{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

5 признаков стартапа, в который стоит вложиться. Мнение инвестора

Часто слышу от коллег-бизнесменов мнение, что для того, чтобы понять, готовы ли они инвестировать свои средства в стартап, им достаточно пяти секунд при прочтении первого слайда презентации компании. Конечно, бывают случаи, когда сразу понятно, что идея бизнеса нерентабельна и неинтересна. В такие моменты хватает нескольких секунд, чтобы принять для себя решение. Однако в большинстве случаев необходима оценка стартапа по ряду параметров. На основе своего опыта (как инвестор и основатель компании CarMoney) я выделил для себя пять основных критериев, которые помогают мне ответить на главный вопрос – “вкладывать или не вкладывать”.

1. Наличие бесстрашного лидера

В условиях нынешней экономики любая компания, тем более развивающаяся, должна быть готова к принятию антикризисных решений. Ситуация на рынке постоянно меняется, потому топ-менеджер должен быть готов вовремя изменить стратегию управления, и, если понадобится, даже бизнес-модель компании.

Руководитель не должен впадать в панику и направлять все свои решения на “выживание”, а должен искать новые возможности, подбирать инновационные подходы, вдохновлять коллектив, работать с обстоятельствами. Другими словами, он должен быть не просто управленцем, а быть лидером. Для стартапа это жизненно необходимо, ведь молодая компания подвержена большим встряскам, чем устоявшиеся мастодонты бизнеса.

Стартап сравним с только что построенным кораблем, который отправляется в опасное плавание, и, если его капитан при первых же волнах кричит “Мы тонем!”, то даже самая прочная конструкция может пойти ко дну. Поэтому ищите стартап под управлением лидера, который хладнокровно и вовремя сможет сказать - “Меняем курс!” Есть даже такая управленческая технология – Change Management (управление изменениями).

Топ-менеджер не может придерживаться какой-то одной четкой технологии управления и должен уметь мыслить стратегически, комбинировать подходы, анализировать их результативность. При этом мало знать, что и как нужно делать. Нужно уметь донести это до сотрудников, настроить и вдохновить их.

В общем, если после общения с владельцем потенциально интересного вам стартапа, вы вдохновились его идеями, поверили в успех предприятия и почувствовали рядом ещё одного лидера – это одна из причин, по которой стоит начать сотрудничество и доверить свои средства перспективному руководителю и его команде.

2. Команда единомышленников

Понять, является ли стартап единым организмом, которым движет идея и вера в успех своего дела, и, главное, где каждый занят своим делом и разбирается в нем – можно в ходе первичной презентации бизнеса. Обратите внимание на то, как сотрудники компании общаются между собой, как отвечают на поставленные вами вопросы. Когда коллектив состоит из профессионалов, а не, как сейчас модно, “универсалов”, разбирающихся во всем и по чуть-чуть, на каждый из ваших вопросов будет отвечать тот, кто в этом компетентен. При этом не возникнет разногласий и дополнений “не к месту”, перебиваний со стороны других членов коллектива.

Конечно, люди должны болеть за общее дело, но каждый в своем направлении. Секрет успешного стартапа именно в этом – в целостности при четком делении полномочий и сфер ответственности.

Есть здесь и психологический момент. Внимательно понаблюдайте, как в команде стартаперов рассказывают об общем деле, горят ли у людей глаза, интересно ли это им. Посмотрите, как часто они обращаются за подсказками к компьютеру, подглядывают в подготовленные материалы. Я считаю, что хороший управленец на старте обязан знать свое предприятие до мелочей, должен уметь назвать все ключевые финансовые показатели, стратегические цели и направления работы, а затем уже, когда у него сформирована команда, все эти нюансы должны перейти в зону ответственности топов. Как руководитель я ожидаю от своих сотрудников и работников компаний, в которые инвестирую средства, полной погруженности в свое дело и осведомленности.

Еще одна “лакмусовая бумажка информированности” сотрудника – нестандартные вопросы о компании. К ним невозможно быть готовым и грамотно ответить можно лишь в том случае, когда есть полное понимание дела, и даже больше. Это очень чувствуется, когда помимо основных рабочих моментов, человек копает глубже. Когда собирается целый коллектив таких единомышленников-исследователей, шансы успешного развития стартапа явно повышаются.

3. Готовность платить большие зарплаты профессионалам

«Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей», – так говорил один из самых успешных топ-менеджеров современности Генри Форд, который не только не обделял своих работников финансово, но и в целом создавал комфортные условия работы. Он первым в США внедрил 8-часовую смену, 6-дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск.

Здесь речь об отношении руководителя молодого предприятия к подчиненным и о его готовности вкладывать средства в человеческие ресурсы и делиться первыми плодами успеха.

Важно не складывать последние в один карман и не быть нацеленным только на капитализацию предприятия. Люди - главный ресурс, который всегда приносит в перспективе больше.

Профессиональные сотрудники – это залог конкурентоспособности и жизнеспособности бизнеса, поэтому экономить на этой статье нельзя. Кроме того, если это технологичное предприятие, то рабочая сила будет стоить на порядок выше, чем в других компаниях. Специалисты в сфере IT всегда требуют немалых вложений, но они в то же время являются драйверами развития не только компании, но и мирового прогресса.

Вне зависимости от направленности организации, она всегда нуждается в опытных hr-менеджерах, маркетологах и пиарщиках. И, если на первых стараются не экономить, то специалистов рекламы и маркетинга часто нанимают без опыта, молодых, но с амбициями и желанием учиться.

Однако в этом заключается ошибка как стартапов, так и более крупных компаний. Именно в сфере digital-продвижения и маркетинга постоянно происходят изменения, уследить за которыми очень сложно, если ты не находишься в этом постоянно.

Да, молодые специалисты могут быть более поднаторевшими в онлайн-трендах, но не иметь должного опыта работы в сфере в целом. Ценятся маркетологи с комплексным подходом, интегрирующие новые тренды в уже накопленный опыт.

Потому распределение бюджета должно быть щедрым, когда речь идет о специалистах, от которых зависят точки роста бизнеса. При выборе стартапа важно понимать, какова финансовая политика его “топа”.

4. Умение нестандартно мыслить в критических ситуациях

Сегодня будущее компании во многом зависит от креативного мышления ее руководителя, которое дает наибольший эффект в сочетании с аналитическим. То есть одно дело – понять и определить план действий в критической ситуации, а другое – понять и придумать нестандартный план действий, найти “лазейки”, о которых другие предприниматели и не подумают. Это помогает не только решить локальную проблему, но и зачастую приводит к росту всего бизнеса. По этой причине руководитель начинающего предприятия просто обязан уметь думать “out of the box”.

5. Способность признать свою ошибку и принять кардинальное решение

Я уже говорил о том, как для руководителя важно быть готовым поменять курс развития и план действий. Но есть еще одно качество, которое я ценю в потенциальных партнерах – это объективность суждения и трезвый подход к себе.

Топ-менеджер должен уметь видеть свои слабые стороны, признавать ошибки и, более того, иногда поступать в противовес своим ранее принятым решениям, если такой ход может улучшить ситуацию в компании. Честно говоря, такое не часто встречаешь среди руководителей.

Как правило, люди на высоких должностях считают неприемлемым показывать свою слабость, признать провал, и чаще всего идут напролом, по проторенному пути, пытаясь доказать себе и другим, что так будет лучше.

Гораздо продуктивнее уметь вовремя понять, где ты допустил ошибку, признать ее и принять антикризисное решение, даже когда оно кардинально отличается от предыдущего. Чем больше различных подходов, решений, тем менее уязвимой становится компания. Но, чтобы она стала максимально неуязвимой, ее руководитель должен внутри себя (хотя бы) признать собственную слабость и быть готовым отрабатывать самые разнообразные варианты “закрытия” ошибок и уязвимых сторон. Такой подход, кстати, очень повышает авторитет среди подчиненных, и, на мой взгляд, должен цениться и потенциальными инвесторами.

При общении с возможными партнерами я всегда задаю вопрос “А в чем слабые стороны вашего бизнеса?”, и обращаю внимание на ответ. Если слабых сторон нет, то это настораживает. Когда же руководителем объективно перечислены слабые места компании, то можно продолжать диалог, спросить у него, какие есть варианты по их устранению. Четкое понимание слабых сторон стартапа является одним из ключевых этапов риск-менеджмента ваших инвестиций, и топ-менеджер, готовый признать и устранить ошибки – гарант их безопасности.

0
2 комментария
Alex Qu

Просто, по делу и без воды. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Artemyev

.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда