{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Томат в среднем в мире проезжает 1 500 километров»: зачем айтишники начали делать вертикальные фермы

Сооснователь iFarm рассказывает, почему решил подружить фермерское хозяйство и ИТ-технологии.

Компания iFarm создает технологию выращивания на вертикальных фермах и программное обеспечение, которое помогает получать свежую зелень, овощи и ягоды круглый год в любых погодных условиях.

Сооснователь компании Александр Лысковский рассказывает, что нужно сделать, чтобы томаты в магазине были действительно вкусными, и может ли большой город вроде Москвы обеспечивать себя овощами и ягодами.

Из ИТ к первой теплице

В 2017 году я несколько месяцев провёл в Париже вместе с женой. Она фотограф, приехала на съёмки, а я просто удалённо работал. Чтобы не заскучать, пошёл на курсы французской кухни. Курсы начались с того, что нас водили на рынок и учили выбирать продукты: овощи, рыбу, яйца, молочку, сыры, подробно объясняли про их свежесть.

В конце мая я вернулся в Москву и попытался поразить своих друзей тем, как я теперь умею готовить. Пошёл в магазин фермерских продуктов, но не смог купить овощи того же качества, как в Париже. Тогда я впервые задумался на эту тему: ведь на Кавказе было уже тепло, и оттуда могли бы везти овощи и фрукты в магазины.

Чуть позже, когда мне пришлось ненадолго вернуться в Париж, я начал знакомиться с французскими фермерами и поставщиками продуктов. И понял, что это два разных процесса. У нас — масс-маркет, и даже фермерские магазины вроде «ЛавкиЛавки», или фермерской стойки в «Азбуке Вкуса» всё равно предоставляют небольшой набор очень специфических продуктов. И совсем нет возможности выбирать из 10 видов томатов, например.

А во Франции, Италии и многих других странах достаточно большой сегмент заполнен локальными фермерскими свежими продуктами, которые делаются не для масс-маркета. Небольшой объём производства — это частники либо небольшие компании, которые делают осознанно, вкусно, свежо и далеко в магазины не везут.

И вот этот сегмент мне очень понравился. Я как потребитель на него наткнулся и стал разбираться, как это работает, захотел сделать то же самое у себя в родном Новосибирске. Поэтому мы с друзьями решили скинуться и построить сами себе небольшую теплицу — чтобы у нас было всё время свежее и вкусное.

Ну и я думаю: «Сейчас я разберусь, как эту технологию вывезти, я же всё про это знаю». Но выяснилось, что привезти какую-то готовую технологию нельзя, что всё очень зависит от конкретных агрономов, последовательности действий, которую они делают с растениями.

Как из домашней теплицы вырос бизнес

Теплицу мы в итоге построили, даже что-то сами ели из неё с друзьями. При этом нам было неважно, сколько стоил в итоге килограмм зелени — стройку, работу двух агрономов и программиста-инженера, который делал автоматизацию, мы финансировали на свои деньги, у нас не было задачи окупать проект.

Первая теплица в Новосибирске

Бизнес появился, потому что все вокруг говорили, что им тоже хочется вкусной еды: чтобы томаты были как в детстве, чтобы руккола была по вкусу такая же, как в Италии. Я поговорил с Борисом Акимовым, владельцем «ЛавкиЛавки», и Еленой Воронцовой, которая в тот момент работала руководителем фермерского сегмента в «Азбуке Вкуса». Они сказали, что люди действительно хотят вкусные местные овощи, спрашивают.

Потом я поговорил с парой знакомых специалистов из больших комплексов тепличных и выяснил, что они не могут обеспечить такие продукты, потому что это другая технология. И если мы научились в стране выращивать томаты и огурцы, то выращивать вкусные томаты и огурцы — нет. Это другой сегмент рынка, и он идёт следом за насыщением. Эта проблема не российская и не новосибирская, а международная. Есть страны, где невкусные овощи, где всё это везётся издалека. То есть приходишь в португальский магазин, а там один сорт томатов и один сорт огурцов, причём даже не вот эти длинные узенькие, как в России в магазинах, а как кабачки, вообще безвкусные.

