{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Не Попасть в Ловушку Прошлого и Здраво Оценивать Будущее

Часто ли вы ловите себя на мысли, что событие, которое произошло в недавнем прошлом, может повториться в ближайшем будущем? Прочитайте статью за 3 минуты и узнате как уберечь свое будущее от недавних событий прошлого и принимать взвешенные инвестиционные решения.

Аберрация близости — это подсознательное ощущение людей, что негативные события из прошлого могут повториться в будущем, несмотря на отсутствие объективных причин.

Этот эффект имеет значение как в обычной жизни, так и для финансовых рынков, поскольку память о недавних новостях или событиях на рынке может заставить инвесторов иррационально полагать, что вероятность повторения подобного события выше, чем его объективная вероятность. В результате инвесторы могут принимать решения о продаже на медвежьих рынках или покупке на пузырях, поскольку крахи и пузыри прочно заседают в сознании людей в момент их возникновения.

Известным примером такой когнитивной ловушки является то, что люди склонны слишком остро реагировать на новости о недавних нападений акул. Нападения акул, особенно смертельные, случаются крайне редко — каждый год от них погибает всего несколько человек. Например, в 2021 году в мире было зарегистрировано всего 73 неспровоцированных нападения акул, что соответствует среднему показателю за предыдущие пять лет — 72 инцидента. Тем не менее, после сообщений о нападении акулы мы с меньшей охотой идем купаться. А если еще добавить блокбастер «Челюсти» 1975 года, то желание остаться на пляже увеличится еще в пару раз.

Данный эффект часто влияет на инвесторов и торговые решения, которые они принимают на основе недавних событий или заголовков в новостях, ожидая, что такие события будут происходить чаще, чем на самом деле. Во время обвала рынка люди могут принять негативный прогноз, предполагая, что «медвежий» тренд продолжится, даже если просадка может быть всего лишь коррекцией. С другой стороны, во время пузырей активов, когда цены достигают уровней, которые больше не поддерживаются фундаментальными показателями, люди могут продолжать покупать, ошибочно полагая, что ралли может только продолжаться.

"Горячая рука".

Одним из примеров предвзятости нашего восприятия прошлого является "горячая рука", или ощущение того, что после ряда успехов человек, скорее всего, продолжит добиваться успеха. Впервые это было выявлено в баскетболе (отсюда и "горячая рука"), где считается, что игроки, забившие несколько мячей подряд, будут продолжать забивать. В результате игроки чаще передают этому человеку мяч, даже если его фактическая результативность не выше средней.

На рынках у инвесторов возникает аналогичное искушение вкладывать средства в управляющие фонды, которые недавно превзошли рынок в течение нескольких лет, чувствуя, что у них тоже горячая рука. В действительности же управляющие портфелями, у которых была необычайно длинная полоса побед, в последующие годы часто оказываются ниже своих коллег.

Предвзятость "горячей руки" может проявиться даже тогда, когда результаты не зависят от того, что произошло ранее, например, при подбрасывании монеты или бросании кубика. В этом случае предвзятость принимает форму заблуждения азартного игрока, когда люди считают, что вероятность случайного события выше только потому, что оно происходило в прошлом, или, потому что оно не происходило в последнее время, и поэтому "должно" произойти (даже если вероятность остается абсолютно одинаковой при каждом броске, вращении или подбрасывании) .

В заключении хочется сказать, что оценить вероятность будущего события безусловно очень сложно. Но при попытке такой оценки, мы всегда должны помнить, что наш мозг может не только помогать нам, но и вводить в заблуждение.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда