Осторожно, бухгалтер! Как найти главбуха, который не навредит вашему бизнесу?

Осторожно, бухгалтер! Как найти главбуха, который не навредит вашему бизнесу?

Бухгалтерия – страшилка для любого предпринимателя. Вникать в нее не хочется никому и никогда, гораздо интереснее заниматься продуктом, продажами, продвижением, чем угодно – только не скучными отчетами и декларациями. Для этой задачи начинающие бизнесмены чаще всего нанимают дешевого аутсорсера, а те, у кого бизнес подрос - специально обученного человека, и с облегчением забывают о нудной бухгалтерии.

И вот тут многие попадаются сразу в две ловушки:

  • Берут на работу первого попавшегося бухгалтера: по рекомендации друга, соседа, знакомого предпринимателя.
  • Не контролируют его от слова «совсем» - что-то делается, отчеты сдаются, налоговая под дверью не стоит – и слава богу.

За время нашей консалтинговой практики для малого и среднего бизнеса мы повидали достаточно примеров того, чем может обернуться такая беспечность:

Пример 1. Предприниматель платит гораздо больше налогов, чем мог бы в рамках закона, и не подозревает об этом.

Свежий кейс - пару недель назад к нам обратился владелец регионального интернет-магазина с запросом на автоматизацию управленческого учета. Бизнес активно развивается, команда "горит" новыми идеями роста, и собственник решил привести в порядок финансы, чтобы контролировать ключевые показатели. Мы стали разбираться, как обстоят дела с бухгалтерией. Со слов владельца - "у нас там все под контролем, главбух опытный, работаем с ним давно". Смотрим и выясняем, что компания платит налог с дохода, вместо разницы между доходами и расходами. Бухгалтеру так намного проще работать, и она убедила собственника, что только на «упрощенке» с базой «доходы» у них не будет проблем с налоговой. Что имеем в итоге: бухгалтер упростила себе жизнь, бухучет практически не ведется, а компании это стоит почти 5 млн рублей переплаченного налога в год, помимо собственно зарплаты этого самого бухгалтера.

Иногда переплата по налогам происходит банально по причине того, что бухгалтер не следит за изменениями в законодательстве, не знает о специальных налоговых режимах или не умеет их применять.

Светлана Беляева, Налоговый консультант и сооснователь сервиса Profi-Hunter

Пример 2. Предприниматель фактически “сидит на пороховой бочке” до первой налоговой проверки, и не подозревает об этом.

Вариаций на эту тему - масса. Вот лишь некоторые самые распространенные случаи, которые несут серьезные налоговые риски владельцу компании (суммы которых могут исчисляться миллионами):

  • дробление выручки и расходов бизнеса между несколькими юрлицами и/или ИП без разумного обоснования деловой цели такого дробления. Одни и те же собственники (или члены одной семьи), общая база клиентов/поставщиков, общая производственная база, общая бухгалтерия и отдел персонала, и так далее, и так далее. При проверке такого бизнеса налоговая просто «сложит» эти компании вместе и пересчитает налоги исходя из объединенных показателей. Штрафы тоже начислит, а это 30% годовых от суммы недоплаченных за 3 года налогов.
  • неверное признание или отсутствие корректно оформленных документов по расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль. Нет правильно оформленного документа (со всеми подписями, печатями, с корректными датами) - значит, нет и расхода. А значит, при проверке налоговая просто пересчитает налог на прибыль в большую сторону.
  • принятие к вычету НДС без подтверждающих документов или на основании счетов-фактур, содержащих недостоверные сведения. Та же логика, что в в пункте выше.

Информация к размышлению: по данным ИФНС, минимальная сумма налоговых доначислений в результате выездной проверки в 2017 г. составила 17 млн руб. в среднем по России и 55 млн руб. по Москве и Санкт-Петербургу.

Пример 3. Предприниматель не может привлечь инвестиции или продать бизнес из-за бардака в учёте и документах.

В нашей практике был случай, когда мы проверяли бухгалтерский учёт в небольшой сети магазинов, торгующих медицинским оборудованием. Собственник планировал выйти из бизнеса и хотел его оценить. Интересный факт: за 7 лет существования компании, руководитель ни разу не заглянул в бухгалтерскую отчетность, полностью доверяя своему главбуху. Что выяснилось в результате: данные бухучета и фактические показатели бизнеса разошлись ни много ни мало в 4 раза. По документам компания имела многомиллионные складские запасы и такие же денежные остатки в кассах, огромную дебиторку и кредиторку, которая не списывалась годами из-за отсутствия документов и профессионального подхода к работе у главбуха. Как следствие бардака в документах, у компании обнаружились огромные налоговые риски - на десятки миллионов рублей. Ни о какой приемлемой для собственника оценке компании в такой ситуации не было и речи.

К сожалению, об этих и других рисках предприниматели чаще всего задумываются уже по факту, столкнувшись с последствиями бухгалтерского непрофессионализма. Какие главные советы тут можно дать?

Первое - регулярно, желательно, раз в год проводить внешний аудит бухгалтерского и налогового учёта в своей компании.

И второе (а по значимости даже первое) - более ответственно подходить к вопросу найма главбуха. Ни многолетний опыт работы, ни хорошее резюме, ни рекомендации знакомых не гарантируют наличие реальных знаний у специалиста.

Хорошо, когда под рукой есть профессионал, который разбирается в бухучете и налогообложении и может провести грамотное интервью с кандидатом. А что делать, если нет такой возможности?

Некоторые предприниматели пробуют обращаться в кадровые агентства, но и у них чаще всего нет экспертизы для оценки профессиональных знаний бухгалтера. Некоторые скачивают первый попавшийся бухгалтерский тест из Интернета и дают его своим кандидатам. Такие бесплатные тесты опасны тем, что они скорее всего не учитывают последние изменения в законодательства, а самое главное - не заточены под специфику конкретного бизнеса.

На практике лучше всего работают два способа:

  • Обратиться в аудиторскую компанию за помощью в проведении интервью с кандидатами

или

  • заказать разработку профессионального теста для проверки ваших кандидатов. Важно, чтобы тест был составлен грамотным специалистом и учитывал особенности вашей компании: отраслевую специфику, организационно-правовую форму, систему налогообложения.

В чем главные преимущества тестирования:

  • отсев немотивированных и не уверенных в своих силах кандидатов через воронку в виде теста;
  • прозрачная и наглядная оценка уровня знаний специалиста;
  • экономия времени HR или руководителя, т.к. до этапа личного собеседования доходят лишь специалисты, показавшие высокий результат. Другой вариант - тестирование “финалистов”, когда вы выбираете из нескольких в равной степени достойных, на ваш взгляд, претендентов.

Что выбрать - пригласить эксперта на собеседование с вашими кандидатами или заказать разработку теста - решать вам. В любом случае, расходы на оплату такой услуги окупятся с лихвой, и в будущем сохранят вам не только деньги, но и нервы.

Наталья Джораева, консультант по корпоративным финансам, сооснователь сервиса Profi-Hunter

33
29 комментариев

Добавлю историю вкратце. Налоговая в Балашихе, по IP вычислила бухгалтера, которая сдавала отчетность по двум организациям. Одна полностью белая, вторая частично серая. Налоговики рассчитывают в среднем процент уплаченных налогов от общей суммы поступления ДС на р/с. Пригласили бухгалтера к себе, запросили 500 т.р. И попросили закрыть организации. Вот такое вот давление, даже если бухгалтер и проыфесиональный ему нужен еще и профессиональный сисадмин для установки впн.

Ответить

Павел, это действительно так - налоговая постоянно ужесточает контроль с одновременным повышением прозрачности данных по налогоплательщикам. Поэтому важно, чтобы бухгалтер следил за последними веяниями и мог вовремя предупредить собственника о рисках.

1
Ответить

Бухгалтер была в штате тех компаний или есть договор на обслуживание? Если есть, то какие претензии к компании?

Ответить

История уровня "В гаражах мужики рассказали"

Ответить

Друзья, берите себе в бухгалтеры аутсорсинговую компанию и тогда заниматься бизнесом будем спокойней.

Ответить

Андрей, аутсорсеры хороший вариант до определенного этапа в развитии компании. Когда бизнес подрастает, обслуживание дорожает, а потоковость остается. Аутсорсинговая фирма не будет думать о снижении вашей налоговой нагрузки (это не в их интересах) и в налоговую, случись что, с вами не пойдет.

Ответить

Друзья, будем признательны за ваши комментарии и истории! Как вы искали главбуха в свою компанию? Довольны ли сотрудничеством?

Ответить