{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Осторожно банкиры, часть 2: банкиры нашей с вами юности и не только

Мы продолжаем разбирать по косточкам интересные случаи банковского банкротства на территории России.

Первая часть доступна по ссылке и в ней мы узнали:

  • о том, как украсть реальные миллиарды в разной валюте и сбежать за границу на примере бородатых братьев Ананьевых (Промсвязьбанк);
  • о том, как потерять банк для элитных питерских клиентов, вкладывая деньги в убыточные бизнес-проекты и устраивая дикие свинг-вечеринки в Ницце, на примере Сергея Бажанова (мой пухлый любимчик) и его милой женушки (банк МБСП);
  • о том, как привести успешный банк к банкротству за 1 год и присесть, на примере Алексея Хотина (Югра);
  • о том, как быть милой бабушкой, воровать и спонсировать терроризм, на примере Маркус Ларисы (Внешпромбанк);
  • и о том, как быть обвиненным в отмывании денег британского фонда Hermitage Capital, на примере Александра Булгаевского (Интеркоммерц).

А сейчас мы рассмотрим 4 случая: первый — в духе прошлой части, второй и четвертый — привет из прошлого, третий — сама милота.

Банк: «Связной Банк»

Бывший владелец: Максим Ноготков

Статус: Ликвидирован в 2015 году

История банка началась в далеком 1992 году во время развала космической сверхдержавы, когда был создан Промышленно-Торговый Банк. Его реальным владельцем был известный на тот момент «конечно-бизнесмен» и будущий министр экономики Грузии Каха Бендукидзе.

«Промторбанк» на протяжении всей своей деятельности входил в число средних стабильных банков, обслуживающих преимущественно промышленные предприятия.

​Максим «я все просрал» Ноготков в момент осознания

В 2010 господин Каха и еще один замечательный человек Максим Ноготков (тогда владелец сети салонов по продаже мобильных устройств «Связной») договорились устроить романтическое слияние «своих капиталов».

В порыве «страстной любви» бизнесмены приняли решение о создании на базе «Промторгбанка» универсальной кредитной организации, которая в октябре этого же года получила название «Связной Банк».

Банкиры подобрали замечательную и многонациональную, как в старом анекдоте, команду. Топ-менеджерами кредитной организации были назначены Сергей Радченков, ранее возглавлявший Барклайс Банк, его бывший зампред Олег Сафонов, Евгений Давыдович, работавший председателем правления банка «Русский Стандарт» на Украине и бывший финдиректор «Барклайса» Муратхан Эльдаров, который занял аналогичную должность.

Как и в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» у мобильной «дрим-тим» все пошло наперекосяк с первых же лет совместной работы.

Во-первых, в 2013 году сорвалась сделка по объединению на равных началах с группой ОНЭКСИМ и банком «Ренессанс Кредит» — стороне Михаила Прохорова не понравилось состояние активов «Связного».

Во-вторых, через год тот же прохоровский ОНЭКСИМ получил 90% группы «Связной» из-за дефолта по долгу, залогом по которому выступал контрольный пакет акций холдинговой компании группы («Связной Банк» остался у Ноготкова). Чистый долг компаний Ноготкова на 2014 год, по некоторым данным, превышал 500 млн долларов.

В-третьих, из-за освещения СМИ финансовых проблем Ноготкова, в «Связном Банке» случился массовый вывод вкладов — банк покинуло большинство вкладчиков.

В-четвертых, из-за сокращения затрат и снижения заработных плат банк лишился 10% сотрудников только лишь головного офиса.

В 2014 году активы «Связного» начинают стремительно улетучиваться. В начале года россияне держали на депозитах «Связного» 43,2 миллиарда рублей, а по его итогам убыток банка составил более 602 млн рублей.

2015 год для Ноготкова как банкира стал последним. В феврале 2015 года ЦБ РФ отозвал у кредитной организации лицензию, а в феврале банк закрыл абсолютно все отделения.

16 июля 2018 года Арбитражный суд Калужской области признал Максима Ноготкова банкротом.

Банк: «Чара»

Бывшие владельцы: Владимир Рачук и Марина Францева

Статус: Ликвидирован в 1996 году

«Чара Банк» как начал, так и завершил свою историю в те времена, когда мы были еще совсем-совсем маленькими — кто-то только начал брить первые усы, кто-то портил свои первые импортные памперсы, а кого-то еще вообще не было.

​Владимир Рачук и Марина Францева — Бонни и Клайд российского розлива

«Чара» начинал как небольшое, семейное, почти-индивидуальное предприятие четы Рачук-Францева. Молодожены активно вели «гостиничный бизнес», занимаясь поиском номеров в отелях для приезжих, открыли транспортную и строительную компании, а затем и банковское дело.

Зарегистрированный в 1992 году банк начал принимать первые активы. Поначалу юные банкиры работали вообще без лицензии. Только в 93 г. Рачук получил все разрешающие документы. Владельцы обещали невероятно высокие проценты по вкладам, которые доходили в последние периоды до 1000% годовых (учитесь, как нужно вести рекламную кампанию чертовы кешбекеры).

Рачук сразу сосредоточился на обработке физических лиц. Огромную популярность банку принесли связи с культурной прослойкой общества. Люди, которых привлекли звезды эстрады (привет, Алла Борисовна), толпами ломились в отделения «Чары». Ежедневный оборот банка составлял 1 млн долларов.

«Чара-Банк» активно занимался банковской деятельностью: крышевался криминальными авторитетами, выдавал сотрудникам премии в десятки тысяч долларов, выводил активы за рубеж и вбухивал миллионы в российский кинематограф 90-х (не понятно, что может быть еще хуже).

Семейная пара владела гигантскими суммами денег, но совершенно не знала, что с ними делать. Поэтому делать начали все, что могли. Деньги вкладывали «вкудапопало», а оно почему-то прибыли не приносило и всегда разорялось. Средства «Чары» исчезали со скоростью света.

В середине 1994 года банк должен был вкладчикам 90 млрд рублей, в сентябре уже 140 млрд.

​Владимир Рачук, пейзаж «Опять обманули!», холст, масло

«Чара» прекратила работу мгновенно и для четы банкиров наступили поистине черные времена.

Рачук покончил с собой в 94 (официальная причина смерти — сердечная недостаточность), а Францева через 2 года, после отзыва лицензии, сбежала за границу. 2 года она находилась в федеральном розыске и вернулась в Россию только в 98 г., когда уголовное дело против нее развалилось — с собой «внезапно» покончил главный следователь.

Марина Францева была арестована в 2004 году.

От деятельности четы бизнесменов пострадали десятки тысяч людей и подпортили свой авторитет десятки деятелей искусства. А «Чара» осталась в сознании многих, второй «МММ».

Банк: «Банк24.ру»

Бывший Владелец: Борис Дьяконов

Статус: Ликвидирован в 2014 году

«Банк24.ру» — это банк для деловых людей начала нулевых. Работал с представителями среднего и малого бизнеса. Интересен тем, что он, пожалуй, один из немногих, кто попытался расплатится со своими вкладчиками, а затем провел успешную реструктуризацию и ребрендинг.

​Борис Дьяконов, когда «извините, так получилось»

Создан в 1992 году под названием «Уралконтактбанк» и обслуживал поначалу только собственных акционеров. В 2003 году после смены владельца получил новое название «Банк24.ру».

Банк обслуживал примерно 40 тысяч клиентов — в основном это небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели. До последних дней являлся высокодоходным предприятием. В 2013 году чистая прибыль организации составила 370 млн рублей, за шесть месяцев 2014 года — 322 млн.

«Банк24.ру» был невероятно лоялен к клиентам — им разрешалось делать такое, что в обычных банках посчитали бы самоубийством. Вероятно, именно эта вседозволенность и послужила толчком к его ликвидации.

Причина отзыва лицензии была сформулирована крайне необычно. Банк был ликвидирован регулятором по причине того, что способствовал клиентам уходить от налогов.

В период с 2013 года по 2014 года «Банк24.ру» не соблюдал требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части своевременного направления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Правила внутреннего контроля банка не соответствовали требованиям Банка России. (с)

Все последние месяцы работы организации руководство банка и топ-менеджеры активно боролись за ее плавучесть и пытались сделать бизнес более прозрачным. Но все предпринимаемые усилия не принесли никакого результата — банк пал. Невероятно, но банкиры смогли произвести выплату 100% средств всем своим клиентам.

Интересно, что детище Дьяконова было настолько любимо вкладчиками, что в «Банк24.ру» после ликвидации благодарные клиенты несли цветы.

​Реально несли цветы! Черт побьяри! Цветы!

После работы над ошибками менеджеры открыли новый бизнес — «Банк24.ру» был возрожден в качестве банка для предпринимателей «Точка». Существует и по сей день.

Банк: «СБС-Агро»

Бывший владелец: Александр Смоленский

Статус: Ликвидирован в 2003 году

СБС АГРО (Столичный банк сбережений) — один из крупнейших банков 1992-98 годов и еще один гость из светлого коммунистического прошлого. Создан в 1989 году под названием «Столичный» Александром Смоленским, который сначала стал председателем его правления, а позже президентом. В 1994 году переименован в «Столичный банк сбережений», а затем после поглощения Агропромбанка в «СБС-Агро».

​Архивная фотография «Александр Смоленский (слева) и какой-то мужчина», примерно 1998 год

Интересен «СПС-Агро» хотя бы тем, что по сведениям Генеральной прокуратуры, проведенный ею компьютерный анализ (да, они тогда умели и такое) заключённых банком сделок показал, что СПС участвовал в спекуляциях на рынке ГКО (Государственные краткосрочные облигации). Махинации именно этими ценными бумагами стали одной из главных причин дефолта 1998 г.

Перед дефолтом «СПС-Агро» был не только вторым после Сбербанка по числу вкладчиков, но и вторым крупнейшим банком страны. Свои сбережения в банке хранили более 1 млн человек, а долговые обязательства составляли 53 млрд рублей.

Банк, который фактически перестал существовать в 1998 году, удалось ликвидировать только в 2003. Агро остался должен: физическим лицам — около 470 млн рублей, юридическим лицам — более 42 млрд. Большую часть вкладчиков составляли фермеры и колхозы — из-за действий банка они потеряли почти все средства к существованию и ведению хозяйства.

​Архивное фото, «Выставка плакатов 90-х»

Александр Смоленский избежал полной и частичной уголовной ответственности перед следственными органами благодаря тесному общению с высшими кругами ельциновской России. Генеральная прокуратура и МВД были запуганы правительственными чиновниками до такой степени, что не препятствовали деятельности Смоленского совсем. Все жалобы и доказательства его вины, лично принимавшиеся на рассмотрение президентом России Б. Ельциным, оставались без внимания.

Спустя годы вкладчикам удалось вернуть 5,4 млрд рублей. Александр Смоленский остается на свободе до сих пор.

Интересный факт — Смоленский был награждён церковным орденом Архистратига Михаила за то, что возглавляемый им банк выделил 50 килограммов золота для позолоты куполов храма Христа Спасителя.

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Банк24 тоже рассчитался (почти?) со всеми.

Но Связной, да - молодец! 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда