Насколько успешно ведущие интернет-банки закрывают базовые потребности предпринимателей

Globus Consulting опубликовал результаты своего исследования

Как интернет-банки справляются с запросами МСБ? Что больше всего интересует клиентов? Какие ошибки часто допускают клиенты при работе в личном кабинете интернет-банка? Globus Consulting представил результаты исследования интернет-банков.

В рамках исследования Globus Consulting изучил возможности интернет-банков в разрезе базовой функциональности для МСБ (малого и среднего бизнеса) как универсального канала по дистанционному обслуживанию клиентов-предпринимателей.

— Дистанционные сервисы банков способны решать самые сложные и нестандартные клиентские сценарии, и их число может доходить до 2000, — объясняет руководитель Globus Consulting Василий Ефанов. — Но в этот раз речь идет исключительно о базовой функциональности для нового пользователя. Это прежде всего функции общего назначения — просмотр информации о тарифе, маркетплейс, раздел помощи с чатом — и функции, которые касаются работы с платежными поручениями.

В список участников исследования были отобраны 10 ведущих российских банков по объему активов (по версии ИНТЕРФАКС-100. Банки России). Кроме того, сюда вошли необанки, которые изначально сфокусировались на создании высокотехнологичного и инновационного дистанционного банковского обслуживания: Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, Делобанк, Модульбанк, ПСБ, Сбербанк, Тинькофф, «Точка», Уралсиб.

Какие функции интернет-банков наиболее востребованные у представителей МСБ

Исследование проходило в 3 этапа.

1-й этап — онлайн-опрос (подтверждение востребованности отобранного функционала) охватил 350 респондентов: индивидуальных предпринимателей, директоров, бухгалтеров и специалистов. Онлайн-опрос включал вопросы о самом распространенном функционале, который решает основные потребности предпринимателей при работе с интернет-банком. Далее ответы респондентов верифицировались экспертами, и в результате были отобраны ключевые функции, наиболее востребованные среди бизнесменов.

— Предпосылкой к изучению базовых функций в интернет-банках стали именно результаты онлайн-опроса представителей малого и среднего бизнеса, — рассказывает Василий Ефанов. — Клиенты банков помогли определить наиболее востребованные функции и популярные сценарии, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. У нас не стояло задачи проанализировать работу всего доступного функционала банков — наша команда фокусировалась на главном для конечного пользователя.

Выяснилось, что в неавторизованной зоне респондентов прежде всего интересуют выгодные предложения, курс обмена валют и возможности перевода средств. При этом 39% участников опроса предпочитают заходить традиционным способом — с помощью связки «логин — пароль», 28% хотели бы проходить авторизацию с помощью мобильного приложения, и по 15% предпочитают входить при помощью токена и сертификата.

За помощью пользователи привыкли обращаться в чат или напрямую по телефону. В редких случаях они готовы прийти в офис и решить свои вопросы там.

Что касается справочной информации, наибольший интерес для респондентов вызывают любые изменения тарифов и условий. Они хотят получать информацию об условиях обслуживания и подключенных опциях. А вот сторис и статьи пользователи часто игнорируют.

Работа с платежным поручением — одно из основных действий в интернет-банке, на втором месте — переводы в бюджет и между своими счетами. 32% респондентов активно пользуются загрузкой платежных поручений, и только 33% из них — отзывом поручений.

Самая востребованная функция — шаблон платежных поручений. 42% участников опроса активно используют шаблоны для платежных поручений, тогда как 23% респондентов пользуются автоплатежами и столько же — черновиками для платежных поручений.

Ошибки пользователей = ошибки банков

2-й этап — юзабилити-тестирование (составление сценариев и проведение качественных интервью с пользователями для тестирования платформ интернет-банков) охватило 60 респондентов.

Каждый респондент, который проходил тестирование, не был знаком с интерфейсом того банка, который он оценивал. Пользователь проходил тестирование по заранее разработанному сценарию и в конце давал оценку по пятибалльной шкале таким параметрам, как удобство использования, очевидность и скорость прохождения сценария.

