{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как экологические тренды помогают развитию бизнеса в России

И что должен сделать бизнес, чтобы им соответствовать

О том, какие тренды сейчас актуальны и о том, как это касается бизнеса, рассказывает Наталья Зайцева, руководитель центра «Устойчивое развитие» в Сколково.

Покупатели выдвигают требования

Сейчас есть несколько трендов в потребительской системе.

Первый и один из самых важных — ответственное потребление. Это значит, что появляется категория потребителей, которые смотрят не только на качество и цену.

Люди начинают обращать внимание на упаковку товаров, на состав, на то, проходили они тестирования на животных или нет. То есть ваш потенциальный покупатель может сказать: «Я не покупаю косметику, которая тестируется на животных» — а это значит, что он голосует рублём, и бизнес не может с этим не считаться.

У нас был федеральный опрос в 2019 году, где мы рассчитывали долю ответственных потребителей — то есть тех, кто готов платить и выбирать товары компаний-производителей с повесткой в области устойчивого развития, социальной и экологической ответственностью. Вышло, что порядка 37% российских потребителей заинтересованы в том, чтобы приобретать такие товары и услуги от ответственных производителей.

По международным опросам, которые в том числе включают и Россию, цифры больше: под 70% ответственных потребителей. Но тут важно сделать оговорку, что это не доля ответственных потребителей, а доля потенциально ответственных потребителей — если человека спросить, хочет ли он проголосовать за всё хорошее против всего плохого, то скорее всего, он ответит «Да, конечно». Но это не значит, что он уже готов делать такой выбор. Тем не менее, на основе данных различных опросов за несколько лет, видно, что доля ответственных потребителей растёт. Всё больше людей интересуется или готовы интересоваться экологичным и ответственным потреблением.

Потребительский активизм

Бокс в H&M, в который собирают одежду на переработку

Второй тренд — рост потребительского активизма. У большинства потребителей сегодня есть такой мощный ресурс, как социальные сети — в них можно высказываться, активно транслировать свои убеждения, сомнения и отношение к компаниям с социальной ответственностью. Потребители сегодня могут высказывать своё мнение, и всё больше примеров, когда это происходит.

Компаниям уже недостаточно просто анонсировать программу, теперь очень важно, чтобы на экспертном уровне были выверены цепочки партнёров, которые в этой программе участвуют, в наличии были подтверждения, что заявленная программа переработки действительно соответствует действительности, и так далее.

Из последних ярких примеров: мужчина в Санкт-Петербурге купил кроссовки компании The North Face, в которых обнаружил записку от китайского заключённого. Компания начала расследование. Сначала представители компании написали, что такое невозможно, но потом уже стали более активно с этим разбираться — потому что в такой ситуации компании не могут отмахнуться от общественных вопросов.

Ещё один кейс был с H&M: покупатели и некоммерческие организации написали обращение, в котором просили разобраться с тем, как компания утилизирует одежду. Более старый случай — с Natura Siberica, которая использовала на тот момент панты оленей, то есть молодые рога, в косметике. Одна покупательница написала в своих социальных сетях, что компания, которая не тестирует косметику на животных и следует принципам устойчивого развития, не должна так мучать животных. И Natura Siberica в этой ситуации провела опрос своих покупателей: согласны они или с этим или нет? В итоге косметику с пантами перестали производить.

Уровень осведомлённости

Третий тренд — уровень осведомлённости.

Покупатели узнают всё больше и больше о том, как работают компании, что такое ответственное потребление. Этому способствует большое количество медийных публикаций. Мы готовили отчёт в 2017 году об ответственном потреблении, и на тот момент в российских СМИ этот вопрос почти не освещался.Сейчас в любом популярном журнале есть статьи об ответственной моде, экологичных привычках; в бизнес изданиях — об экологических практиках компаний и так далее. Эта повестка стала очень активно освещаться в СМИ, поэтому и уровень осведомлённости, активизма и ответственного потребления растёт.

На данный момент экологическая составляющая сейчас более востребована и понятна потребителю, чем социальная. Состав продукции, возможность утилизации и переработки упаковки волнует многих, а вот учёт прав человека, отсутствие использования детского труда в цепочках поставок на так беспокоит людей.

Что делать бизнесу

Один из магазинов Charity Shop. Фото Charity Shop

Если смотреть на конкретные примеры, то компании с существующей продуктовой линейкой стремятся оптимизировать состав продукции. Например, сократить количество сахара и вредных компонентов или выпустить линейку более здоровой продукции.

Мы это видим на примере того же «Макдональдса», где теперь можно купить овощные палочки, а в ряде стран порции формируют по калорийности.

Действующие компании также пересматривают упаковку продукта. Есть закон о расширенной ответственности производителей (РОП), который предусматривает, что компания-поставщик продукта должна в равной мере утилизировать упаковку, сопоставимую по объёму с тем объёмом упаковки, которая была пущена на рынок. Это история не новая, достаточно давно были первые тестирование этих проектов, но в России они не сразу выстрелили. Но с ростом осведомлённости и вовлеченности потребителей эта история стала приносить свои плоды. Вот пара примеров:

  • Unilever стремится сделать упаковку ряда продукции из 100% перерабатываемого пластика.
  • В «Эльдорадо» и «М.Видео» можно сдать бытовую технику.
  • В «Икее» можно сдать текстиль и мебель на переработку.
  • В «Теле2» можно сдать старые телефоны.
  • Пластиковую упаковку на переработку собирают Unilever, PepsiCo, Coca-Cola, «Боржоми».

Но переработкой занимаются не только производители — есть и отдельные проекты, которые связаны со сбором и утилизацией отходов. Хороший пример — Charity Shop Даши Алексеевой. Они специализируются на текстильных отходах, использованной одежде, обуви, аксессуарах. Что-то идёт на переработку, что-то идёт семьям, оказавшимся в тяжёлой ситуации, что-то на благотворительность, а что-то — на продажу в магазинах Charity Shop.

Пожалуй, создание системы утилизации отходов и возможностей сдать упаковку или использованную продукцию на переработку — один из ключевых трендов 2020 года. Учет требований ответственных потребителей и создание соответствующих сервисов становится распространенной практикой в России. Это рыночный тренд, за который потребители голосуют рублём.

Ещё один мировой тренд — люди становятся более требовательными не только к бизнесу, но и к экологии города, в котором живут.

Москва не исключение, поэтому сейчас в столице работают 9 эколого-просветительских центров Департамента природопользования.

В них дети могут записаться на бесплатные занятия по сортировке отходов и бережному отношению к природе. Также на территории экоцентров можно сдать ненужную одежду в контейнеры проекта «Доброворот» или крышки от пластиковых бутылок.

0
3 комментария
Art Kha

а сколько открытых полигонов работает в москве?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladislav

а насколько экологично сработали ребята в Томске? ) Должны ли люди на службе государства думать о том, как защитить окружающих от токсичных веществ? 

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда