Чего не хватает российской системе по обращению с отходами

Владимир Марьев, руководитель Научно-методического Центра «Управление отходами и вторичными ресурсами» ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики» Минпромторга России, — о необходимости системного подхода к проблеме отходов и вторичной переработки.

Тема отходов и вторичной переработки в нашей стране не теряет актуальности уже который год. Несмотря на то, что все осознают необходимость экономики замкнутого цикла, инфраструктуре вторичной переработки в России еще предстоит сформироваться и ключевую роль в этом формировании должно сыграть государство.

Проблемы переработчиков

На сегодняшний день стало очевидно, что зачастую работать со вторичными ресурсами производителям невыгодно. Есть природное сырье - нефть и газ, из которых производить продукцию дешевле, чем закупать продукты переработки.

Поэтому у переработчиков прослеживается дефицит в сбыте продукции. Например, в настоящее время мощностей по переработке шин больше, чем самих шин, которые туда поступают. Таким образом, деятельность переработчиков становится нерентабельной. Они не получают средства для экологического сбора, а самое главное - у них нет сбыта продукции, которую они производят. Можно переработать шину до крошки, но самое главное чтобы эта крошка имела сбыт и спрос. А этот вопрос уже возникает в рамках государственной политики, связанной с созданием условий для востребованности вторичного сырья и ресурсов.

Другой пример - сложная и дорогостоящая переработка. Заводов по переработке упаковок “ТетраПак” и “свалочного” полиэтилена мало, и сам процесс дорогостоящий и непростой. И это также приводит к тому, что цена вторичного ресурса может стать выше природного сырья. Тем не менее, корпорации готовы к объемам, нужна только государственная политика и поддержка. Баланс между вторичными ресурсами и сырьем может быть установлен не только рынком, но и усилиями государства. Нам необходим закон о вторичных ресурсах, где бы подчеркивалась приоритетность использования продукции на основе вторичного сырья. Также должны быть разработаны меры поддержки для предприятий, которые занимаются вторичными ресурсами и производством продукции на их основе. Действующих сегодня мер поддержки мало. Однако очень важно ,что законопроекты о вторичных ресурсах и эко-парках, а также изменения в закон о промышленной политике уже находятся в разработке и активном обсуждении.

Чем может помочь бизнес

Корпорации активно включаются в тему переработки отходов, но их подход, также как и государственный, должен носить системный характер. Все что касается расширенной ответственности производителей сегодня напрямую связано с 54 группами различных отходов. Поэтому все производители масел, шин, различной электроники, тары, всех видов упаковки, пластиковых и стеклянных бутылок, пакетов и др., все, кто должен отвечать за сбор и утилизацию отходов в рамках РОП должны безусловно включаться и содействовать раздельному сбору, делать это комплексно.

Речь идет о всей цепочке жизненного цикла продукта. Допустим, чтобы переработать отработанную электронику ее нужно сперва собрать. Для этого - организовать пункты сбора: отдельно стоящие или в торговых центрах, также это могут быть договора между переработчиками и организациями, которые должны менять свою электронику. Дальше все это должно отправляться на предприятия, где будет производиться та же самая электроника, перерабатываться определенные группы отходов. Так как различные виды отходов требует различного технологического и технического подхода к обработке и утилизации.

Принцип 3Rs

Если Москве и стоит брать пример с каких-либо городов в плане обращения с отходами, то ориентироваться нужно на такие же крупные мегаполисы: Токио, Нью Йорк, Сингапур, Сидней, крупные города Швеции, Финляндии, города из группы С40, в которую также вошла Москва. Все они придерживаются принципа “3Rs – Reduce, Reuse, Recycle”, что в переводе на русский звучит как “Сократить потребление, Использовать повторно, Переработать”. Принцип 3Rs направлен на создание системных условий для минимизации полигонного захоронения. Именно на эти аспекты экономики замкнутого цикла России стоит обратить внимание сегодня. Это даст серьезный эффект в решении проблем ежегодного накопления отходов и минимизации того, что уже было накоплено за предыдущие годы.

Пример из прошлого

В Советском союзе действовала государственная система ресурсосбережения. Так, к 1987 году в стране была построена самая современная в мире отрасль по управлению отходами и вторичными ресурсами:

1. Был организован учет - какие отходы образуются;

2. Были инфраструктурные решения - что с этими отходами делать;

3. Были меры господдержки и планирования - проработана нормативно-законодательная сторона;

4. Было понятно куда все это направить - была система государственного стратегического планирования по управлению отходами и вторичными ресурсами.

Сейчас такое государственное стратегическое планирование существует в тех странах, о которых мы говорили выше. Там существует как рынок,так и жесткое государственное планирование. Эти страны живут в подходах государственного управления, потому что отходы - это чрезвычайная ситуация, с которой нужно бороться. Они приводят к пожарам, проблемам, выбросам. Без сочетания государственного и частного обойтись никак нельзя. Такие подходы уже работают в мире, они работали и в нашей стране.

Иногда мы слышим, что Германия шла к этому 15 лет, Япония - 18 лет, а какие-то страны и того дольше. Как правило, Россия всегда идет своим путем. И сегодня у нас есть возможность пройти этот путь гораздо быстрее других.

На сегодняшний день у нас есть Национальный проект “Экология”, где есть целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2024 году, есть национальные цели стратегического развития до 2030 года, где тоже стоят задачи по сокращению отходов на полигонах вдвое и отправление на переработку 100% новых отходов. Теперь к этим целям необходимо проложить правильную дорожную карту. Для этого необходим комплексный подход на любом уровне - федеральном, региональном, местном, частном. Как говорится в одном известном художественном произведении “Разруха - она у нас в головах!”, и если мы эту разруху преодолеем, то пройдем этот непростой путь достаточно быстро.

Владимир Марьев, руководитель Научно-методического Центра «Управление отходами и вторичными ресурсами» ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики» Минпромторга России

0
2 комментария
Евгений Попов

Может дело в том, что у нас крупным компаниям дешевле добывать ресурсы чем перерабатывать?  Поэтому, тут должно быть государство с системой грантов и обучение специалистов в профильных вузах.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Bakhtin

Коллеги, у нас государство живет только из-за нефть/ газ добычи продаже. Если ее не будет, государство будет нищим, т.к. больше ему получить деньги не от кого. Все остальные источники экспорта в России не развиваются. 

Так и получается что пока страна живет на первичных продуктах нефти и газа, то вторичные ей не интересны, т.к. это напрямую влияет на получение экспортных денег. Есть мнение, что большинство нефтяных и газовых месторождений выгоднее не трогать, чем осваивать, а у нас их осваивают, т.к. только от них живет государственный бюджет. 

Отсюда России не выгодно когда рубль растет, не выгодно когда вторичные продукты нефти/ газа замещают первичные и не выгодно когда кто-то пытается продвигать принципы цикличной экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null