Дополнительно фиксировалось фактическое время, затраченное респондентом на прохождение каждого сценария и подсценария, а также количество совершенных ошибок в рамках прохождения сценария.

Большинство банков-участников исследования успешно прошли этот этап с оценкой 80 баллов и выше.

Путь пользователя глазами экспертов

3-й этап — экспертный обзор. На этом этапе оценивали те же сценарии, что были использованы для юзабилити-тестирования пользователя, но уже со стороны опытных UX-исследователей. Для корректной оценки функциональности банков была использована комбинация классических подходов Брюса Тогнаццини и эвристик Якоба Нильсена (с некоторой доработкой). На их основании были выделены метрики, по которым была проведена оценка по десятибалльной шкале с указанием веса критерия. Для составления обзора эксперты составили список важных критериев.

Отображение статуса системы — насколько интерфейс оперативно показывает пользователю, где он сейчас находится, и статус его действий, например обработка платежного поручения.

Читаемость элементов — общая оценка того, насколько пользователь сможет считывать информацию на экране, как сверстан экран, насколько распределены смысловые блоки.

Соответствие ожиданиям — насколько пользователям, независимо от используемого банка, удобно и понятно расположение функций. Идет сопоставление типовых паттернов, которые есть в сознании у пользователя, с тем, что они видят на экране.

Вариативность — количество способов, которыми можно реализовать одну и ту же функцию в интерфейсе. Часто пользователи мыслят иначе, у них разный бэкграунд, и для каждого пользователя один и тот же сценарий немного по-разному работает.

Погружение — знакомство пользователя с функциями интернет-банка и интерфейса, включая демоверсии, подсказки, статьи и другие обучающие и помогающие пользователю опции.

Контент — оценка того, как банк общается, Tone of voice.

Инклюзивность — возможность считывать информацию людям с нарушениями зрения и восприятия информации. Основное, что оценивалось: контрастность интерфейса, доступность его с разных дисплеев, в том числе для мониторов старого поколения.

Консистентность — то, насколько банк работает хорошо внутри собственной дизайн-системы, как он переиспользует элементы.

Также эксперты оценивали навигацию интерфейсов.

Нюансы, которые могут стать новыми точками роста

В большинстве случаев при работе с интерфейсами у команды Globus Consulting не возникало критичных моментов, которые бы мешали работе, но наши эксперты нашли много нюансов, которые интересно изучить в дальнейшем, ведь все они могут стать новыми точками роста.

Достаточно строгий интерфейс зафиксирован у Модульбанка, Тинькофф, ВТБ и Уралсиб. Ничего лишнего, но при этом основные функции работают хорошо, понятно, где они находятся. Работа с платежными поручениями, проверка состояния счета и оплата по нему проходят корректно.

Банк «Точка» выделяется из всей выборки тем, что, по мнению экспертов, больше фокусируется на мобильных решениях, что повлияло на подход к расположению элементов в десктопной версии. Поэтому часть паттернов, которые используются, достаточно сильно отличаются. Здесь нет классической навигации, к которой привыкли пользователи других банков, есть две ленты в левой и правой части. В правой части располагаются история операций и сторис, которые информируют об обновлениях в банке, в левой части — быстрые действия, подсказки, что нужно сделать пользователю.

Делобанк отличается стилем общения с пользователем. Дружелюбный копирайтинг и использование иллюстраций должны помочь пользователю быстрее настроиться на позитивную волну при взаимодействии с банком.

Промсвязьбанк в отличие от других банков не пытается вычленить в отдельные модули разные элементы интерфейса. Банк старается делать упор на современную типографику, основывается на визуальных акцентах.

У Сбербанка насыщенный интерфейс, но он настолько плотный, что выглядит это перегруженно. Благодаря классическому паттерну с использованием левого меню все пункты доступны с любого экрана, переключаются между разделами достаточно легко, но нагромождение элементов на экране зачастую может запутать пользователя.

Альфа-Банк. На главном экране вся навигация располагается в левой части интерфейса, но очень жестко отделена от основной рабочей области, за счет этого хорошо сфокусировано внимание на основном контенте. Из интересных решений — быстрый доступ к функциям, которые пользователь может сам под себя настраивать, что позволяет успешно работать с разными ролями.

ВТБ. Интернет-банк ВТБ выглядит строго и консервативно, при этом интерфейс хорошо сбалансирован и имеет много полезных функций, что делает пользовательский путь более комфортным. Следует отметить клиентоориентированность и индивидуальный подход — например, боковое меню может меняться в зависимости от потребностей пользователя. Особое внимание уделяется информированию и взаимодействию с пользователем: есть и чат-бот, и быстрая справка через интерфейс чат-бота, и возможность оттуда перейти к полноценной справке, где можно прочитать о работе той или иной функции.

Лидеры по итогам экспертного обзора:

1-е место — Альфа-Банк

2-е место — Промсвязьбанк

3-е место — ВТБ

Интернет-банки, набравшие более 190 баллов, обладают удобным и продуманным интерфейсом, пользователям комфортно с ними работать, но интернет-банки лидеров исследования (200 баллов и выше) можно брать в качестве эталона, на который нужно равняться и отслеживать их опыт.

Выводы

Лучшую оценку интернет-банка, по мнению респондентов, получили Делобанк и Модульбанк.

Лучшим интернет-банком, по мнению экспертов, стал Альфа-Банк.

Наиболее полное информирование пользователя обеспечивает банк ВТБ.

Инновационный подход к юзабилити применяет банк «Точка».

Итоговый результат включал в сумму экспертные и пользовательские оценки.

Рейтинг интернет-банков по результатам исследования базовых функций для МСБ

1-е место — Альфа-Банк

2-е место — Промсвязьбанк

3-е место — ВТБ

4-е место — Сбербанк

5-е место — Тинькофф

— Мы обратили внимание, что популярные и технологичные необанки не заняли лидирующие позиции в рейтинге. Основная причина, на наш взгляд, заключается в разном подходе участников исследования к реализации в интерфейсе базовых функций, наиболее критичных для пользователя элементов, что сказалось на расчете экспертных оценок и рейтинга в целом. Согласно методике, наибольший вес имеют такие критерии, как «отображение статуса системы», «читаемость элементов», «вариативность» и «контент», — резюмирует Василий Ефанов. — Базовые функции доступны в интернет-банках у всех участников. Но по-настоящему на их качественной реализации сфокусировались банки, аккуратно сочетающие омниканальный клиентский опыт как в офлайне, так и в онлайне. Это повлияло на итоговые оценки и финальные места.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
elias

Нормальная такая картина получилась. Исследуйте еще)

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Очень классно что независимый рейтинг наконец то вышел!

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Давно уже не представляю свою жизнь без интернет банков. Тебя не отправят топать в отделение ножками, если его нет ) В целом более чем доволен. Постоянно интегрируются новые фишки, сервис эволюционирует постоянно. Столько головной боли отвалилось)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Урядов

Ты Ип или физик ?

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Урядов

Просто интересно, как дела обстоят в банках таких для физ лиц

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Для физиков в моём банке ничего нет )

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Урядов

А о каких фишках идёт речь ?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Да постоянно что то вводят, от ведения бухгалтерии по усн бесплатного, до спец тарифов под МП ( я на них бизнес веду). Короче классно)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Урядов

А ты в каком банке ? И как там на МП сейчас ?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Модульбанк) На МП всё отлично. Новогодний сезон - пора сверхприбылей ( если заранее подготовился нормально, конечно).

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Урядов

А как ты к этому подготовишься ? Если товар ходовой то купят, если нет- то нет )

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Для этого и есть Аналитика) Вот кстати ещё фишка, у Модуля свой сервис бесплатный есть)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Урядов

Круто) Думал заняться, но всё нахожу тысячу причин, чтобы не делать этого)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Ищи тысячу причин, что бы начать) Не с того конца ты зашел)

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда