Дивидендная модель против венчурных инвестиций: что выбирают инвесторы в России

Об особенностях и перспективах российского венчурного инвестирования рассказывает генеральный директор IT-компании Open Service и основатель консалтинговой компании BondaBiz Анастасия Буравцова.

Дивидендная модель против венчурных инвестиций: что выбирают инвесторы в России

Как работает венчурное инвестирование

На первый взгляд, суть венчурного инвестирования не отличается от любых других инвестиций — купить дешевле, продать дороже.

Однако в жизни все выглядит сложнее. Не больше половины стартапов живут дольше 5 лет, а многие закрываются, не прожив и года — и это означает финансовые потери инвестора.

Чтобы остаться в плюсе, инвестору нужно вложиться в десятки стартапов, чтобы хотя бы один из них «выстрелил» и вырос настолько, чтобы его можно было выгодно продать кому-то из крупных игроков.

Примеров много: тот же Илон Маск, который свой первый интернет-проект приобрел за 28 тысяч взятых у отца долларов, нашел еще более состоятельного партнера, а спустя 4 года продал свой пакет акций за $22 миллиона. Затем вложил 10 из них в будущий PayPal, и через пару лет обладал уже $180-ю миллионами.

Илон Маск
Илон Маск

Еще недавно российские венчурные фонды работали по этому же принципу, но с введением санкций они лишились возможности продавать выросшие в цене стартапы крупным международным игрокам. При этом стало понятно, что можно инвестировать проще и дешевле, имея более стабильную прибыль выше уровня инфляции.

Сейчас в России зарождается сообщество бизнес-ангелов — частных венчурных инвесторов, которые вкладывают в стартапы достаточно небольшие суммы для получения прибыли.

Дело в том, что с уходом многих западных компаний на рынке опустело множество ниш, которые еще только предстоит занять российскому бизнесу.

И одна из самых перспективных — ниша IT-проектов.

Приведу пример: с российского рынка ушла компания Atlassian — владелец сервиса управления проектами Trello, который был популярен среди тысяч IT-компаний. Сейчас на рынок зашел аналог Trello — Team Check.

Если бы им понадобилось найти венчурного инвестора, компания стоила бы недорого, так как количество пользователей сервиса невелико. Это условная тысяча пользователей сегодня и миллион пользователей в перспективе — и когда их число действительно будет исчисляться подобными цифрами, стоимость компании вырастет в десятки раз.

Инвесторы оценивают, насколько востребован продукт, будет ли он расти в масштабах и в цене.

Чем хороша дивидендная модель инвестирования в России

Дивидендная модель инвестирования работает иначе. Чтобы заработать этим способом, инвестору не приходится искать стартапы, оценивать их перспективу на несколько лет вперед и прогнозировать, разовьется ли этот бизнес всерьез. Также не нужно в случае успеха заниматься поиском покупателей и трудозатратной подготовкой к IPO.

Все, что нужно сделать — выбрать стабильный, уже существующий бизнес и профинансировать решение какой-то из его ключевых трудностей.

Возникает вопрос: если бизнес уже нашел свою нишу, развился и прибыльно работает — зачем ему нужны чьи-то инвестиции? Рассмотрим несколько типичных примеров.

Пример №1: компания достигла своего потолка в имеющемся масштабе, стремится развиваться дальше, но ресурсов хватает только на поддержание оборотов — впереди стагнация. Необходимо расширение бизнеса, а на это нужны деньги.

Например, фабрика по пошиву одежды для дома шьет отличные пижамы, достигла пиковых результатов по выручке и максимальных доходов, но расти некуда — рынок насыщен. Возможный выход — расширить продуктовую линейку и запустить линию по производству какой-то другой одежды, например, уличной в стиле casual.

Именно для этого можно привлечь инвестиции, с помощью которых получится расширить ассортимент и целевую аудиторию, увеличить продажи и долю рынка.

Пример №2: оффлайн бизнес — например, компьютерный игровой клуб или VR-центр. Есть точка или несколько со стабильной выручкой, целевая аудитория активна, бизнес-модель отработана — но бизнес опять же не растет, потому что ресурс территории исчерпан. В данном случае инвестиции нужны на то, чтобы масштабировать бизнес, открыв новые точки в других городах или регионах.

Это примеры того, как применяется дивидендная модель инвестирования — невелика вероятность, что этот бизнес вдруг вырастет в несколько раз, зато риски низкие, и он будет стабильно давать 20-25% в год на протяжении долгого времени.

Венчурные инвестиции отличаются от дивидендных тем, что первые вы вкладываете и забываете на несколько лет: либо вложения вырастут в несколько раз, либо пропадут. А с дивидендными инвестициями благодаря уже имеющейся понятной бизнес-модели ясно, когда вы начнете получать прибыль и в каком объеме, исходя из темпов роста бизнеса и перспективности ниши.

Второе важное отличие — размер инвестиций. Венчурное инвестирование требуют больших вложений, причем в несколько проектов одновременно, чтобы диверсифицировать риски. Порог входа в дивидендную модель значительно ниже — порой от миллиона рублей.

Дивидендная модель против венчурных инвестиций: что выбирают инвесторы в России

Какие компании выбирают инвесторы

Есть 4 условных типа бизнес-моделей.

Первый тип — продажа товаров. Покупаешь в Китае автомобиль или пылесос, продаешь в России, зарабатываешь на разнице в цене.

Вторая модель — товар плюс услуга. Например, клиент заказывает платье в магазине (онлайн или оффлайн), а в качестве дополнительной услуги предлагается подбор украшений под это платье профессиональным стилистом.

Клиент рад комплексной услуге, а продавец рад, что продал к платью за 5000 кучу бижутерии на такую же сумму и впридачу заработал еще 3000 на услуге стилиста.

Третья модель — продукт по подписке, или SaaS-модель. Это новинка, завоевавшая популярность с развитием цифровых технологий — уже не ежедневная доставка газет под дверь, а нечто большее.

Например, доставка готовых рационов работает так: вы платите раз в неделю, а они каждый день привозят вам готовую еду с подсчитанным числом калорий — вы даже не вникаете в составление меню. Услуга основана на регулярных платежах, поэтому чем больше у сервиса подписчиков — тем больше стабильной прибыли.

Четвертая модель зарабатывает на проценте от суммы транзакций. Пример — маркетплейсы и сервисы вроде «Яндекс.Еда», которые не берут платы с потребителя услуг, но забирают условные 30% от каждой оплаты. Так делают не только компании-гиганты, но и стартапы с аналогичной бизнес-моделью — например, сервис «Нетмонет», позволяющий оставлять чаевые банковской картой. Выручка компании напрямую зависит от количества единиц сервиса, установленных у клиентов.

Сегодня основной тренд инвестирования в России — компании, которые работают на пересечении двух моделей бизнеса. Например, компания предлагает CRM-систему по подписке для оптимизации бизнес-процессов плюс консалтинговые услуги — софт адаптируется под запросы конкретного клиента.

Это гибкий подход, который позволяет подстраиваться под любые изменения рынка и при необходимости быстро масштабировать бизнес — а значит, доход инвесторов тоже будет расти.

Подписывайтесь на наш ✈ Telegram-канал и наш ❤ Youtube

11
Начать дискуссию