Обзор последних изменений в российском законодательстве "О валютном регулировании и валютном контроле"

Обзор последних изменений в российском законодательстве "О валютном регулировании и валютном контроле"

2 августа 2019 года вступили в силу некоторые поправки в валютное законодательство Российской Федерации. ( Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ )

Большинство изменений коснулись операций, которые осуществляют валютные резиденты Российской Федерации (то есть каждый гражданин Российской Федерации, вне зависимости от продолжительности его пребывания на территории страны; тем не менее, если лицо пробудет за пределами России 183 и более дня за календарный год, то оно будет более не обязанным соблюдать большинство норм валютного законодательства) с использованием своих банковских или иных счетов (то есть счетов в платежных системах, брокерских и т.п.), которые открыты за рубежом.

Также, к наиболее интересным моментам можно отнести поправки применимые к обязательству резидентов репатриировать (т.е. возвращать) денежные средства из-за рубежа.

Изменения призваны либерализировать валютное законодательство и сделать его более ориентированным к небольшому и среднему бизнесу, которому крайне сложно осуществлять валютные транзакции при работе с иностранными контрагентами.

В частности, к наиболее существенным изменениям можно отнести следующее:

1. С 2020 года валютный резидент сможет не подавать в ФНС отчет о движении средств по иностранному счету, если сумма зачисленных и списанных денежных средств по счету не превышает 600 000 рублей и при этом банк зарегистрирован в стране, которая является членом OECD (Organization of Economic Cooperation and Development) или FATF (Financial Action Task Force).

2. Резиденты вправе принимать деньги на иностранные счета, если:

  • такой счет открыт в банке, зарегистрированном на территории страны, участвующей в OECD или FATF
  • такой счет открыт в банке, зарегистрированном на территории страны, которая обменивается с Российской Федерацией информацией в автоматическом порядке на основании Соглашений об Автоматическом Обмене (CRS) или каком-либо ином двустороннем договоре
  • такие валютные ценности получены не от валютного резидента Российской Федерации. При этом, до вступления в силу правок, существует исключительно ограниченный перечень разрешённых операций, денежные средства по которым можно принять на зарубежные счета - например, дивиденды принять можно, в то время как денежные средства за оплату по тем или иным услугам - нельзя.

3. Резиденты обязаны уведомлять и предоставлять отчет о движении средств не только в отношении банковских счетов, но и в отношении иных видов счетов, например, брокерских и в платежных системах.

4. Средства, полученные при прекращении договора доверительного управления (как полученный доход, так и первоначальная сумма инвестирования), могут зачисляться на иностранный счёт, при соблюдении условий изложенных в пункте 1 выше.

5. Разрешается зачисление дохода, полученного от продажи драгоценных металлов, учтённых на счетах резидента в иностранном банке. Выплаты данных платежей осуществляются строго согласно требованиям иностранного государства по месту расположения финансовой организации.

6. С 1 января 2020 года валютный доход, полученный вследствие экспорта не сырьевых товаров не подлежит репатриации в полном объеме, а по сырьевым товарам резиденты будут вправе оставлять сначала 10%, потом с 1 января 2021 30%, с 1 января 2022 50%, с 1 января 2023 70%, а с 1 января 2024 - полностью, в размере 100%.

7. Кроме того, российские вузы или их филиалы за рубежом, а также студенты-россияне, которые пребывают не в России более 183 дней в течении одного года смогут осуществлять взаиморасчеты в любой валюте без использования банковских счетов в российских банках-агентах валютного контроля. На вышеупомянутых лиц также не распространяется обязанность по репатриации (возвращению) денежных средств при оплате образовательных услуг. При этом эта норма имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие с 1 августа 2016.

8. Также, уполномоченные банки и федеральная налоговая служба вправе запросить документы, выданные иностранным государством и подтверждающие право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью по месту пребывания (то есть не в России) не формируя юридическое лицо и/или не регистрируясь как индивидуальный предприниматель или его аналог в той или иной юрисдикции.

Анализируя внесенные изменения, можно прийти к выводу, что расчеты в валюте становятся проще и доступнее для малого и среднего бизнеса. Новые поправки действительно открывают большие перспективы для российских граждан, желающих вести бизнес за пределами РФ.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся либерализацию, мы предполагаем увеличение случаев привлечения граждан к ответственности за нарушения валютного регулирования ввиду сложности валютного законодательства, особенно в условиях набирающего оборота автоматического обмена информацией между государствами.

Так, например, лицо открыло счет в платежной системе в Германии и уведомило об этом налоговую о том, что этот счет у него есть. При этом такое лицо не передало в налоговую службу отчет о движении средств по счету, предполагая, что сумма зачислений и списаний не превысила 600 000 рублей, в то время, как в действительности этот порог был превышен.

В результате работы автоматического обмена, российский уполномоченный орган получает данную информацию и привлекает лицо к ответственности за нарушение валютного законодательства, которое в свою очередь, может выражаться как в штрафе за непредоставление отчета, так и в виде штрафа за незаконные валютные операции, который взимается в размере от 75 % до 100 % от суммы такой незаконной операции.

11
1 комментарий

Чувствуется поддержка:))

Ответить