{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Технический ландшафт Китайского рынка сегодня

После долгого перерыва и бесконечных сплетен основатель Alibaba Джек Ма наконец-то объявился. В прошлом месяце он был замечен на встрече с деловыми партнерами в Гонконге. Совсем недавно он отправился в Испанию на своей роскошной яхте Zen, и на прошлой неделе его видели в голландских исследовательских институтах, чтобы “преследовать свои интересы в области сельскохозяйственных технологий”, согласно газете South China Morning Post, которой он владеет.

Появление Ма сдержанно, но, тем не менее, значительно. Это напоминает нам о его месте в компании, которую он основал, и на сегодняшней технологической сцене в Китае. В день, когда сообщалось о его поездке в Европу, цена акций компании в Гонконге выросла на 9%. А наблюдения Ма за рубежом способствовали восстановлению китайских технологических запасов за последний месяц.

Сага о Ма за прошедший год завораживает. В современном Китае она включает в себя множество направлений: богатство, политику, славу и технологии. Все они находятся в поле зрения Си Цзиньпина, поскольку он обновляет китайское общество и готовится к вероятному третьему президентскому сроку в следующем году.

Подобно изменчивой политической ситуации, как внутри страны, так и за рубежом, технологическая сцена Китая резко меняется. Помимо различных мрачных заголовков и бесконечных сплетен об элитной политике, огромный технологический сектор страны также является игровой площадкой для политиков. Некоторые считают, что они пересматривают отношения между технологиями, обществом и политикой, другие беспокоятся, что политики раскачивают лодку, и нет уверенности, что что-то сработает.

Вы говорите "подавление’, я говорю "реформа’

Вы можете скептически относиться ко всему, что происходит в современном Китае, но, тем не менее, вы должны обратить на это внимание, потому что на западе тоже есть параллели. Давайте начнем с языка. Интересно заметить разницу в лексике, когда вы разговариваете с официальными лицами и давними китайскими технологическими наблюдателями. Ранее в этом году аналитик-ветеран Кендра Шефер поговорила с аналитиком старой гвардии по Китаю, который заметил: “Мир говорит "подавление", Китай говорит "реформа"”.

“Я не могу не согласиться”, - сказал мне из Пекина Шефер, который также возглавляет отдел исследований технической политики исследовательской фирмы Trivium China. “В то время как подавление часто изображалось как единый, согласованный толчок со стороны Пекина, чтобы обуздать своих технологических гигантов, я склонен рассматривать это как четыре различных усилия по реформированию, каждое из которых осуществляется другим правительственным учреждением и каждое с разными целями”.

В последние несколько месяцев мы наблюдали усилия центрального банка Китая по смягчению системных рисков, связанных с ростом финтеха; регулятор киберпространства, чтобы обуздать нарушения конфиденциальности данных (закон о конфиденциальности данных в Китае вступил в силу в понедельник); и давление со стороны регулятора рынка, чтобы положить конец антиконкурентной практике компаний-платформ. А затем предпринимается ряд усилий по решению социальных проблем, связанных с технологиями, таких как трудовые права водителей, приезжающих на вызов. “Это все области, в которых технологические компании Китая выиграли от слабого регулирования за последние пару десятилетий, и теперь бесплатная поездка закончилась”, - сказал Шефер.

Таким образом, в зависимости от того, как вы к этому подходите, Пекин либо превращает Китай в общество типа 1984 года с помощью технологий, либо превращает сектор в огромную чашку Петри, на которую регулирующим органам в других странах придется обратить внимание, когда они будут ломать голову над тем, как справляться со все более цифровым миром.

Но дьявол всегда кроется в деталях, сказал Ма Руй, основатель Tech Buzz China, интернет-сообщества по технологиям. “Это новая реальность для технологического сектора Китая, и многие задаются вопросом, каковы будут последствия для ведения бизнеса в Китае в будущем. Затраты на соблюдение требований растут для всех предприятий, но компромисс заключается в том, что права потребителей могут быть лучше защищены. Правительство утверждает, что оно защитит инновации и малый бизнес с помощью исключений, но мы посмотрим, сработает ли это вообще”.

Общее процветание’ и "социальная ответственность"

Но, конечно, также следует иметь в виду более масштабные политические и социальные тенденции, происходящие в современном Китае: разговоры об “общем процветании” – популярный лозунг в наши дни в стране. “Достижение общего процветания - это не только экономический вопрос, но и важный политический, который имеет значение для основы правления партии”, - предупредил Си в январе, выступая перед своими кадрами на уровне провинциальных министров в январе.

Безусловно, “общее процветание” само по себе является благородной целью – той, которую западные правительства часто пытаются достичь (здесь я рекомендую хорошую книгу: Торговые войны - это классовые войны: Как растущее неравенство искажает глобальную экономику и угрожает международному миру, Мэтью Кляйн и Майкл Петтис). Но решающий вопрос заключается в следующем: каков правильный способ их достижения, как сказал мне этим летом политический экономист Юен Юен Анг из Мичиганского университета в Энн-Арборе.

До сих пор мы видели, как технологические миллиардеры от Пони Ма из Tencent до босса Xiaomi Лей Цзюня внезапно обнаружили свою благотворительную сторону и пожертвовали миллиарды долларов, чтобы помочь стране достичь “общего процветания”, что только укрепило скептиков в отношении будущего Китая.

В течение многих лет Пекин пытался найти равновесие между технологиями и государством. Но сейчас, похоже, все происходит под знаменем “общего процветания”. Это, несомненно, переопределяет отношения между технологическим сектором Китая, его обществом и огромной бюрократией Китая. (Хотя, чтобы быть абсолютно ясным, это также, в конечном счете, неравные отношения из-за роли государства и правящей партии в современном Китае.)

“Старые добрые времена”

“варварского роста” – популярная фраза в китайском лексиконе, описывающая анархическую экспансию – для технологических компаний уже прошли. В будущем ожидается, что они не только принесут прибыль своим акционерам, но и должны будут взять на себя социальные обязанности и обеспечить разделение пирога между несколькими игроками на гигантском китайском рынке.

“Это видение, которое воплощает взгляд Си на китайский социализм следующего поколения - тот, в котором компании могут накапливать богатство, но они не могут делать это за счет рабочих, и они должны помочь государству достичь своих национальных целей в этом процессе”, – сказал Шефер.

Итак, вы услышите много разговоров о “социальной ответственности” при разработке регуляторами своей политики, например, в технологическом секторе.

На прошлой неделе регулятор рынка Китая – Государственное управление по регулированию рынка (SAMR) – предложил длинный список обязанностей, которые, по его мнению, должны выполнять интернет-платформы. Впервые он определил, что он считает “сверхбольшими платформами”, включая платформы с более чем 500 миллионами пользователей и рыночной стоимостью более 1 трлн юаней. Им было настоятельно рекомендовано, например, быть прозрачными при рекомендации продуктов с использованием больших данных.

Вы не будете удивлены названиями компаний, которые могут быть затронуты регулированием: например, Tencent, Alibaba и Meituan. И вы также не удивитесь, услышав, что многим китайским потребителям это понравилось. “Недовольство пользователей накапливалось годами, и, похоже, Пекин пользуется моментом, чтобы одним камнем убить двух зайцев”, - сказал Ма.

Шериф Больших технологий Китая"

Одним из наиболее актуальных вопросов, над которым Китай работает в последние годы, являются данные – проблема национальной безопасности для Пекина. В сентябре вступил в силу Закон о безопасности данных, который отводит службам безопасности видную роль, по словам Грэма Вебстера, главного редактора проекта DigiChina в Центре киберполитики Стэнфордского университета. Этот закон в теории влияет практически на все, что способно хранить информацию.

А в понедельник также вступил в силу Закон о защите личной информации (PIPL), ограничивающий, например, то, что компании могут делать с данными потребителей. В соответствии с этим законодательством, веб-сайты должны получить явное согласие пользователей, прежде чем собирать их личную информацию. Звучит знакомо?

“Это новое законодательство может означать действительно существенное улучшение защиты данных в частном секторе Китая и некоторые из самых прямых в мире правил использования алгоритмов на рынках. Или же оно может быть недостаточно исполнено и приостановлено в ожидании подробных правил”, - сказал Вебстер.

Но Вебстер также отметил, что китайские власти распределяют полномочия по регулированию данных между широким кругом отраслевых регулирующих органов, а также отводят новому SAMR роль в управлении платформой. “Это означает, что центр разработки цифровой политики распространяется”, - сказал он мне.

Говоря о SAMR, этот новый регулирующий орган, основанный три года назад, в последние месяцы часто попадал в заголовки газет. Некоторые новостные агентства называют его “шерифом больших технологий Китая”. Это так важно, что Пони Ма, основатель Tencent, поговорил с ними по собственной просьбе в начале этого года.

Регулирование с китайскими характеристиками

От Джека Ма до китайского эквивалента GDPR, последовательной темой во всем, что происходило в технологическом мире Китая в прошлом году, является регулирование. И, с точки зрения Пекина, существует три различных типа правил.

1) Правила, которые идут в ногу с западом: например, PIPL. Это правда, что в Китае, контролируемом одной партией, нет абсолютной конфиденциальности, и правительство может делать все, что захочет, из-за отсутствия надлежащих сдержек и противовесов. Но есть также огромная серая зона, в которой протекает обычная повседневная жизнь. В этом смысле, как сказал Вебстер, этот китайский эквивалент GDPR принесет пользу частным гражданам, когда они будут взаимодействовать с технологическими компаниями. И это тоже были годы в процессе становления.

2) Правила, характерные для китайского языка: они включают такие вещи, как ограничение количества часов, в течение которых дети могут играть в онлайн-видеоигры каждую неделю. Трудно представить, что такие правила появятся в Великобритании, ЕС или Америке (хотя, как ни странно, некоторые родители здесь также говорят, что хотели бы найти способ ограничить количество часов, которые их дети проводят перед компьютерами). Это не новое явление при Си Цзиньпине. Такого рода правила существуют уже много лет.

3) Правила, с помощью которых Китай хочет продвинуться вперед: Помните разоблачителя Facebook Фрэнсис Хауген? “Нам нравились социальные сети до того, как у нас появилась алгоритмическая лента”, - сказала она на прошлой неделе. В Китае правительство тоже хочет регулировать алгоритмы (хотя я продолжаю задаваться вопросом, как они могут эффективно назначать бюрократов на роль оценки сложных и часто непрозрачных технических систем?).

Тогда есть цифровой юань. Испытания виртуальной валюты продолжаются, и Пекин пытается разрешить иностранным спортсменам использовать ее во время зимних Олимпийских игр следующего года, по словам высокопоставленного чиновника центрального банка.

Есть практические и технические вопросы – и мы не знаем, насколько велик аппетит у широкой публики. “Это может быть большое дело, или на данном этапе это может быть в основном шумиха и образное мышление”, - заметил Вебстер. Но если Пекин сможет это осуществить, это станет значительным событием в технологическом пространстве Китая. Столицы от Вашингтона до Лондона проявят живой интерес, и это может установить стандарты для других стран.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда