(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(97339604, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(97339604, 'hit', window.location.href);

Супергерои из мира productivity tools

Беспроигрышная бизнес-модель

Начнем с того, что почти все компании из сегмента productivity tools имеют уже знакомую для наших читателей SaaS бизнес-модель, будучи одним из немногих островков относительной стабильности в рецессию по причине следующих очаровывающих характеристик:

  1. Предсказуемость выручки SaaS, которая поступает на баланс компании на рекуррентной или повторяющейся основе — раз в месяц/квартал/год, что позволяет более точно и уверенно планировать бизнес-процессы;
  2. Диверсификация выручки по сотням тысяч или даже миллионам клиентов, что не создает экзистенциальной зависимости от нескольких платящих компаний или пользователей, которые могут отвалиться по совершенно разным, от нас не зависящим причинам;
  3. Низкий отток клиентов (churn rate) — клиенты, как правило, годами остаются верны софтверному решению, увеличивая lifetime value для компании. Сухая статистика тому в подтверждение, ведь лучшие софтверные компании наблюдают обычно в среднем 2-5% отток клиентов в год, что вполне допустимо. Да и перетянуть пользователей с таких платформ представляется архисложной миссией, все таки за такое время уже психологически привыкаешь ко всем изгибам и краскам приложения;
  4. Высокая маржинальность (имеется ввиду валовая или gross margin), которая в среднем держится на уровне 75%+ по лучшим публичным компаниям из сектора в силу низких фиксированных операционных расходов при возможности кратного масштабирования объемов;
  5. Прибыльность — немаловажная и достаточно дефицитная вещь, особенно в условиях рецессии, ограниченности рынка капитала и невероятной неопределенности в инвесторских кругах. Именно зеленая строка в разделе (в идеале) FCF может помочь пройти стартапу турбулентные бури с наименьшими потерями.

SaaS компании традиционно работают по отлаженной модели Freemium, когда изначально пользователь довольствуется ознакомительной урезанной версией бесплатно, после чего чуть ли неизбежно наступает день X, и с его карты списывается первый небольшой транш за оформленную подписку с расширенным функциональным спектром.

Ну а как по-другому? Деваться некуда, ведь продукт жизненно необходим, а цена в несколько десятков долларов выглядит ничтожной по сравнению с той пользой, что такие решения приносят как для индивидуальной, так и командной работы. Особенно при полностью раскрывающемся потенциале платформы с заветным свайпом кредитной карточкой.

Именно поэтому у таких компаний настолько огромные аудитории, исчисляемые миллионами пользователей. Но, надо отдать им должное, они не злоупотребляют своим выигрышным положением, пытаясь заработать скорее долгосрочно с клиентом, нежели отпугнуть его недальновидной попыткой задрать цену подписки.

Сейчас же, без лишних затягиваний перейдем к разбору 3, по-моему мнению, сильнейших титанов частного рынка в секторе productivity tools, вот они красавцы по порядку — Notion, Miro и Canva.

Notion — второй мозг всегда под рукой

Компания, которой могло и не быть вообще сегодня на карте рынка, сложись обстоятельства чуть менее удачным образом. Примерно так можно было бы написать предисловие к книге про Notion. И вполне возможно, что такую книгу, в лучших традициях бизнес литературы стоит ожидать, когда компания заявит о себе на публичном рынке. Но до этого нужно еще дожить. Пока что же разберемся с тем, что имеем.

В 2015 году Иван Жао и Симон Ласт, со-основатели Notion, после провального запуска не пришедшегося ко двору своего первого проекта, решили долго не унывать и сделать пивот в сторону productivity tools. Иначе бы пришлось распускать команду, залезать в долги и доедать последнюю соль с хлебом.

Причем такому резкому повороту судьбы было вполне прозаично-житейское объяснение. При работе над прототипом приложения фаундеры столкнулись с проблемой огромного количества разрозненных и разношерстных программ. Напрашивалась единая площадка, объединяющая лучшее от софтверных инструментов вроде Google Docs, Trello, Evernote, Slack и других.

Вот так и появилась на свет идея Notion — универсального и максимально простого в использовании рабочего пространства для, что немало важно, огромной аудитории непрограммистов. Тех людей, которые чуть ли не в обморок падают при мысли об иноплатнетном языке разработчиков.

С самого начала Иван и Симон сконцентрировались на минимализме и интуитивно понятном для пользователя интерфейсе, построив гибкое рабочее пространство, где в одном месте можно создавать заметки, систематизировать все свои файлы и базы данных, ставить персональные и бизнес задачи, управлять и вести проекты с визуализацией дорожной карты продукта.

Приятный дизайн в купе с плавным UX сегодня является чуть ли не главным залогом успеха любого сервиса и продукта, поскольку люди даже и минуты не проведут в некомфортном для них цифровом пространстве. По одежке, как говорится, встречают, а по уму проводят. Notion, Miro и Canva об этом знают не понаслышке.

После запуска в 2016 году первой версии, Notion стоически встретил критику и улучшил функционал платформы, выкатив через 2 года пушечный продукт на Producthunt, который слету занял первую строчку благодаря своему бесподобному UX в лучших традициях минималистичного Apple.

Notion последовательно и органически разрастался функционалом, увеличивая таким образом ценностное предложение для своих пользователей. Сегодня Notion это не просто приложение для создания заметок, а целый мир в себе, где возможны:

  1. Организация заметок и файлов в страницы;
  2. Создание систематизирующих баз знаний на одной странице в любой форме (от простого списка или таблицы до доски или временного графика);
  3. Планирование задач и календаря;
  4. Распределение зон ответственности и трекинг прогресса в командной работе;
  5. Совместная работа над проектом или созданием контента;
  6. Интеграция с более чем 50 взаимодополняющими сервисами, как Slack, Zoom, Github, Google Drive и другими;
  7. Внутренний поисковик информации по всем файлам;
  8. Кастомизация макетов и дизайна страниц с помощью шаблонов и блоков;

В целом Notion похож на некий конструктор, который многовариативно можно собрать под индивидуальные хотелки и запросы каждого человека. Подобно LEGO, у Вас есть кипа разнообразных элементов, которыми Вы вправе крутить так, как именно Вам это заблагорассудится.

Особого упоминания, конечно же, достойны шаблоны (templates), ставшие визитной карточкой таких платформ, как Notion, Miro и Canva. Шаблоны представляют собой созданные самим Notion или же его пользователями готовые макеты, упрощающие до безобразия работу для новобранцев платформы.

Так шаблоны могут быть использованы для ведение личных финансов или бюджета стартапа, создания презентации, отчетов или апдейтов для инвесторов, систематизации исследовательского процесса…Вообщем, не теряй драгоценное время, бери и сразу пользуйся, зачем выполнять одну и туже работу дважды?

Кто-то же настолько преисполнился Notion, что для него платформа превратилась в настоящий бизнес и чуть ли не основной источник дохода с продаж шаблонов на, я не шучу, сотни тысяч долларов в год…может быть стоит пора задуматься и о создании своих?

Как понимаете, красота таких приложений, как Notion (на самом деле относится и к Miro с Canva) еще и в том, что тебе необязательно работать в команде, чтобы извлекать из него пользу, в отличии от того же Slack, который по сути не имеет смысла за пределами бизнеса.

Вот такой классный мир создал Notion, где люди не только пользуются благами тех же шаблонов, но и могут этой пользой делиться с другими. Конечно же, как и в жизни, почти за все нужно платить, так и с шаблонами. Бесплатный сыр только в мышеловке, ну а бесподобным победителем, вне зависимости от исхода, выходит владелец заведения — Notion.

И со всей этой начинкой в запасе Notion уже в 2019 году рапортовал о благополучном достижении психологически важной отметки в 1млн пользователей. И что самое завораживающее в этом скоростном восходе Notion то, что на тот момент у них было всего лишь 18 сотрудников! Вы можете себе представить, чтобы 18 человек справились с потоковым запросом миллиона пользователей? Ну и я вот тоже, мягко говоря, ошарешен. Браво, Notion!

Сегодня, для сравнения, в штатных рядах Notion около 350 сотрудников. Да, увеличение на порядок, но если все же подумать об эффективности такого подхода, приятно удивляешься, что, оказывается, так то возможно! Вот как надо обходить стороной неэффективную бюрократию — благодаря Notion.

Стратегия Notion именно в этом и заключается, чтобы привлечь людей незамысловатым, но в то же время со вкусом созданным онлайн пространством, где человек захочет не только сам остаться, но и пригласить туда своих друзей и коллег, тем самым также помогая органичному росту с околонулевыми маркетинговыми тратами Notion. Вот что называется правильной стратегией роста бизнеса — построить классный продукт, который летит на крыльях сарафанного радио, не нуждаясь ни в каком проплаченном представлении.

Учитывая размер пользовательской аудиотрии Notion, которая уже перевалила за 30млн человек, можно только констатировать, что Notion создали крутейший и однозначно нужный современному человеку продукт в приятной глазу и мозгу неброской обертке. Теперь, согласно цифрам, чтобы понимать масштаб важности Notion, среднестатистический пользователь проводит в приложении по 2 часа в день, а в бизнес целях аж 3-4 часа! С задачей они справляются, я считаю, на 5 с плюсом.

Однако Notion не собирается почивать на лаврах и останавливаться в своем триумфальном шествии. Стартап активно инвестирует в новые продукты и направления, особенно делая ставку на решения для крупного бизнеса, ведь порядок и масштаб задач, скажем, для Figma и локального стартапчика на 4 сотрудника как небо и земля.

Для более уверенного выхода и присутствия в корпоративном сегменте Notion прибегает и к M&A. Только за последние полгода Notion совершил 2 приобретения — платформу по управлению командной работой Flowdash и профессиональный командный календарь Cron, что указывает на амбиции стать одним из главных консолидаторов на рынке productivity tools, возможно залезая и в такие сегменты, как видео, чат, конференции…

Да и позиционирует себя Notion на самом деле шире своего изначального фокуса, в том числе как альтернативу наскучившим (в первую очередь дизайном и UX), но все же классическим таблицам Excel и Google Sheets. Давая тем же конкурентам достаточно прозрачный намек, что ограничиваться существующим бассейном никто не собирается. Настоящая охота только впереди, а главная добыча находится прямо под носом — пользователи сторожил леса вроде Atlassian, Microsoft, Google…им придется подвинуться.

К тому же в ноябре 2022 года Notion зашел на новую поляну, запустив прямо в приложении с шаблонами и страницами функционал ИИ наподобие разошедшегося вирально по Твиттеру умного чатбота ChatGPT от компании OpenAI. Вполне возможно, сравнивая цены с тем же ChatGPT, который, мягко говоря, удивил многих 42$ ценой за платную версию…что-то мне подсказывает что Notion может часть пользователей ChatGPT и переманить к себе.

Деньги Notion заколачивает тоже, чего уж тут удивляться, очень бодро. Как мы отметили чуть выше, freemium модель сначала дает возможность пользователю познакомиться с продуктом, а после использования первых 1000 блоков (ссылок, параграфов, чекбоксов…) Notion уже предложит перейти на платную версию, если, конечно, Вы этого не сделаете раньше. Все только в целях дружелюбного напоминания. Все таки память у нас иногда барахлит…

Notion дает на выбор, в зависимости от масштаба и серьезности потребностей Вашего предприятия, по классике 3 варианта платной подписки — Plus (8$/мес), Business (15$/мес) и Enterprise (20$/мес). И все эти суммы указаны за каждого человека, а не команду в целом, то есть Вы понимаете к чему я клоню… Notion сделал монетизирующую (и по некоторым источником даже прибыльную!!) машину, которая только растет по экспоненте за счет потрясающего продукта, не нуждающегося в рекламе и продвижении.

Также они завлекают пользователей на платную версию бесплатными кредитами, которые Вы получаете чуть ли не по дефолту за выполнение простейших задач, вроде приглашения в Notion друга для совместной работы, создания пространства или использования уже существующих шаблонов. То есть Вы не только сильнее погружаетесь в функиональные глубины продукта, так еще и получаете приятные пряники. Вот что значит, как правильно работать со своими клиентами, выдерживая проактивно-любезную позицию. Вообщем, не спроста вышла хвалебная ода Notion.

Для бизнеса это небольшая жертва — потерять выручку за 1-2 месяца от потенциальных клиентов, ведь их же можно конвертировать в лояльных и до безумия любящих продукт долгосрочных пользователей. А это, как говорил Пол Грэм, один из основателей YCombinator, намного ценнее, нежели иметь миллионы спокойно к вам относящихся пользователей.

Как результат, Notion в 2022 году, по предварительным оценкам (с поправкой на Pitchbook), сделал около 50млн$ выручки на своей аудитории преданных пользователей, что выглядит, лично для меня, несколько заниженным показателем. Нельзя быть уверенным на 100% в достоверности этих данных. Notion официально ничего не анонсировал, да и все таки имеем мы дело с частной компанией уровня раунда C, находящаяся еще далековато от заветных ворот IPO, пропускающих на публичный рынок.

Здесь ничего конкретного сказать по оценке Notion, к сожалению, нельзя. Однако если предположить, что Notion сумеет, в чем лично я нисколько не сомневаюсь, перевести даже хотя бы 10% своих 30млн+ пользователей на платный SaaS тариф при, скажем, средней выручке от пользователя в 144$/год (12$ х 12 месяцев), то выручка может в год составить и 430млн$+. В Facebook, я Вам скажу, тоже сначала мало кто верил…

И это мы говорим еще о достаточно скромном сценарии для Notion без дальнейшего роста самой аудитории, поскольку, как Вы помните, у того же Microsoft Office эта конверсия равна 30%+!

Учитывая такой гигантский потенциал по монетизации влюбленной в продукт аудитории, оценка Notion в 10млрд$ последнего раунда октября 2021 года, на котором стартап привлек 275млн$, не выглядит чересчур уж космической. Да, понятно, что задрали планку на общих радостях, но логика здесь прямая и железная.

Причем, что особо интересно, в самый разгар рыночной паники лета 2022 года, глубокоуважаемые VC фонды, как Sequoia и Index Ventures не смогли продавить цену и купили в конце июля акции напрямую у сотрудников Notion по той же цене последнего институционального раунда в 10млрд$. И это происходило в тот момент, когда оценки публичных компаний, в том числе относящихся к сегменту productivity tools, уже попадали в несколько раз со своих пиков ноября 2021 года.

Да, есть на венчурном рынке, такие уникальные истории вроде SpaceX или Notion, оценкам которых все ни по чем, что в очередной раз подтверждает колоссальный интерес и доверие со стороны инвесторов. Дело остается только за постепенным и методичным исполнением намеченного потенциала на деле, в чем искренне желаем Notion успехов.

Miro — визуальный бустер командной работы

Родившись в провинциальном российском городе с гордым названием Пермь, Miro начал чуть ли не сразу покорять сердца мировой аудитории, ищущей новых решений по повышению продуктивности командной работы.

Началось все с открытия в далеком 2004 году Андреем Хусидом и Олегом Шардиным агентства по оказанию услуг веб разработки под незамысловатой вывеской Витамин.

Российские самородки со временем осознали на собственном опыте удобство и необходимость использования визуальных софтверных решений для более эффективной коллаборации и общения с клиентами, решив наконец в 2011 году материализовать задумку в новом стартапе RealtimeBoard, который только в 2019 году сделает ребрендинг в пользу Miro.

Основой нового продукта выступила уже ставшая культовой белая доска (whiteboard), положившая начало настоящей революции в офисном рабочем порядке. Хоть концепт изначально и опередил свое время, когда все были помешаны на физическом присутствии и встречах в живую, актуальность Miro росла как на дрожжах, полюбившись всеми, от студентов и преподавателей до разработчиков и команд абсолютно любых размеров. Особенно в ковидных реалиях.

Белая доска от Miro может показаться на первый взгляд примитивной и даже скучной, однако это крайне обманчивое впечатление. Я Вас уверяю, сам через это в свое время проходил. За внешней простотой кроется глубина.

Miro представляет собой гораздо больше, чем безграничную whiteboard, на которой можно визуализировать все что угодно. И именно визуализация стала главной фишкой Miro, поскольку для мозга легче наглядно видеть упрощенные схемы между различными составными частями, нежели куски цельного текста.

Со временем Miro эволюционировал в универсальную платформу для совместной работы, где возможны:

  1. Бренйшторм идей в команде с использованием фигур, моделей, рисунков, стикеров, ссылок, файлов и даже заранее созданных, как и в случае с Notion, шаблонов. Стильные же курсоры помогают видеть, что делает каждый член команды в режиме реального времени;
  2. Создание диаграмм (mind map), визуальных задач и отслеживание прогресса по выполнению проекта;
  3. Создание презентаций и проектирование сайтов;
  4. Разработка MVP и даже полноценного продукта, как пример, приложения для iOS. В свое время как раз Miro и стал для меня основной площадкой создания первоначального прототипа приложения и отработки UX;
  5. Коллаборация с помощью чата и видео формата в самом Miro;
  6. Более 100 интеграций со сторонними сервисами вроде Google Meet, Figma, Notion, Dropbox и другими.

На темплейтах тут, правда, не заработаешь, поскольку они все бесплатные в местной галерее Miroverse. Я даже несколько удивился этому, ведь по качеству многие шаблоны, лично по моему мнению, круче даже чем в Notion, а их креаторы могли бы выставить хотя бы символическую цену. Возможно в скором будущем они такую опцию и добавят. По крайне мере это напрашивается.

В любом случае, Miro стали настоящими пионерами в том, что называется визуальная коллаборация и гибридный формат работы, позволив десяткам тысяч распределенных команд по всему миру лучше друг друга понимать через графические схемы и формы.

Нечему и удивляться, что Miro со своим широчайшим функционалом смог увеличить пользовательскую аудиторию в 6 раз за менее чем 2 года! с 5 млн человек в апреле 2020 года до 30млн к январю 2022 года.

Причем количество платящих за подписку бизнес клиентов за этот же промежуток времени вырос еще сильнее — с 20к до 130к (в 6,5 раз). Другими словами, Miro удалось не просто нарастить свою аудиторию, но и обратить бОльшее количество людей в платящих клиентов, что и является конечной целью в по-хорошему прилипчивом SaaS бизнесе.

К началу же 2023 года аудитория Miro перевалила уже за целых 45млн пользователей…чтож, с такими темпами роста можно ожидать как минимум 60млн юзеров Miro по результатам текущего года. Этого гиганта, растущего на постковидном топливе, видимо, не остановить.

Огромная аудитория это, конечно, перспективно и классно, но хотелось бы видеть ее хотя бы частичную монетизацию прямо сейчас…и она, надо сказать, у Miro настроена даже лучше, чем у Notion. Все объясняется клиентской базой. Если Notion только недавно начал заходить на рынок корпоративных решений и заключать подписки для крупных компаний, то Miro там уже давно.

Чтобы Вы понимали масштаб успеха Miro в этом направлении, достаточно посмотреть на их клиентов из списка Fortune 100, куда входят крупнейшие компании США (в принципе можно читать и мира) по объему выручки. Я здесь просто приведу несколько самых известных примеров из этого списка: Amazon, Apple, Alphabet, ExxonMobil, Berkshire Hathaway, Walmart, Microsoft, Procter & Gamble, Visa, Nike, McDonalds…

Возможно, Вы будете удивлены, но 99% этих компаний являются клиентами Miro. Да, Вы не ослышались, почти все из 100 самых влиятельных компаний человечества используют Miro! То есть клиенты у них просто на подбор, из самых разных индустрий. Вот, что значит нужный и универсально применимый продукт для широкой аудитории. Двухкратное браво, Miro!

Как итог наличия таких крупных клиентов на удочке Miro, не будет откровением увидеть и приличную по размерам выручку, которая, согласно информации того же Pitchbook, уже в 2021 году перевалила за 300млн$! подразумевая трехкратный рост г/г. Кстати, как минимум 20 компаний из того самого Fortune 100 приносят в копилку Miro по 1млн$+ выручки каждый!

К тому же компания Miro, в эталонных традициях SaaS, еще перед последним раундом финансирования в январе 2022 года была прибыльной, что является очередной общей чертой с Notion, как впрочем, забегая немногим вперед, и с Canva.

Здесь же надо отметить, что Miro идеально угадал с таймингом своего раунда, ведь привлекли они аж 400млн$ на самом пике оценок рынка, задрав стоимость Miro до 17,5млрд$.

Этого объема средств более чем достаточно для спокойного прохождения рецессии и даже возможных приобретений, о чем в 2022 году скромно зарекнулся фаундер и CEO Андрей Хусид. По идее пора бы уже приступить к более активной M&A стратегии, только вот Miro остается сидеть на заборе, спокойный как удав. Им, видимо, и своего функционала с продуктовой командой предостаточно.

Учитывая отличный моментум и растущее продуктовое предложение Miro, можно вполне реалистично ожидать выручку компании за 2022 год, которую они не раскрывают, приблизительно в районе 500млн$ (+67% г/г). По-моему мнению, это окажется нейтральным сценарием.

С таким предполагаемым уровнем выручки и потенциалом дальнейшей монетизации 45млн+ аудитории, оценка последнего раунда января 2022 года в 17,5млрд$ выглядит оправданной, хоть и завышенной. Выходит Miro по мультипликатору p/s даже дороже, чем Notion. Однако никто не отменял все еще сохраняющихся дисконтов вторичного рынка, где шикарный Miro можно приобрести с почти 30% скидкой.

Canva — автоматизация креатива возможна!

Разочаровавшись в сложности и недоступности высококачественного дизайн приложения Adobe Photoshop для широкой аудитории, Мэлани Перкинс, основательница Canva, задалась целью демократизации дизайна, заодно поставив далекую от эпицентра событий Австралию на венчурную карту мира.

Идея была гениальна до простоты — дать простой в использовании инструментарий всем людям, вне зависимости от их навыков в графическом дизайне, для создания любого креативно-опрятного внешнего сопровождения, будь то яркое резюме или фееричная заставка в Youtube. Чтобы люди не тратили годы на обучение в программах по типу Photoshop, а просто сразу брали и не стесняясь творили.

В 2013 году произошел полноценный запуск платформы Canva и сразу выстрелил, поскольку прекрасно наложился по таймингу не просто с ростом социальных сетей Facebook, Instagram и Twitter, а еще и с появлением новой Интернет экономики. Уже через год количество пользователей Canva достигло отметки в 600к пользователей!

Но причем здесь соцсети, Вы спросите? Отношение самое, что ни на есть, прямое. К людям начало приходить все более отчетливое понимание важности их цифровой внешности, как выглядят их профили в Интернете. Да и бизнесы тоже особо не тушевались, пытаясь как можно подороже продать свои услуги с помощью новых эффективных дизайнерских штучек.

Кроме МСП есть же еще и целый отдельный мир индивидуальных предпринимателей, которыми в современном мире по сути является каждый из нас, ведь мы все можем представлять свой собственный бренд, только вот не все этого хотят. В любом случае, только так называемых креаторов (создателей контента), по скромным оценкам, насчитывается около 200млн человек…А такие легкие в использовании дизайн-приложения нужны сегодня чуть ли не всем, от инфлюенсеров до бизнесменов и корпоративных управленцев, чтобы быстро упаковывать свой контент и делиться им сразу в социальных сетях на уже существующие и потенциальные аудитории.

Благодаря своему нежно-плавному UX и практической пользе многовариативного продукта, Canva молниеносно стала, без каких либо сомнений, главной дизайн площадкой для заплутавших в дебрях супер навороченно профессионального Photoshop или же вообще никогда не имевших дело с прекрасным, но все же желающих улучшить свое цифровое присутствие в Интернете.

Canva открыла двери сотням миллионов, а потенциально, по правде говоря, и миллиардам людей возможность создавать за короткое время и без особых усилий эффектные графические дизайны, презентации, видео и многое другое на основе, в том числе, уже готовых шаблонов. Именно так выглядит полный список того, что Canva может предложить своим пользователям:

  1. Упрощенное создание всевозможных материалов — постеров, визиток, постов в социальных сетях, документов, презентаций, вэбсайтов, видео…на самом деле для всего, где Вы только можете представить использование дизайна, а он нужен везде.
  2. Бесчисленная галерея уже готовых шаблонов, картинок, форм и других графических элементов, которыми можно сразу воспользоваться из внутреннего поисковика Canva;
  3. Онлайн редакция и создание макетов (в том числе белых досок, как в Miro) в команде с выбором картинок, фильтров, фона, цветов, стилей, шрифтов, расположения…вообщем, одним словом ВСЕГО, что нужно для творца в цифровом мире;
  4. Размещение и монетизация своих работы на маркетплейсе Canva, которыми, могут воспользоваться и другие пользователи;
  5. Физический принт цифровых работ на всем — от писем до кружек и футболок. Canva организовала весь процесс в партнерстве с местными печатными сетями, при этом еще и зарабатывая комиссию с объемов продаж;
  6. Более 100 интеграций со сторонними сервисами и социальными сетями, как Youtube, TikTik, Instagram, Twitter, Google Drive, Microsoft PowerPoint и многими другими, что расширяет общую ценность экосистемы с помощью более простого импорта контента, обработки фотографий и их публикаций.

Если еще каких-то 5 лет назад большинство производимых на свет дизайн решений страдали от отсутствия автоматизирующих решений и все приходилось делать вручную, то с Canva даже далекий от мира дизайна человек может быстро набросать профессиональную презентацию или макет под любую задачу и цель. С помощью Canva каждый может воплотить в жизнь свою даже самую невероятную задумку.

Но Canva не была бы одним из самых дорогих стартапов на частном рынке, если бы она остановилась только в рамках графического дизайна. Несмотря на постоянные эксперименты и продуктовые апгрейды с выходом на новые для себя рыночные сегменты, как редактирование видео или белые доски, Canva продолжает искать следующие точки роста.

Одним из немногих логичных направлений, куда потенциально Canva еще может пойти, выступает сегмент коммуникации и видео, наступая на пятки тем же Zoom и Slack, встроив функционал мессенджера и звонков прямо в приложении Canva. Я более чем уверен, что эта стратегия припасена на ближайшие годы, но сначала по-хорошему бы закрепить свои успехи на других рынках, прежде чем окунаться в совершенно новое для себя направление.

С другой же стороны медлить на рынке, где все еще контролирующий бОльшую часть пирога графического дизайна (около 70%) старичок Adobe не собирается ослаблять хватку, может стать непростительной ошибкой для Canva.

Особенно в свете последних гроссмейстерских действий на шахматной доске со стороны Adobe, который пошел как будто сразу двумя слонами— запустил в 2022 году упрощенную версию Express и в охапку приобрел своего главного дизраптора (Figma). Пока что же на рецессионом рынке Canva не ответил сопоставим по масштабу ходом, однако обескураживающего стратегического хода от стартапа можно ожидать в любой момент.

Может никакого сногсшибального ответа и не последует вообще, ведь Canva занимает выигрышную позицию — органично растет при размере аудитории, на секундочку, в 100млн активных месячных пользователей (около 7млн из них используют платную подписку Pro)! Это абсолютный победитель нашего сегодняшнего хит-парада. Для сравнения у того же великого и ужасного Adobe почти в 4 раза меньше пользователей — 26млн. Ну и кто тогда, спрашивается, меняет мир?

Причем Canva крайне удачно умудряется комбинировать привлечение широких масс с рекрутингом клиентов из крупных организаций, что является достаточно редким талантом. Так, 85% компаний из Fortune 500 уже являются лояльными клиентами Canva, среди которых можно встретить Salesforce, Paypal, Hubspot, Zoom, и Marriott.

Такие прекрасные вводные не могут не отразиться позитивно и на финансах Canva. Выручка ожидаемо, в унисон с коллегами по сектору productivity tools, растет в ковидные времена, перевалив в начале 2022 года отметку в 1млрд$ ARR при примерных темпах роста в 50% г/г.

Можно вполне предположить, в адекватных рамках, что ARR Canva по результатам 2022 года вырос до 1,3млрд$, а ориентировочный мультипликатор p/s составил 31 к оценке последнего раунда в 40млрд$. Конечно, оценка, как и в случае с Notion и Miro, была сильно завышена полностью заложенным ожидаемым ростом инвесторами, однако здесь не стоит забывать, что мы имеем дело с редким примером — растущей и прибыльной компанией.

Чуть ли не с 2017 года Canva поддерживает прибыльность по самому примерному финансовому показателю — FCF, что дает куда больше уверенности менеджменту и инвесторам в благополучном прохождении стартапом всех рецессионных невзгод.

Хоть привлеченного капитала с последнего раунда и относительно немного (200млн$), особенно по отношению к масштабу операций Canva, да и сам раунд по оценке в 40млрд$ был аж 1,5 года назад (сентябрь 2021 года), фактор прибыльности стартапа, вышедшего далеко за рамки категории дизайна, позволит сгладить возможные рыночные сюрпризы.

Коротко по итогам

  1. Прибыльная SaaS бизнес-модель лучших софтверных решений по повышению продуктивности устойчива во все времена, даже рецессия ей ни по чем;
  2. Самую выигрышную позицию на частном рынке в сегменте productivity tools занимают универсальные платформы, как Notion, Miro и Canva, значительно выросшие за пределы своих изначальных компетенций;
  3. Совокупность многофункциональности, ненавязчивого дизайна и плавного UX является ключевым залогом успеха и любви практически любого продукта;
  4. Несмотря на снижение оценок широкого рынка, Notion, Miro и Canva пройдут текущую рецессии скорее всего без даунраундов, поскольку данные стартапы отличаются прибыльностью, низкими операционными затратами и солидной кэш подушкой, оставшейся с жирного 2021 ковидного года.
  5. Однако оценки Notion, Miro и Canva до сих пор выглядят высокими, особенно по сравнению с публичными конкурентами, что может быть оправдано только прибыльной бизнес-моделью и оптимистичным сценарием по монетизации многомиллионных пользовательских аудиторий;
  6. Совсем скоро возможно наступление первой волны консолидации индустрии productivity tools из-за финансовой безвыходности небольших узкопрофильных стартапов и снижения оценок, чем могут воспользоваться лидеры рынка для расширения своего продуктового предложения;
  7. Технологическое будущее с каждым днем становится все ближе благодаря в том числе таким компаниям, как Notion, Miro и Canva, которые демократизируют доступ к софту и упрощают пользовательский опыт для аудиторий мировых масштабов.

На этом у меня все для Вас на сегодня. Спасибо огромное, что читаете и все еще с нами! Надеюсь, было полезно.

Если у вас есть друзья и знакомые, кому интересна актуалочка с венчурных полей и макро, не стесняйтесь и шерьте этот материал и сам тг канал Венчурная Прожарка с ними. Буду крайне признателен и рад каждому новому читателю, а пока что до скорого!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда