Отдай мои деньги. Почему банки блокируют счета и что с этим делать?
Приветствуем всю аудиторию vc.ru и хотим поделиться актуальными данными о наболевшем.
Последнее время у нас большой поток клиентов, счета которых банк заблокировал по 115-ФЗ. Ну вы знаете, про отмывание и легализацию. Банкам буквально на каждом месте мерещатся мошенники и преступники. Что это, установка сверху, рекомендации ЦБ или боязнь санкций - мы не можем сказать. Возможны любые варианты.
“Бизнес стоит, финансы в плену, поставщики в ярости”, - такие истории мы слышим все чаще и чаще. А приходят обычные предприниматели, бизнес которых подозрений вызывать не должен: селлеры на маркетплейсах, фермеры, руководители автомоек и другие.
И чтобы с вами этого не произошло, хотим всех предупредить, что можно делать и чего нельзя.
Почему вас могут записать в “преступники”
Банк не любит, когда вы:
- расплачиваетесь по корпоративной карте за нехарактерные бизнесу услуги;
- переводите деньги юрлица на физлицо и расплачиваетесь ими с другими физлицами;
- снимаете наличку;
- резко меняете всех поставщиков;
- совершаете транзакции, не соответствующие виду деятельности. Одна из самых красных зон - крипта.
Есть Положение ЦБ РФ, где в расплывчатых формулировках описаны все подозрительные сделки. Придраться можно практически ко всему.
Немного из диких историй наших клиентов
Какие последствия у блокировки по 115-ФЗ
Полбеды, что вы сидите без денег, да еще и последствия более чем тяжелые:
- бизнес заморожен;
- в других банках отказываются открывать счета и выдавать кредиты;
- вы попали в “черный список банков”;
- обязательства копятся, а расплатиться возможности нет.
Как не попасть под 115-ФЗ
Казалось бы, ответ очевиден - не надо гадать, как обойти 115-ФЗ, достаточно просто его не нарушать. Но не нарушить все эти банковские маркеры, по которым они засчитывают подозрительные операции, просто невозможно.
Все признаки перечислены в классификаторе, который является приложением к Указанию Банка России от 7 ноября 2022 г. N 6308-У. Вот некоторые из них:
- запутанная сделка с участием множества лиц или нехарактерными транзакциями;
- несоответствие характера сделки деятельности бизнеса;
- у банка имеются подозрения, что перечисленные средства имеют отношение к совершению преступления;
- и классика жанра - ведение операций с одного устройства по счетам разных юрлиц или физлиц без очевидных родственных связей.
Кому интересны подробности как избежать блокировки счета - можете почитать.
А формулировка “иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов” вообще предоставляет большие возможности для полета фантазий, чем иногда и злоупотребляют банки.
Что делать, если заблокировали счет в банке
Полезное Правило № 1. Если все-таки расплатились картой - закрывайте договорами, а не только чеками.
Полезное Правило № 2. Собирайте все доказательства, начиная с переписок в чатах, заканчивая коммерческими предложениями от контрагентов.
Полезное Правило №3. Ни в коем случае не закрывайте счета, если банк провоцирует вас на это, до момента разблокировки или ДБО.
Вредное Правило № 4. Пишите письма самостоятельно - сотрудники банков это любят. Активная переписка = подтверждение учета их рабочего времени. Прикиньте, сколько они так могут доказательств требовать?
Больше всего удивляет, что люди надолго затягивают с этим вопросом, пытаясь взять неприступные стены банковских офисов своим напором.
Конечно, можно пытаться самостоятельно вылечить бюрократическую болезнь, но мы работаем иначе.
Во-первых, мы наизусть знаем все сложные банковские формулировки, причины блокировки и внутренние регламенты, которые пугают и путают обычных бизнесменов. Все это “Предоставьте нам документ, что вы не верблюд” с нами не прокатывает. Ну не просто так мы уже 11 лет в этой сфере, и среди нас есть бывшие банковские сотрудники, которые знают эту “кухню” изнутри.
Во-вторых, если вы сами будете писать запросы и пытаться общаться с межведомственной комиссией - рискуете заработать язву. Уж такие там токсичные условия, даже для самих сотрудников. Не каждый выдержит. А у нас годами выработанный иммунитет.
В-третьих, мы на примерах своих клиентов можем показать, какая именно оказывается помощь, и мы можем ее гарантировать (если ваша деятельность действительно не выходит за рамки закона).
Некоторые наши примеры
Пример с разблокировкой
Клиент - хозяин фермы, деятельность которого связана с производством фермерских продуктов. Заблокировали счет со средствами более 10 млн. ₽ на три месяца. Долгая переписка с банком и предоставление документов на запросы не привели ни к чему. Банк всегда приводил новые доводы и отказывал в разблокировке.
Анализ ситуации показал, где именно клиент ошибался. При нашем участии вопрос разблокировки был снят за 2 недели (без учета ожидания времени ответа от банка).
Наша команда не только помогла вернуть деньги, но и вывела клиента из всех “черных списков”.
Пример с криптовалютой
Очень часто стали обращаться по поводу сделок с криптой, и мы выработали собственную систему помощи. Наши доказательства полностью устраивают банки, что позволяет оперативно высвобождать средства на покупку.
Клиент отправил 20 млн. ₽ на приобретение крипты. Конечно, банк посчитал транзакцию подозрительной. Мы добились освобождения этих средств из блокировки за 2 месяца. Биткоин то растет, то падает, но клиент доволен владением криптой.
Как? Это в том числе и наша личная наработка. Скажете, незаконно давите на банки? Нет, не так! Мы вообще против незаконных действий, другое дело, когда люди по незнанию ошибаются. И с банками мы не в дружбе и не в контрах, просто знаем, как вести переговоры - там всегда есть адекватные люди.
Мы не только помогли клиенту с разблокировкой счета, но и вывели его из всех “черных списков банков”, чтобы в дальнейшем у клиента не было никаких ограничений в работе.
Какие сюрпризы еще могут вас ожидать?
Помимо блокировки счета, некоторые банки грешат взиманием комиссии за вывод остатка средств на счет в другой банк - 20%. И не каждый предприниматель знает, что это уже давно не разрешено.
Обескровленный бизнесмен готов платить такую комиссию, чтобы как-то поддержать ситуацию и остаться на плаву. Сейчас такие ситуации происходят все реже, но еще случаются.
В заключении
Если статья была полезной для вас - будем рады любым комментариям и ответим на все ваши вопросы о том, как избежать блокировки счета. Подробнее о нас и разблокировке счета по 115-ФЗ можно прочитать на нашем сайте.
Комментарий удален модератором
Дружить с банками бесполезно, также как и спорить, пытаясь доказать свою правоту, дело гиблое. Но вот переговоры – вещь куда более действенная. Невозможно вести бизнес, постоянно думая о том, не подозрительно ли выглядит операция с точки зрения 115фз. Проколоться это нормально, не конец света.
Спасибо за развернутый материал. Как быть если на ООО блок уже несколько месяцев по п5 ст. 7.7. 115. Хотим уже вывести на другой р/с
Во-первых ни в коем случае не закрывайте счета в этом банке по настоянию сотрудников банка, а так же переводите деньги на другие счета только в крайнем случае. И, конечно, нужно больше деталей, можете оставить заявку на нашем сайте, запишем вас в удобное время на консультацию к нашему эксперту по 115-ФЗ.
Комментарий удален модератором
Статья отличная! Меня как бухгалтера от этого 115-фз уже воротит, но знать и понимать его нужно. Банк вообще не имеет значения, случаев блокировки уйма, что понял за годы работы – с каждым блоком надо разбираться индивидуально!
Когда начинала бизнес думала, проблемы будут всегда от государства, оказалось, что от банка их намного больше. Спасибо за полезную статью!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Мы попадали под эту статью, счет блокировали. Компании тогда сторонние юристы на аутсорсе помогли, у нас как раз консалтинг проходил с ними )
Неожиданно вас видеть здесь, было дело, работали вместе. Спасибо за разблок )
Процесс разблока у нас был, трудоемкий и долгий, я лучше в другой раз заплачу на стороне, чем буду сам с банком разборки вести!
О, какие люди! ) Полгода назад к вам обращались по блокировке, за помощь еще раз благодарим )
Комментарий удален автором поста
Полезно. Теперь на суете сам )
Если бизнес честный и есть хорошие юристы в команде, то бояться нечего! Оценили все обстоятельства отказа, поняли, что банк просто не разобрался в ситуации, грамотно и четко все разложили по полочкам, как итог - банк аннулировал свой блок.
Перечень Центробанка с признаками сомнительный операций недостаточно точный, складывается впечатление, что он не позволяет точно идентифицировать такие переводы. Было бы хорошо, если бы его конкретизировали на законодательном уровне
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
У моего знакомого ИП, ему 115 прилетала, буквально месяц назад как решил этот вопрос, но мозги знатно долго потрепали, зато теперь хорошо осведомлен что можно, а что нет и почему )
Когда-то слышал, что если действительно без объяснений заблокировали счет имеет смысл писать жалобу в ЦБ. Как вы к этому относитесь, есть смысл или это только добавит бумажной волокиты?
Да, закон 115-ФЗ также защищает и права клиентов банка, если без объяснения причин вас заблокировали, сначала нужно собрать пакет документов и подать жалобу в Межведомственную комиссию при ЦБ РФ. А дальше, возможно, суд. Здесь нужно именно правильно собрать пакет документов при обращении. Можете обратиться к нашим экспертам, если будет нужна помощь
Попали в поле зрения банка из-за того, что к большинству платежей писали в комментарии «Оплата» вместо подробного объяснения. Разбирались долго, получили разблокировку, но очень жалеем, что не нашли вас в то время!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Важный вопрос, банк может заморозить только исходящие платежи, а деньги от покупателей нам на счет могут же и дальше поступать? И блокировать будут один счет или сразу все, если их несколько?
Ситуации могут быть разные, все зависит от того, что предшествовало блокировке счета или ограничению ДБО. Поэтому здесь лучше предоставить детали экспертам, расскажут подробно перспективы развития дел, а также как избежать таких последствий
А что делать, если банк вообще не просил никаких разъяснений, но счет заблочил? Просто заблокировали, никаких доводов не предоставили, счетом пользоваться не могу и причины толком не знаю.
Здесь важно понимать, что на основании закона 115-ФЗ у вас есть полное право запросить, а у банка обязанность разъяснить причины блокировки в четко установленные сроки. Наши эксперты помогают корректно составить такие обращения, чтобы банк не смогу не ответить. И важны детали, что предшествовали блокировке счета
К сожалению у банка нет никаких сроков, сроки распространяются на полную блокировку счёт, но банк оставляет себе лазейку:вы можете подать документы на бумажном носителе, мы вам заблокировали только онлайн банки, ответили нам, на бумажном носителе не всегда есть возможность предоставить, вы например в другом городе, при этом банк рассматривает вашу платежка и отвергает и жто не блокировка типа, так что всё сроки полная ерунда. Однако жалоба в Центробанк помогла сдвинуть с места ситуацию
Спасибо, что просвещаете! Опыт решает. Натыкался на материалы по 115, часто вижу как ругают банки, щемящие бизнесы, а в итоге сами «бизнесмены» законов не знают.
Скажите, а на какие статьи можно ссылаться при обращении по необоснованной блокировке? В нашем городе блокнули счета знакомых бизнесов, опасаемся, что можем тоже попасть под раздачу.
Нужно, конечно, подробно смотреть ситуацию, чтобы корректно сослаться на нормы законодательства, которые укажут банку на его неправомерные действия, важно какой был запрос от банка и какой пакет документов был/не был предоставлен, в какие сроки. Поэтому лучше оперативно показать детали экспертам для корректного формирования жалобы со ссылками на нормы законодательства.
Комментарий удален модератором
Добрый вечер. Банк требует пояснения и документы по источникам поступления денег на ваш счет, которые мы сняли наличными. Какой порядок действий, чтобы защитить себя от блокировки?
Первое, что необходимо понимать, что придётся ответить подробно на каждый пункт запроса банка, а также предоставить документальное подтверждение словам. При формировании качественной позиции необходимо анализировать все аспекты, на которые могут повлиять предоставляемые ответы и документы, такие как налоги, взаимодействие с сотрудниками и пр., т.к. сейчас формируется прозрачная единая система банк - налоговые органы. Наши эксперты помогают корректно составить такие ответы и собрать пакет документов
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Всегда был против незаконных действий, и тут мне в начале этого года блокируют все счета за подозрительные операции. Все документы предоставил, был всегда на связи, убил пару месяцев, не меньше, в итоге вывел в другой банк с комиссией, но счет все же спустя еще месяц разблочили, только не нужен уже…
Действия банка по удержанию комиссии за перевод незаконны, вы можете вернуть уплаченную комиссию. Если потребуется консультация - мы всегда можем в этом помочь!
А из вашей практики, от чего больше зависит срок разблокировки, что может осложнить ситуацию?
По практике самое важное - это не пропускать запросы и сроки ответа банку, а также ни в коем случае не закрывать счета в банке, где вы попали под 115-ФЗ, без урегулирования этой ситуации. Но даже если всё так неудачно сложилось, можно обратиться к нашим экспертам. Важно понимать, что все эти споры с банками нужно обязательно доводить до положительного результата, иначе во всех банках, куда бы вы ни приходили, начнутся те же проблемы, т.к. заработала единая информационная банковская система "Знай своего клиента", где все эти проблемы фиксируются
Повезло, что ни разу еще не сталкивались с блоком, но спасибо за статью!
Статья отличная! Как же нам везло, столько всего изменилось за последние годы, а мы каким-то чудом смогли избежать проблем, по многим пунктам мы долго проводили операции теперь выглядящие «подозрительно». Будем знать )
Комментарий удален модератором
Нам на той неделе ограничили доступ к счету, поддержка не дает ответа по причинам блокировки. Есть какой-то регламент ответов банка? Если мы попали под условия 115-ФЗ, какие действия предпринять в самом начале?
Самое важное - соблюсти сроки ответа и ни в коем случае не игнорировать запрос банка, если запрос банка очень объёмный, то можно запросить у банка отсрочку предоставления документов, но обязательно вести диалог. Вторым важным моментом является полный и прозрачный ответ на каждый вопрос запроса банка, если ответы будут очень краткими, то как правило, банк ответит "вы не прошли проверку". Пакет документов должен соответствовать письменным объяснениям. Также убедитесь, что ваши контрагенты не попали под блокировку по 115-ФЗ, иначе их операции могут влиять и на вашу ситуацию. Можете обратиться к нашим экспертам, оперативно окажем помощь!
Комментарий удален модератором
Можно ли оформить через вас заявление об отсутствии оснований для блокировки , чтобы банк пересмотрел свое решение? Какие документы лучше прикладывать, чтобы подтвердить «реальность» всех операций?
Да, конечно, мы регулярно составляем такие обращения в банк, пакет документов, который прилагается к такому обращению, будет индивидуальным, он зависит от запроса банка и специфики вашего бизнеса. Можете записать на консультацию через наш сайт, назначим удобное для вас время
Здравствуйте, вопрос такой - если в одном банке заблокировали карту и счета по 115 -ФЗ, могут ли в других банках заблокировать карты? Дадут ли вывести деньги или все активы будут заблокированы разом?
Сейчас практика складывается так, что блокируют всё по цепочке, начиная от карт физических лиц, потом счета ИП, ООО, если вы там участник или ИП имел операции с этим ООО. Здесь важно понимать, чтобы избежать такой цепной реакции, нужно очень оперативно, полно и прозрачно отвечать на запросы банка, как раз в случае игнорирования запросов хоть в каком-то варианте - происходит блокировка везде
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Банк заблокировал наши счета по 115фз. Связались через службу поддержки, получаем максимально пространсвенные ответы, никаких прогнозов по дням. Почему так? Имеют ли право?
Здесь важно понимать, что на основании закона 115-ФЗ у вас есть полное право, а у банка обязанность разъяснить причины блокировки в четко установленные сроки. И банк не имеет право без объяснения причин блокировать. Наши эксперты помогают корректно составить такие обращения, чтобы банк не смог не ответить. И важны детали, что предшествовало блокировке счета
Интересно, а есть положительная практика – скажем, ИП хотела оплатить услугу, из-за прилетевшего необоснованного блока не смогли и упустили время. Я бы не поленилась взыскать с банка за потерянную возможность
Здесь речь идет об упущенной выгоде, положительная судебная практика на этот счет есть, но нужно понимать, что сбор доказательной базы, что вина именно банка - будет непростой, а начинать нужно будет с обоснования легальности всех операций и действий, которые предшествовали блокировке, и здесь важны мельчайшие детали, в том числе в запросах и ответах банку. Наши эксперты могут предварительно дать оценку перспектив