кредитная карта «можно больше» от МКБ. Не буду хвалить или хейтить этот банк — люблю Тинька, но у него такой программы лояльности не нашлось.
Все траты по кредитке контролируются и абсолютно все возможные траты производятся с неё. 123 дня позволяют закрыть её без процентов.

Обслуживание карты выходит около 1500 в год, кэшбека набегает на 11-12 тысяч. Чистыми около 10 000 точно остаётся. Конечно это не большие деньги, но это 10% годовых от 100К без всяких рисков.

Вместо вывода

Запись трат не даёт ничего, но это первый шаг и его нужно сделать.

Импульсивные покупки можно планировать, как бы парадоксально это не звучало.

Составить план расходов только половина успеха.

Сравнение факта с планом — ещё не победа.

Планирование — не серебряная пуля.

Осознанный подход и дисциплина, вот ключик к успеху.

0
46 комментариев
Написать комментарий...
A.K.

Смотрю, вы вдруг в апреле стали в 2 раза больше тратить на еду. Стресс?

В свое время пытался заставить себя писать планы - заманался и бросил, придя к выводу, что планы реально нужны только в случае, если без них начинаются проблемы с деньгами. Если таких проблем нет - достаточно просто смотреть на баланс на счете раз в месяц и делать несложные выводы о том, все ли хорошо в датском королевстве.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Девушка появилась😁

Ответить
Развернуть ветку
A.K.

Ясно :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Игнатенко

Маленькие промахи всё же были — парни поймут

Не понял

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Значит у тебя их не было 😉

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мокрищев

Уахаха. Помню 6:30 утра после клуба едем с кентом за промахами, такси останавливается возле банкомата и он мне в догонку - 4 (тыс.грн) снимай и пальцами показывает. Но промахи были в то утро уж слишком дырявые и мы поехали домой

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Петров
Запись трат не даёт ничего, но это первый шаг и его нужно сделать.

Более того, чтение любых записей о том "как я планирую свои расходы" тратит 5-15 минут вашей жизни впустую. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Ну если ничего не делать, то чтение любой статьи тратит ровно столько времени, сколько её читали

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Петров

остальные статьи хотя бы развлекают своим контентом. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Прости, что не смог тебя развлечь. Может по коктейлю в баре? 😁

Ответить
Развернуть ветку
Василий Ильяшов

Тут много комментариев людей, которые живут от ЗП к ЗП, расслабьтесь, вам этот пост не нужен как по мне. Просто потому что вам не интересно саморазвитие, было бы интересно - возникали бы проблемы с учетом о которых говорит автор.

У меня личные финансы, семейные финансы и доходы/расходы в бизнесе, у меня есть запрос на такую проблему. Так как, чтобы расти финансово, нужно считать деньги иначе их всегда не хватает.

Любое планирование начинается с подсчётов расходов и доходов, чтобы понимать, где прибавить, а где убрать. Таким образом увеличивается маржа в бизнесе или остаточная сумма для будущего отпуска на море, например.

Не достаточно финансово образованные люди спрашивают нафига деньги считать? А умные спрашивают, как делать это тратя минимум времени?

Статья подсказала хорошую прогу для этого и заставила задуматься о кэшбэках на картах. Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

саморазвитие и подсчет копеек это вообще разные вещи. Как раз, люди, у которых денег в обрез, и вынуждены вести этот учет.
Посчитать можно в экселе (дельту по месяцу), во многих банковских приложениях или сайтах есть уже разбивка по категориям

Ответить
Развернуть ветку
Василий Ильяшов

Те, у кого "в обрез", они зарабатывают мало и только "мечтают" о хороших прибылях, к сожалению, и там пока нечего планировать чаще всего, а те кто строят систему (бизнес, например), у тех много банков, счетов, задач за которыми надо уследить и проконтролировать, банально нет ни времени ни желания вписывать каждый рубль, но это нужно делать, чтобы не попасть в кассовый разрыв.

Для таких людей и нужна автоматизация, а если поход в мак - это твоя самая крупная трата за месяц, то тебе лучше табличку вести...

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

подожди, причем тут "планировать" ? пост про подсчет расстрат же. Планирование это вообще отдельная штука
У кого много банков, счет, задач  -нанимает помощников, личных
Чтобы не попасть в кассовый разрыв - есть бухи и финики

А дальше пошли оскорбления, "а если". Возвращаю: А если говно из унитаза твоя лучшая еда, то? 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Ильяшов

Успокойся, я никого не пытался оскорбить, пару лет назад, моей самой большой покупкой было "похавать в маке", поэтому и говорю, что уровень потребления и трат определяет способ их учёта.

Касаемо бухгалтера, это скорее следующий этап, после этого приложения.
Когда оборотка выходит за пределы нескольких лямов и необходимо обелять бизнес, тогда и документы и налоговая и прочие вопросы появляются.

Исключения, если у тебя "папик миллионер", но у меня ни оборотки ни "папика" такого нет.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

а я некотое кол-во лет назад выплачивал ипотеку и денег было впритык. Вот тогда я вел учет расходов в попытках найти лишнее. и мне отчета тиньков-банка вполне хватало для понимания моих расходов. Для планирования расходов в общем-то тоже
А уж если нет ипотеки, то смысл заморачиваться? Когда зарплата гарантировано покрывает расходы и еще остается что-то?
Причем тут оборотка? пост был про учет расходов физика. А не организации. Организации считают бухом-фиником. Даже если бух-финик это единственный гендир

Ответить
Развернуть ветку
Василий Ильяшов

Согласен, вы сами озвучили то, что я выше написал. Если у вас фикс зп и небольшие расходы, то вам это и не нужно особо, для всех остальных полезная статья

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Василий, огромное спасибо за этот комментарий. Прям мёд в уши 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yudin

В своё время перепробовал все программы учёта что были на рынке. Сейчас уже много лет использую для ведения домашнего бюджета - Дребеденьги, для учёта инвестиций - IntelInvest. 
P.S. Для учёта калорий))) - Yazio 

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Как много таблиц и тд  и тп
Но ведь достаточно просто грубые категории глянуть (которые даже тиньков показывает и подробнее), ну и не покупать ненужное
и тут достаточно экселя, не?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Работа в операционной деятельности научила, что нет не достаточно. В первое время упарывался и смотрел стоимость продуктов в чеке, как меняется. Затем статистику по бытовой химии. Можно сказать P&L учился составлять на личном бюджете. Сейчас могу сказать, что по категориям достаточно. Но мне детализация помогла более осознанно подходить к тратам.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Так у Вас проф. деформация и Вы ее транслируете нормальным людям?
да, можно смотреть стоимость продуктов в чеке (зачем? когда покупали продукты цены не видели?)
Бытовая химия по сути от продуктов не отличается - покупается по необходимости, не слишком то откажешься. Выбор "где купить дешевле" или "взять дешевле или дороже" обычный порошок - принимается на этапе покупки, а потом уже смысла нет

Гораздо проще категории
Супермаркет: -20к (Еда и химия,  не покупать печенье, за 1000р кг или наоборот, купить семгу за 1200р за кг - принимается в момент покупки, а потом смысла нет "изучать" это)
развлечения - ну тут тоже понятно
ну и так далее, в том же тинькове можно глянуть "куда ушло" хотя и не всегда понятно

Нет смысла оценивать копейки. Сама по себе "аналитика расходов" не приносит денег.  А вот суммы от 5к, например, есть смысл смотреть "На что пошли", если не помните, открыть категорию "супермаркеты" например и обнаружить, что на ерунду с Али потратили 5к... Есть повод задуматься. нужна ли это фигня :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ramark

Спасибо за наводку по приложению!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Smirnov

Огромное мпасибо за статью! Было интересно. 

Раньше тоже вел ежемесячный учет. Использовал программу family pro (http://www.sanuel.com/

Пару выводов к которым пришел:
1) На учет тратиться много времени, а оно не бесплатно (это если вести учет ежедневно и детализировать категории, например еду разносить по категориям (фрукты, хлеб, молочные изделия и пр.), то времени тратится не оправдано много. Сильно детализировать категории не нужно, у вас в примере категории, то, что нужно. 
2) От того, что ты посчитаешь деньги, больше их не станет, лучше фокусироваться на том, чтобы зарабатывать больше, считать очень важно, когда денег не хватает и не знаешь куда тратишь. 
3) Если в жизни мало что меняется, то и расходы сильно не меняются, расходы примерно одинаковые, можно смотреть балансовым методом, по остаткам средств в конце месяца, если остается меньше чем нужно, тогда надо более детально вести учет. 
4) Если есть резкие изменения (свадьба, появилась девушка, родился ребенок), надо брать и детализировать расходы, хотя бы первые 3 месяца, чтобы понимать сколько денег нужно. 

Основные выводы
1) Девушка - значительно увеличивает часть расходов :-) 
2) Ездить дешевле на такси, чем на своей машине (ну это у меня так получилось) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Полностью согласен.
От детализации ушёл давно. Подробно категории давно не анализирую.

Кстати на учёт времени уходит очень мало. Меньше 20 минут в неделю. Ибо дзен мани синхронится с банком и траты сами в нужную категорию попадают. Только первое время менял, сейчас очень редко корректировать приходится.

Про такси кстати классная тема. Также отказался от покупки машины, собрав все цифры

Ответить
Развернуть ветку
Илья М
Ибо дзен мани синхронится с банком

может быть дурацкий вопрос, но уровень паранойи подрос после кучи статей тут об уводе бабла из банков :) Так вот - нет ли рисков что с помощью приложения сопрут бабки со счета? Хз, патч прилетит с бэкдором каким.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Риск есть всегда и везде. Зима, сосулька, крыша, конец. А если серьёзно, то приложение только принимает запрос. Но выбор - дело каждого

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сиренко

Спасибо, хорошая статья, сам юзаю дзен, но из-за того что живу за границей, то банки не синхронизируются, кроме бизнес счетов русских, в итоге или заставляю себя ежедневно вносить или подгружаю в дзен выписку из местного банка раз в неделю и все равно есть промахи и это прям боль 😟

Ответить
Развернуть ветку
Anton Fedosin

Кирилл, а что за страна?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сиренко

Антон, я фанат вашего приложения, спасибо вам за него, но для банка из Доминиканской Республики писать коннект вам вряд ди будет целесообразно 😃 хотя там вроде есть апи, может быть самому надо взяться 😃

Ответить
Развернуть ветку
Anton Fedosin

Ага, понял :) Думал, мало ли, может Европа, там у нас есть какие-то банки и там подключение сейчас проще.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Да, есть такая проблема. Pay pal я так нормально и не подвязал. Не знаю сходится ли у ребят юнит экономика их продукта,но я бы с радостью приветствовал их масштабирование на другие страны. Правда банковская система в России одна из прогрессивных с точки зрения IT, кто бы что не говорил

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Smirnov

У меня просто паранойа на счет карточек ) я адепт оплаты наличкой, если платишь картой, то действительно удобно. 

Платишь наличкой - меньше данных по тебе, которые не понятно как можно использовать. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

Раньше тоже так считал, но решил для себя, что удобство важнее. С наличкой реально много времени уходит на подсчёт

Ответить
Развернуть ветку
Sam Brook

много жрешь

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

2500 калорий, тоже кстати учтено 😉

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Учёт финансов нужен, если просто интересно, куда в принципе уходят деньги. Только не знаю, зачем учить php и css для этого, если есть куча хороших сторонних сервисов. Я вот Дребеденьги пользую уже почти 10 лет, вполне удобно. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гермес Трясило

Больше года веду финансы - использую MoneyLover. Но буду менять/патчить аддонами из-за отсутвия "умных подсказок" на основе анализа трат.

Чтобы копить, откладывать на обязательные траты - создал "Распределитель": ввожу сумму, которая распределяется между "фондами".

Фонд - депозит, с возможностью мгновенного снятия денег. Использую 2 банковских приложения: в 1-ом специальная функция для такого типа накоплений(скрин с него), во 2-ом использую депозиты.

Для меня преимущества такого подхода избегать:
1) Ситуации: на мели, а вот за аренду пора уже платить
2) Заемных средств для бытовых покупок
3) "Шок-траты" на праздники

И всегда есть свободные деньги на "хотелки".

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

Понял для себя, что вместо того, чтобы считать расходы - лучше думать о том, как увеличить доходы и идти к этому.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сыпало

Когда зарплата достигла уровня "могу купить любую еду в магазине", перестал вести учёт расходов. Сейчас делаю "снимок" всех инвестиций раз в месяц.
Также в списке есть пассивы, стоимость которых падает по формуле двойного убывания остатка (пользую Гугл таблицы).
Начал писать статью "Как начать инвестировать" у себя на сайте, сейчас висит некий набросала, надо дозаполнить, но табличка там есть.
Из минусов, это то, что докидывание зарплаты в разные места по сути искажает немного статистику, но пока что план выйти на год без единого уборочного месяца (за счёт диверсификации инвестиций).
Потом начну учитывать зарплату, и, как только будет год в плюс без учёта зарплаты, можно "выходить на пенсию")

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прадед
Автор

И что, даже в азбуке вкуса не смотришь на ценник? 🙈

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сыпало

В моем городе её нет.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Moscov

Детализация управления финансами обратно пропорциональна уровню финансовой же жопы. Те кому постоянно не хватает - пользуются экселем и софтом, кому норм - раз в месяц фиксируют динамику копилки.

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Раскрывать всегда