Я понял, что раз есть спрос, и раз это интересно мне и моим друзьям, а текущая индустрия не может поставлять вкусные овощи, то надо это делать нам.

Сейчас на технологиях iFarm работает 2000 м² выращивания листовой зелени и пряных трав. География вертикальных ферм по технологии iFarm — Финляндия, Швейцария, Андорра, Россия и страны Ближнего Востока.

Как работают вертикальные фермы и зачем нужен цифровой агроном

Так выглядит вертикальная ферма iFarm для клубники

Как я уже сказал, нельзя перевезти технологию из другой страны, нужен человек, который будет за всем следить. Во Франции я ездил на ферму, где работало пятое поколение фермеров, говорил с ними: «Мой прапрадед купил эту землю, начал что-то возделывать. Потом мой дед. Потом мой отец. Вот теперь я рассказываю своему сыну, что тут делать».

И мы задумались, как же будут работать наши небольшие теплицы, ведь агрономы — это ещё и очень дорого. Хороший европейский агроном или агрохимик получает 600 евро в час, больше, чем юристы.

Так как мы с друзьями айтишники, мы решили, что всё должно работать автоматически: система будет открывать-закрывать форточки, управлять поливом, светом.

И мы сделали по сути цифрового агронома, который где угодно может вырастить нужную еду. Мы настроили такую систему, а потом постепенно стали заменять живого агронома на компьютерного. Без ИТ это решение не сработало бы, потому что при каждой вертикальной ферме нам пришлось бы держать команду агрономов. А сейчас у нас одна команда на все наши фермы по технологии iFarm, и я думаю, что эта команда выдержит ещё 100 таких же ферм.

Сейчас наш основной продукт — это ИТ-платформа iFarm Growtune. Именно она занимается процессом выращивания растений. Причём её можно подключить не только к нашим вертикальным фермам, но и к любым другим теплицам, если система поддерживает установленные на объекте комплектующие и датчики.

iFarm Growtune помогает автоматически планировать посадки, максимально загружая производство, выдает четкие инструкции по уходу за посадками, контролирует, прошли ли нужные работы. Кроме этого, система ещё считает прогнозируемый урожай.

Это работает так: у каждого растения есть технологическая карта, так называемый «рецепт» выращивания. Это по сути программа, которая говорит, как выращивать. То есть что должны делать устройства внутри вертикальной фермы, как нужно менять климат или какое-то поведение человека внутри этой теплицы, чтобы росло лучше или чтобы исправить проблему. Карта подробно описывает климат, питание, свет — 26 параметров. Описывает, как растения должны меняться в течение срока вегетации и что делать, если случается что-то нестандартное.

Тестирование автономного дрона на вертикальной ферме по технологии iFarm — он передаёт снимки и система определяет, здоровы ли растения.
Растениевод выполняет задания по чек-листу Growtune

Почему местные овощи лучше привозных

Уже создав компанию и привлекая первых агрономов, мы разобрались, что такое пестициды, и поняли, что наша ниша — это ещё и экологически чистые, натуральные и безопасные овощи, то есть без пестицидов. Мы «заболели» идеей, что это должно быть экологично не только для человека, но и для планеты.

Зелень и овощи iFarm можно купить в «Азбуке вкуса» и ещё у 50 партнёров, включая рестораны

Например, сейчас томат в среднем в мире проезжает 1 500 километров. Чтобы он доехал, его выращивают специально зелёным, он твёрдый, невкусный, в нём мало витаминов и сахаров.

Кроме того, зелёный томат едет в специальной коробке в фуре с холодильником — это очень большой след CO2. И часть таких овощей всё равно не доезжает. Срок хранения у зелени и ягоды — короткий. И выкидывается до 30% просто из-за того, что пока транспортировали, уже срок хранения закончился.

Вообще человечество выбрасывает очень много еды. Из-за того, что оно вынуждено её возить, почти половина этой еды выкидывается либо в процессе транспортировки, либо уже у покупателей — в холодильнике такие овощи и ягоды быстро портятся. А если их вырастили в подвале того же дома, где стоит магазин, то человек купил эту клубнику и она несколько дней спокойно лежит у него в холодильнике, у неё дольше срок хранения.

Мы считаем, что переход на вертикальное и локальное фермерство позволит избавиться от неэкологического использования полей и воды. На вертикальную ферму нужно на 90-95% меньше воды, чем на полях! И площади там нужны в десятки раз меньше. Это позволит избавиться от углеродного следа, от бесконечного дихлофоса, от пестицидов, которые выветриваются вместе с проветриванием теплицы, остаются на полях, убивают пчёл и всё живое. И снизит, конечно, количество выкинутой еды у конечных потребителей.

Поэтому мы верим, что вертикальные фермы постепенно изменят и то, как выглядит планета, и то, как выглядят города. Города будут самообеспечиваться едой как минимум растительного происхождения. Например, такой город, как Москва, может сам себя обеспечивать овощами, ягодами, корнеплодами — надо поставить несколько заводов в формате вертикальных ферм. То есть это не очень большая площадь, которая позволяет накормить весь город без завоза туда чего-то выращенного с пестицидами, с высоким расходом воды, с истощением почвы и углеродным следом.

Но мы считаем, что не менее важно сделать экономически сходящуюся модель. Поэтому мы с одной стороны про экологию, с другой стороны про правильную экономику. И когда вы приходите магазин, продукция от iFarm не стоит сильно дороже, на 10-20%, но не в два раза дороже за счёт того, что мы такие все экологи. Мы стараемся снижать себестоимость, чтобы экология не била по карману покупателя.

Если вы хотите узнать больше про состояние окружающей среды в Москве, про сохранение баланса зеленых насаждений и улучшение экологической обстановки, то всю эту информацию можно найти в докладе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Александр Мельников

Круто, но... Что там по себестоимости выходит? Чует сердце, что достаточно дорого, если автор умолчал о финансовой составляющей...

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

В свое время также говорили про машины. Пфф, кому это нужно, кроме богатых бездельников! Не взлетит. Конь и быстрее, и универсальней, и дешевле намного.

Также и тут. Сейчас это стоит дороже, да. Но когда это станет массовым, в ближайшем будущем, то это будет выгоднее традиционных способов.

Т.к. при обычном выращивании есть человеческий фактор, нужны агрономы, сборщики, техника, бензин для нее. Много людей и разномастной техники - много доп расходов. Вот бухой водитель утопил погрузчик, вот сборщики вытоптали грядку просто по приколу. Тут ошибся агроном и т.д.

В автоферме же все системы контролирует 2-3 человека, высокооплачиваемых спецов. Когда они контролируют 1 теплицу - конечно, это невыгодно. Когда 100 кв.км. теплиц при помощи AI - вот тут уже экономика и проявляет себя:)

Реята молодцы, что пионерят сейчас такие технолгии. Через 5 лет, когда это станет трендом, будут иметь преимущество.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Mukhunov
В свое время также говорили про машины. Пфф, кому это нужно, кроме богатых бездельников! Не взлетит. Конь и быстрее, и универсальней, и дешевле намного.

Так всё-таки про многое говорят и это правда не всегда всё взлетает.
А про автоматизацию... ну работы на сборочных линиях давно существуют, а устройства Apple продолжают собирать люди за три копейки.

Ответить
Развернуть ветку
iFarm

Это все зависит от региона и стоимости в нем рабочей силы. Автоматизация производства, например, в Швейцарии в перспективе намного выгоднее, чем штат сотрудников, которые все делают руками. 

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда