{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Россия готовится к нефтяному эмбарго. Перенаправление поставок в Азию, использование старых танкеров

В связи с приближающимся эмбарго на российскую нефть Россия предпринимает свои шаги, главный упор делая на танкерах и перенаправление поставок в Азию. С 5 декабря под запрет попадают поставки сырья, а с 5 февраля — нефтепродуктов. Евросоюз утвердил санкции еще летом в рамках шестого пакета. Исключение сделано для Болгарии и Хорватии. Также продолжатся поставки энергоресурсов по нефтепроводу «Дружба» в Чехию, Словакию и Венгрию.

Проблемы, которые поджидают Россию

Стоит признать, что эмбарго навряд ли бы так пугало нефтяные компании России, если бы не запрет на страхование судов. Напомню, что с 5 декабря, если судно будет перевозить российскую сырую нефть, купленную по цене превышающую предельную (но цена пока не установлена), то этому судну будет запрещена техническая помощь, брокерские услуги, финансовая помощь и страхование, связанное с любыми перевозками в будущем. Теперь к основным проблемам:

🚢 В Великобритании располагается 90% мирового бизнеса страхования в этой сфере и она присоединилась к этим санкциям. Предложение по страховке будет ограниченное, а цены запредельные. Будет ли желание у альтернативных страховщиков работать с Россией? Думаю, что всё будет упираться в прибыль.

🚢 Последствия приближающегося запрета на страхование подтолкнуло Турцию вынести постановление о том, что судам, которые перевозят нефтепродукты, необходимо будет доказать наличие страховки. Это новое правило вступает в силу с 1 декабря, по сути Турция защищает свои воды, ибо страховка покрывает ущерб от разлива нефти, столкновений и т.д. Но всё это затруднит перевозку российской нефти танкерами, потому что 2 турецких пролива (Босфорский, Дарданеллы) соединяют Чёрное море с мировыми рынками. Тут, как говорится, и вашим и нашим. Очень хитрое поведение, чтобы угодить всем (газовый хаб с Россией, увеличение торговли между странами и скупка нефти, превышающая показатели прошлого года).

🚢 Стоит отметить, что крупнейшие нефтеналивные терминалы находятся на Балтике. Потенциально страны ЕС могут организовать досмотр танкеров, например, на выходе из датских заливов.

Что предпринимает Россия

Становится понятно, что Россия покидает Европейский рынок, но я уверен, что российская нефть до них будет доходить только теневым маршрутом и в других бочках (на примере той же Индии, которая скупает российскую нефть, половина приходится для них, а другая перерабатывается и продаётся обратно в Европу). Что предпринимает Россия:

▪ Объем сырой нефти на судах, направляющихся в Китай, Индию и Турцию. Три страны, которые стали крупнейшими покупателями вытесненных российских поставок, плюс объемы на судах, которые еще не указали конечный пункт назначения, выросли до рекордных 2,39 млн баррелей в день за четыре недели до 11 ноября. Запросы выросли более, чем в 2 раза.

▪ Танкеры, перевозящие российскую нефть, становятся все более осторожными в отношении пунктов назначения. Произошел большой скачок количества судов, указывающих свой следующий пункт назначения Порт-Саид (Египет) или Суэцкий канал. А потом эти суда оказываются в портах Индии, Китая или ОАЭ.

▪ В Кремле не раз отмечали, что прекратят поставлять нефть в те страны, которые поддержат санкции. Такое решение Москвы окажет значительное влияние на рынок. Это, в принципе, повысит цены на нефть. Но ведь США всеми силами пытается снизить цены, поэтому при обсуждении потолка цен на Urals некоторые были противниками такого подхода.

▪ Скупка судов и создание теневого флота. Об этом уже не раз упоминается в различных СМИ, есть пример того же Ирана. Сейчас даже задействуют в перевозки нефтепродуктов корабли—ветераны, которым от 15 лет и более. Можно отметить, что соблазн больших денег в этой отрасли привлекает многих, а уж плавать в теневом флоте тем более.

Вывод

Конечно, всё это может повлиять на доходы нефтяных компаний. Даже если удастся перераспределить все поставки, то возрастут издержки (логистика, корабли, скидка покупателям). Если прибыль упадёт, то бюджет РФ не досчитается доходов в виде налогов от НДПИ, которые, итак, хотят увеличить. Поэтому стоит держать в уме, что нефтяные компании могут просесть в прибыли, а государство начнёт повышать налоги, если бюджет начнёт испытывать дефицит (хотя сейчас мы видим, как Минфин выходит на фондовый рынок и берет в долг рекордные суммы, возможно, страхуя себя от потери с налога на нефть).

С уважением, Владислав Кофанов

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда