«Шикарный» (нет) годовой отчет Яндекса и что будет с компанией дальше
Для начала пара цифр, для красоты:
• Чистая прибыль 47,6 млрд. руб. Большая часть суммы – это деньги за продажу Дзена и Новостей
• Денежные запасы уменьшились со 102,7 до 83,3 млрд. рублей
Результаты сегментов и мое мнение по ним:
🔹Поиск и портал. Доходы продолжают расти с хорошей динамикой, сказывается уход конкурентов. Продажа Новостей никак не повлияла, вероятно проект был в районе самоокупаемости. Рыночная доля поиска значимо не изменилась
🔹Райдтех, E-comm и доставка. Такси хорошо зарабатывает: говорят, что за счет роста числа поездок, но мне кажется тут больше заслуга стратегии «круглосуточно повышенный спрос». А маркетплейс продолжает эти доходы съедать. Delivery Club пока тоже остается убыточным (была надежда, что у них получится быстрая синергия с экосистемой Яндекса и из этого вырастет прибыль – но нет). Из хорошего – на Маркете на 132% выросла доля 3P-выручки, это верное направление, но даже до безубытка еще далеко
🔹Развлекательные сервисы. По году все еще убыточные, но в 4 квартале почти удалось выйти в ноль за счет роста базы подписчиков. Расти дальше будет сложно – с Кинопоиска уходит много лицензионного контента и целесообразность платить за то, что осталось, становится довольно сомнительной. Но прочие сервисы, а также интеграция Плюса с Устройствами все еще могут вытянуть сегмент, время на это есть
🔹Прочие бизнес-юниты. Традиционно убыточные. Сообщают об успехах в сегменте Устройств – неудивительно, Станция это очень качественный продукт. Дзен, как оказалось, был убыточным, и его продажа слегка улучшила баланс в сегменте. Но главный пожиратель денег – Yandex SDG – продолжает свое дело, и я уверен, аппетитов у него хватит еще не на один год
✅Итого: ничего принципиально нового с бизнесом Яндекса пока не случилось. Доходы на бумаге выросли, но сколько бы они ни росли – все заработанное съедается внутри компании. А миноритарии не видят не то, что денег, но даже конкретных стратегий, планов и расчетов с цифрами по убыточным проектам роста
Старые риски – никуда не делись:
1) расписки
2) выделение зарубежного бизнеса (нам до сих пор не объяснили, какая именно часть активов и на каких условиях выходит, и как это будет оформлено)
3) возможный вход в компанию государства с превращением в новый Ростелеком (то есть в хороший и годный бизнес, но не для миноритарных акционеров)
Отдельно хочу отметить про разделение:
Вопрос о том, как будут делить активы, и какой части поделенного будут потом соответствовать наши акции – оставлю за кадром, это отдельный разговор.
Но в любом из крайних вариантов – и если нам достанется стартапно-инновацинная израильская компания, и даже если нам достанется «новый русский яндекс» со всей своей доходной частью – мы проигрываем
🔹Потому что убыточный на много лет вперед SDG сейчас не стоит примерно ничего. Я не против беспилотников, но раз мы разговариваем про деньги и инвестиции – нужны хотя бы какие-то ориентиры в цифрах, а не просто хороводы с припеваниями
🔹А прочий Яндекс – он хоть и зарабатывает, но пока что работает все на тот же SDG, и все заработанные деньги немедленно закидываются именно туда (еще Маркетплейс много съедает, и целесообразность его существования тоже довольно сомнительна)
⛔То есть, покупку акций Яндекса сейчас, чем бы ни закончилась вся история с разделением – можно считать своего рода донатом в пользу будущего зарубежного проекта Воложа. Понятно, что деньги, которые мы несем на биржу, в компанию не придут, но итоговым продуктом наших торгов – ликвидными акциями с высокой рыночной оценкой – Яндекс очень даже пользуется. Например, для выпуска конвертируемых облигаций
📊Какой-то спекулятивный интерес здесь найти, конечно, можно. В конечном итоге мы же покупаем и продаем уже даже не долю в компании, а ожидания прочих акционеров относительно будущей доли, и с этими ожиданиями можно работать. Но считаю, что у нас на рынке пока еще есть гораздо более здоровые, перспективные и фундаментально обоснованные идеи
✅Еще мои мысли по рынку: https://t.me/mozginvest 🐙