{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Dapps: между банкингом, блокчейном и искусственным интеллектом

Точно так же, как криптовалюта — это децентрализованные деньги, Dapps — это децентрализованные приложения. А блокчейн — это не только биткоин.

Технология блокчейн, криптографически защищающая распределенный реестр, начала революцию и в экономике, и за ее пределами. Сейчас она вышла на новый виток — децентрализованные приложения для общения, одноранговые сети, позволяющие отдельным лицам и компаниям доверительно и прозрачно сотрудничать, использовать согласованные алгоритмы и протоколы. Они настроены для управления взаимодействием между сетями блокчейнов без участия третьей стороны в виде центрального органа.

Блокчейн хранит копии своего расширяющегося стека данных на большом количестве участвующих в построении этой сети компьютеров, известных как его узлы. Эти компьютеры принадлежат пользователям, а не создателям приложения.

Dapps так же разнообразны, как и обычные приложения: ими могут быть социальные сети, игры, развлечения, инструменты для повышения производительности и так далее. Многие из них разработаны как инструменты, помогающие потребителям получить доступ к децентрализованным финансовым услугам или DeFi. Последняя функция настолько широко распространена, что в сети Ethereum децентрализованные приложения подразделяются на финансовые, полуфинансовые и прочие.

Пользователи Dapp могут чувствовать себя в безопасности, зная, что создатели приложения не контролируют его использование. Например, разработчики децентрализованной социальной сети бессильны удалить пост или исключить пользователя. Они также не могут продавать данные пользователей другим организациям, потому что децентрализованные приложения работают автономно после их запуска.

Как это возможно? Все сводится к использованию смарт-контрактов — компьютерных программ, развернутых на блокчейне и предназначенных для исполнения без участия человека. Например, смарт-контракт может быть ориентирован на выдачу кредита пользователю после внесения им достаточной суммы залога. Dapps также обычно имеют открытый исходный код, благодаря чему любой может просматривать его на предмет наличия незадекларированных возможностей.

Альтернативная ветвь развития цифровой экономики

Финтех-эпоха начиналась с освоения традиционными финансовыми институтами виртуального пространства. И хоть это открывало перед банками и их клиентами новые возможности (онлайн-переводы, электронные платежи), фундаментально модель оставалась той же — переведённым на новую кальку старым шаблоном взаимодействия.

Человек по природе своей не способен изобрести что-то потенциально новое без способствующих тому более ранних открытий. А открытия эти, несмотря на кажущуюся инновационность и скачкообразность, очень последовательны. Прогресс идёт тихой сапой, просто скрытой от не вовлеченных в него напрямую глаз. Они видят лишь промежуточные итоги, наиболее значимые вехи, как это было, например, с изобретением колеса. Этому событию предшествовало наблюдение изобретателя за катящимися бревнами, на которые он решил водрузить груз.

Идеи не появляются из ниоткуда, а наши знания основаны только на том, существование чего уже доказано. Так, люди были уверены, что в природе нет черных лебедей ровно до того момента, пока не увидели первого такового. Этот с виду непримечательный пример очень показателен: роль случайности и неизученного подчас бывает очень высока и почти всегда — пагубна, так как к ним никто заранее готов. По Томасу Куну, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает.

Мы сейчас, конечно, говорим не столько о науке, сколько о поступательном развитии технологий, но подчиняется оно всё тем же прописанным на форзаце истории истинам. До чего дошел финтех-прогресс, можно понять по следующим нововведениям в инфраструктуры повседневного использования разных стран:

· Отправка текстового сообщения для покупки билета на автобус в Турции

· Использование QR-кода для оплаты продуктов в Китае

· Подключение мобильного телефона к торговому терминалу в США

· ИИ для персонализированных оповещений в приложении банка Wells Fargo

Искусственный интеллект как в том числе и финансовая технология продолжает расширять свое влияние на различные секторы экономики.

ИИ и блокчейн — взаимная польза

С одной стороны, блокчейн должен повысить мощность ИИ. Нейросети обучаются на множестве примеров, а для этого необходимы большие вычислительные мощности — от них напрямую зависит скорость обработки миллионов значений. Как нельзя кстати здесь появляется одноранговый (P2P) блокчейн-рынок. Это одна из разновидностей технологии, позволяющая узлам сети предоставлять свои объёмы мощности тем, кому необходимо произвести сложную вычислительную работу. Оплата за эту услугу происходит в токенах, и, с точки зрения затрат, симбиоз блокчейна и ИИ представляется более выгодным в обучении нейросетей.

Хранение блокчейновой цепочки — еще один повод для установления успешного «партнерства» между ИИ и блокчейном. История всех транзакций блокчейна в полномасштабном формате хранится на всех нодах, что усложняет попадание в их число для рядового пользователя, так как распределенный реестр непрерывно увеличивается в размерах. Такое ограничение количества участников сети может снизить уровень ее децентрализации. В свою очередь, ИИ может ввести новые методы распределения баз данных и таким образом уменьшить размер блокчейна для более успешного управления хранением данных.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда