Аналитика Financial Times. Как никель ускоряет развитие бизнеса Индонезии
Растущий рынок электромобилей и аккумуляторов в Индонезии привлекает широкий интерес местных корпораций от угледобычи до промышленных гигантов. Этому способствуют богатые запасы никеля в стране и обещания правительства стимулировать отрасль.
Такой интерес связан с мировыми производителями электромобилей, включая китайскую BYD и американскую Tesla, которые уже подписали или завершают подписание документов, фиксирующих инвестиции в Индонезию.
Компании рассчитывают воспользоваться стремлением правительства задействовать запасы никеля для развития аккумуляторной промышленности, вхождения в глобальную цепочку поставок электромобилей и создания производственной базы.
Однако серьезные проблемы для внедрения отдельными лицами, общественностью и бизнесом включают:
- доступность для потребителей,
- отсутствие инфраструктуры для подзарядки,
- вопросы корпоративного управления, связанные с потенциальными конфликтами интересов, которые возникают из-за тесных отношений между правительственными чиновниками, политиками и компаниями.
Среди наиболее агрессивных участников — промышленный гигант Bakrie & Brothers, их интересы охватывают энергетику, инфраструктуру и телекоммуникации. В прошлом году они поставили десятки электробусов BYD в систему общественного транспорта TransJakarta и сейчас находятся в поиске новых сделок.
В течение 80 лет Bakrie & Brothers фокусировалась на производстве стали, инфраструктуре и других областях. В будущем компания сосредоточится на трех областях: электрификация, возобновляемые источники энергии и цифровизация.
В стадии строительства находятся десятки проектов, связанных с аккумуляторами, в основном они расположены на богатых никелем островах Сулавеси и Хальмахера. В том числе под руководством китайского гиганта по производству аккумуляторов Contemporary Amperex Technology и его южнокорейского конкурента LG Energy Solution.
Некоторые местные компании строят плавильные заводы для переработки никелевой руды в сырье для производства аккумуляторов. Другие сосредоточены на производстве и/или дистрибуции электроскутеров и коммерческих электромобилей, поскольку электромобили остаются в значительной степени недоступными для большинства индонезийцев.
Кто-то устанавливает станции зарядки или замены аккумуляторов. И многие сотрудничают с иностранными компаниями, чтобы наверстать упущенное в области технологий и финансирования.
Помимо Bakrie, так называемые компании старой экономики чувствуют новые возможности.
Крупные угледобывающие компании, такие как Indika Energy, Adaro Energy и TBS Energi Utama рассматривают сектор электромобилей, как способ диверсификации в условиях растущего климатического давления.
В прошлом году TBS основала компанию Electrum, совместное предприятие с индонезийским гигантом по прокату автомобилей Gojek, который поставит 2 млн электроскутеров для водителей Gojek в этом десятилетии.
Electrum сотрудничает с тайваньским производителем электроскутеров Gogoro и индонезийским государственным производителем электроскутеров Gesits, но также планирует построить собственное производство в этом году.
Тем временем Adaro создала дочернюю компанию по производству аккумуляторов Adaro Baterai Indonesia и строит алюминиевый завод стоимостью 2 мрд долларов на Борнео. Завершение первого этапа строительства ожидают в 2025 году.
Ключевое препятствие для внедрения электромобилей в Индонезии сейчас — отсутствие зарядных станций.
Некоторые компании пытаются заполнить образовавшуюся нишу.
Сингапурский стартап по производству электромобилей ION Mobility готовит производство аккумуляторных батарей и электроскутеров в Индонезии.
Компания также планирует установить не менее 100 зарядных станций в партнерстве с монополистом на рынке, государственной компанией Perusahaan Listrik Negara.
Участие частного сектора дополняют инициативы, возглавляемые государственными предприятиями, в том числе нефтегазовым гигантом Pertamina, PLN, горнодобывающей компанией Aneka Tambang и горнодобывающей холдинговой компанией MIND ID.
В 2021 году четверка учредила компанию Indonesia Battery, которая отдельно сотрудничает с CATL и LG Energy Solution для разработки «сквозной цепочки поставок литиевых батарей».
Уже в 2024 году Индонезия может начать производство литий-ионных аккумуляторов и в 2027 году стать одним из трех крупнейших в мире производителей этих аккумуляторов.
Аналитики видят положительные и отрицательные стороны в этих амбициях
McKinsey также сообщила, что совокупный доход Индонезии от этой сети, по прогнозам, достигнет почти 50 миллиардов долларов к 2035 году.
Правительство готовит стимулирующие меры, включая субсидии, и нацелено на увеличение продаж электромобилей до 20% от общего объема продаж автомобилей в 2025 году.
Запланированные меры включают субсидию в размере около 7 млн рупий (470 долларов США) на каждую покупку электронного скутера.
Однако такой план вызвал массу споров. Критики утверждают, что субсидии должны быть направлены бедным, а не на помощь состоятельным людям в покупке электромобилей. Опасения по поводу потенциальных конфликтов интересов вызвали пристальное внимание к корпоративно-политическим отношениям.
Но Глава администрации президента Мелдоко, отвечая на критику, сообщил местному новостному изданию, что запланированные стимулы принесут пользу не только определенным группам людей, но и «откроют возможности для частного сектора» в целом, обеспечивая «рыночную определенность».
Оригинал статьи: Financial Times