Личные нематериальные блага. Можно ли к ним отнести персональную репутацию?

Личные нематериальные блага. Можно ли к ним отнести персональную репутацию?

Можно, но с оговорками: имидж персоны теряется на фоне репутации компании, но прекрасно себя чувствует во внутрикорпоративных коммуникациях.

Репутация компании — один из её важнейших активов. Подобные утверждения одинаково уместны в отраслевых исследованиях 2019 года и в заметках «Форбс» десятилетней давности. Сложнее определить персональную репутацию. Вряд ли кто-то скажет, что она не нужна, но регулярно её никто не исследует.

Разберёмся, чья репутация важнее: персоны или компании, в которой эта персона работает, и можно ли считать персональную репутацию личным нематериальным благом. Статья подготовлена агентством «Репутация Москва».

Личные нематериальные блага: на что они влияют

Если мы говорим о репутации как активе компании, то её можно посчитать. Например, взять за основу гудвилл или бэдвилл. К данной системе есть справедливые претензии, однако это устоявшаяся методика. С личными нематериальными благами ситуация сложнее.

Мы можем позволить себе потерять деньги — даже большие деньги. Но мы не можем позволить себе потерять репутацию — даже клочок репутации.

Уоррен Баффетт, Американский предприниматель, один из крупнейших в мире инвесторов

Допустим, мы заявили, что у персоны X плохая репутация. Как мы это докажем? Есть ли водораздел, разграничивающий нормальный имидж от негативного? Как присутствие персоны X влияет на прибыльность её компании или настроения инвесторов?

Яркий пример: в июне 2019 года в Гонконге начались массовые протесты, спровоцированные законопроектом об экстрадиции, который впервые позволил бы Гонконгу выдавать подозреваемых материковому Китаю. Протестующие опасались, что новые правила экстрадиции поставят под угрозу независимую от остального Китая правовую систему Гонконга, а также его более широкую автономию.

Руководство города посчитало, что протесты испортили имидж Гонконга и его администрации, поэтому обратились к 8 международным PR-компаниям. Однако те отказались исправлять репутацию, так как опасались за свою.

Вряд ли у агентств есть претензии к самому городу. Скорее всего, вопросы вызвало руководство Гонконга. Получается, их репутация повлияла на отказ в сотрудничестве. Значит, личные нематериальные блага влияют на человека и его окружение.

Другие примеры: оркестр швейцарского города Люцерна отказался выступать с Депардье из-за его репутации, а президент мадридского «Реала» по той же причине передумал покупать Неймара.

Примеры нематериальных активов — как репутационного инструмента — показывают их значительное влияние. Разберёмся, какое влияние они оказывают на имидж бизнеса.

Деловая репутация — это нематериальный актив

Репутация компании похожа на часы, которые хранятся в семье на протяжении многих поколений. Главе семьи предстоит передать их детям, поэтому он хочет сохранить их в целости и сохранности. Возможно, их можно модернизировать и повысить в стоимости.

Само понятие «репутация» напрямую связано с ценностью. В этом отношении деловая репутация — это нематериальный актив, рассчитанный на долгосрочную перспективу.

Окей, если имидж предпринимателя — это его личные нематериальные блага, то на что они влияют? В этом поможет разобраться новейшее исследование агентства Weber Shandwick.

В опросе участвовали 1700 респондентов — руководителей высшего и среднего звена. Основано на данных Weber Shandwick
В опросе участвовали 1700 респондентов — руководителей высшего и среднего звена. Основано на данных Weber Shandwick

Репутация лидера компании входит в топ-5 факторов, влияющих на имидж бизнеса. Все первые пункты таблицы можно назвать видами нематериальных активов, прямо или опосредованно влияющих на благополучие компании.

Можно возразить, что репутация лидера компании важна только для 49 % опрошенных. По нашему мнению, этого достаточно, чтобы не списывать его со счетов.

Внутрикорпоративная репутация

Репутация как личный нематериальный актив руководителя играет огромное значение внутри компании. Поговорим об этом предметнее, вернувшись к результатам опроса Weber Shandwick.

В опросе участвовали 1700 респондентов — руководителей высшего и среднего звена. Основано на данных Weber Shandwick
В опросе участвовали 1700 респондентов — руководителей высшего и среднего звена. Основано на данных Weber Shandwick

Если подчинённые считают, что у руководителя сильная репутация, ему автоматически приписываются положительные черты. При этом они могут не совпадать с реальными качествами. То же самое относится к руководителям со слабой репутацией.

Исследователи считают, что проводниками образа руководителя бизнеса выступают два канала:

  • Информационный: посты в соцсетях, цитаты в блогах, иное участие в медиа.
  • Коммуникативный: непосредственные встречи с руководителем, а также мнения руководителей департаментов внутри компании.

Закономерно, что хорошая репутация ассоциируется у опрошенных с финансовым благополучием бизнеса. Поэтому руководитель с сильным имиджем верно управляет делами, держит себя в руках и знает, что происходит в компании.

Границы размываются, когда речь заходит об информационной открытости. Это можно объяснить взглядом респондентов на распоряжение ресурсами руководителя: он либо развивает бизнес, либо общается с прессой и ведёт страницу в соцсети.

Репутация как личный нематериальный актив руководителя поможет укрепить доверие подчинённых. Хоть они и скептически относятся к информационной открытости, она необходима, чтобы развивать имидж руководителя.

Актив — это то, на что вы влияете

Если бренд не развивает имидж руководителя, это сделают другие. Когда инициатива отошла третьей стороне, репутация перестаёт быть личным нематериальным активом. Поэтому руководителям компаний стоит задуматься о защите личных нематериальных благ.

Дело вот в чём. Заинтересованная аудитория смотрит на бренд будто с обратной стороны бинокля: видно саму компанию и 1-2 человек. Как правило, в их число входит руководитель и кто-либо ещё. То же относится и к репутации.

Допустим, компания не развивала бренд руководителя. Если появятся негативные упоминания, они крепко осядут в поисковой выдаче Google и Яндекса. Со временем они начнут ассоциироваться с компанией, и с этим будет трудно работать.

Пока с имиджем всё в порядке, разумно создать первичную репутацию руководителя. Можно воспользоваться сервисом Pressfeed. Для начала нужно зарегистрироваться в качестве эксперта, а потом отслеживать отраслевые запросы. Иногда журналисты будут писать сами.

Также построение делового имиджа начинается с анализа важнейших упоминаний. Воспользуйтесь репутационным калькулятором агентства «Репутация Москва». Это быстро и бесплатно.

22
2 комментария

Судя по некоторым статьям на VC, да и в целом на просторах интернета, многим российским организациям плевать на свою деловую репутацию от слова "совсем".

Ответить

Разумеется иметь безупречную репутацию штука вполне полезная и в иных случаях может даже хорошо пригодиться. Вот например Серьезному Человеку надо в очередной раз Серьезно соврать, а уже столько раз это сделал, что уже как-бы не. А вас Безупречная Репутация. Конечно он позовет именно Вас, что бы подтвердить Его Слова.

Ответить