Кому важен аудит в 2023 году и контроль годовой отчетности?
Этот материал пригодится собственникам и руководителям бизнеса, то есть тем лицам, которые не глубоко разбираются в бухгалтерии, но несут субсидиарную ответственность перед государством, отвечая собственным имуществом и даже свободой.
Аудит вам в помощь
Если вы задумывались о порядке в учете и отчетности бизнеса, а также заинтересованы в персональной уверенности и защищенности от рисков, то самое время понять, чем вам поможет проведение независимого аудита.
На эти вопросы отвечает Маргарита Дружинина, управляющий партнер АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит» – 15 место RAEX2021.
Кто обязан проводить аудит в 2023 году?
Основные критерии обязательного аудита для организаций, чьи показатели за предыдущий год превысили:
- доход > 800 млн р или сумма активов баланса > 400 млн р.
Список критериев и организаций для проведения обязательного аудита довольно большой и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Можно обратиться к аудиторам и они всегда вас сориентируют по поводу необходимости обязательного аудита.
Однако по нашей статистике за 2022 год более 63% организаций, для которых аудит не обязателен, проводили его по собственной инициативе – инициативный аудит. Это позволяет заранее проверить достоверность информации в налоговом и бухгалтерском учете, отчетности и своевременно принять решение о необходимости конкретных действий по исправлению ошибок и минимизации рисков, избежав внимания ФНС и штрафов при проведении налоговых проверок.
Почему важно контролировать, что идет не так?
Руководители и/или собственники компании, как правило, полностью доверяют учет и составление годовой отчетности бухгалтерии.
Однако важно понимать, что на финансовые службы падает огромная нагрузка. Часто бухгалтерия просто не успевает лавировать между всеми изменениями нашего непростого законодательства. Как говорится, "Не ошибается только тот, кто ничего не делает".
По нашему опыту аудиторских проверок за 17 лет в 93% компаний при первичном аудите выявляются существенные ошибки. Цена вскрытых рисков доходит до десятков и сотен миллионов рублей.
Надо понимать, что налоговая очень пристально отслеживает в моменте все текущие операции бизнеса через онлайн кассы, АСК НДС, банки и т.д.
Одновременно официальная статистика ФНС по суммам доначислений за одну выездную налоговую проверку (по состоянию на 01.10.2022) по РФ – 74 млн руб.
Плюс к этому, голые факты: размер претензий по субсидиарной ответственности, по данным Федресурса за 1 полугодие 2022 года, составил в среднем 81 млн руб.
Часто возникают случаи, когда по итогам камеральных проверок компании доначисляют налоги, штрафы и пени. Такие проверки не требуют выезда налоговой службы в вашу организацию. Претензии ФНС основываются лишь на несоответствиях предоставленных данных. В крайних случаях возможна блокировка расчетного счета, а это фактически остановка деятельности всей компании и большие убытки, а также удар по репутации.
Конечно, бывают и не такие радикальные проблемы, но тоже не самые приятные ситуации, которые должны обратить внимание собственника или руководителя в сторону финансовых служб. Явный сигнал неблагополучия в учете, когда вы приходите к инвесторам или в банк за кредитом, а вам либо отказывают, либо дают деньги под огромные проценты. Причина – плохая отчетность.
Собственнику важен анализ не только рынка сбыта или тенденций самой отрасли, принимаемых управленческих решений, но и анализ скрытых финансовых резервов, которые иногда позволяют даже убыточную компанию превратить в прибыльную! В этом может помочь именно аудит.
Пример из практики. Клиенту требовалось предоставить отчётность партнеру для заключения контракта, а также в банк для получения очередного транша по кредиту на развитие бизнеса. С текущими показателями финансовой отчетности это могло привести к неутешительным последствиям. В ходе проверки аудиторская компания обнаружила, что компания ошибочно «создала» себе текущие расходы на 43 млн руб., хотя такие затраты должны были формировать стоимость активов компании.
В результате этой ошибки существенно ухудшились финансовые показатели, в том числе была занижена прибыль организации. По итогам аудита иностранному партнеру и банку были представлены достоверные данные. Организации был выдан кредит и продлен контракт с партнером.
Что же делать бизнесу?
Есть такой инструмент – внутренний аудит, когда аудитор состоит в штате компании и осуществляют постоянный мониторинг учета и отчетности. Но службы внутреннего аудита, как правило, существуют только в крупных компаниях и их содержание обходится дорого.
А ведь в среднем и малом бизнесах проблем не меньше! Более чем в 60% случаев система внутреннего контроля не выстроена должным образом, хотя законодательство обязывает ее иметь.
Поэтому внешний аудит – это оптимальное решение и свежий взгляд, позволяющий вовремя выявить ошибки и изменить ситуацию в лучшую сторону: избежать снежного кома проблем в виде доначисления налогов, штрафов и пени.
При этом, классического обязательного аудита бухгалтерской отчетности не достаточно для устранения растущих налоговых рисков: при формальном финансовом аудите - аудиторы уйдут, а вы останетесь.
Опять же, возвращаясь к нашей практике, единственный способ исключения налоговых рисков – это системная комплексная проверка, как бухучета, так и налоговой отчетности регулярно в течение текущего отчетного года (полугодие, 9 месяцев и год). Плюс, консалтинговая поддержка бухгалтерской службы компании.
И, вишенка на торте – это когда аудиторы разделяют с вами ответственность за пропущенные ошибки и неверные рекомендации, закрепляя финансовые гарантии и страховку в договоре. Если налоговая обоснует доначисления, то в случае прописанной в договоре расширенной ответственности аудиторов организация получит компенсацию за штрафы и пени.
Комплексный аудит от «Правовест Аудит» — возможность для компании получить помощь в моменте, а также реальную защиту от налоговых претензий по проверенному периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет, в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.
Аудит – лучшая профилактика и здоровье бизнеса, а также безопасность должностных лиц
Основная задача аудита состоит в том, чтобы подтвердить достоверность отчетности: правильность учета сделок, доходов и затрат, дивидендов и налогов. То есть укрепить финансовое здоровье бизнеса и ответить на вопросы:
«Можно ли верить отчетности и опираться на данные о полученной прибыли?»
«Не получит ли компания спустя несколько лет неожиданную обоснованную налоговую претензию?»
По сути, аудиторы выявляют “черные дыры”, куда утекают время, деньги, внимание сотрудников и собственников компании, а также делятся наилучшей практикой выявления законных финансовых и налоговых резервов.
Еще с 2019 года сдача аудиторского заключения, для компаний подлежащих обязательному аудиту, в налоговую инспекцию стала обязательной.
При этом, в последние годы наметился тренд - все больше собственников и главных бухгалтеров заказывают инициативный аудит для собственной уверенности и защиты от необоснованных претензий.
Вывод: Ни собственник, ни руководитель компании не могут быть в полной мере экспертами в бухгалтерии, у них другой фокус деятельности.
Выгоднее использовать аудит в свою пользу: поддерживать контроль порядка в учете и страховать риски – свои и бизнеса. Тем более, что средний чек на качественный аудит – несколько сотен тысяч рублей, вместо рисков на десятки миллионов рублей...
Эти и другие полезные материалы читайте в нашем канале: