{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Экотакси в Москве: бизнес или благотворительная инициатива

Разбираемся на примере «Собиратора».

Обычно, чтобы сдать мусор на переработку, его нужно вымыть и разделить на фракции, потом самостоятельно довезти до пункта приёма. Проверенные пункты могут быть далеко от вашего дома и принимать не все виды отходов.

Экотакси — сервис, который избавляет от необходимости везти мусор в пункты приёма самостоятельно. Пользователь заказывает машину, которая забирает разделённое и чистое вторсырьё у подъезда, а затем проверяет и отвозит на переработку.

Самый известный такой сервис в Москве — «Экомобиль» от проекта «Собиратор», некоммерческой организации, которая помогает людям и бизнесу стать экологичнее. Мы поговорили с руководителем проекта Леонидом Синицыным. Он рассказал, из чего складывается себестоимость услуги, можно ли разбогатеть на вывозе вторсырья, и объяснил, с какими трудностями сталкивается «Экомобиль».

Леонид Синицын
руководитель проекта «Собиратор»

Из «Экотакси» в «Экомобиль»

«Экомобиль» — часть большого проекта «Собиратор», которому понадобился вывоз вторсырья и вещей для благотворительных фондов на наш склад. Так мы могли накопить достаточные для передачи на переработку объёмы сырья и просто набраться опыта в вывозе и логистике.

Сперва проект назывался «Экотакси». Но мы отказались от этого слова, потому что устали отвечать на вопросы о скорости сбора: «Почему вы приезжаете только на следующий день, а не через полчаса? Это же такси!» Название «Экомобиль» оказалось в тему.

Около полугода мы бесплатно вывозили вторсырьё по заявкам из Москвы. Это обходилось в несколько сотен тысяч рублей каждый месяц. Мы делали это, чтобы укрепить авторитет нового проекта и поддержать другие экологические инициативы «Собиратора» — например, волонтёрские акции по сбору вторсырья или наши мероприятия.

Мы внимательно разделяем понятие «мусор» и «вторсырьё». Мусор — ненужное, грязное и неприятное, а вторсырьё — то, что заботливо разложено по видам и подготовлено к передаче переработчику. Проект «Собиратор» занимается именно вторсырьём.

Из чего складывается цена на вывоз вторсырья

По результатам нашего эксперимента мы решили, что будем вывозить вторсырьё по себестоимости — сейчас вывоз стоит 1400 рублей. Сюда входит зарплата водителя с собственным грузовиком и все расходы на его автомобиль. Также погрузки, разгрузки, хранение.

Ещё одна важная статья расходов — обработка уже отсортированного вторсырья. В среднем это стоит от 10 до 15 рублей за килограмм. К нам всё приезжает в маленьких пакетиках, собранных по инструкции. Допустим, пользователь аккуратно всё собрал и упаковал, то есть рассортировал все виды пластика по разным пакетам и подписал их, чтобы не было путаницы. На то, чтобы развязать, проверить и высыпать всё в большую ёмкость, которая копит сырьё, нужно время. На одной только этой операции у нас ежедневно занято два сотрудника, их базовая зарплата — 50 000 рублей, не считая премий.

Перед отправкой переработчику сырьё нужно спрессовать — это тоже затратная операция. Чтобы снизить издержки, наша команда работает даже по ночам — так оборудование не простаивает. Некоторые виды вторсырья (любой вид ПЭТа, кроме стандартных питьевых бутылок, а также, например, пенопласт) довозить до переработки приходится за свои деньги, потому что они обходятся дешевле логистических затрат. Бывает, батарейки, электронные сигареты, ветошь возим даже в другой город — например, если в Москве и ближайших городах нет ни одного переработчика какой-то фракции.

Но в вопросе себестоимости есть и другая важная деталь. Типичные виды вторсырья вроде бутылок или банок можно сдать во дворе. Мы всячески рекламируем городскую систему сбора вторсырья — синие баки. Но сами мы делаем упор не на три-четыре ликвидных вида вторсырья, которые легко собрать и продать, а на «редкие» типы: те, которые требуют денег на каждом этапе утилизации.

Количество вторсырья для нас не важно: мы не заработаем на нём, поэтому «копить» его специально для нас нет смысла.

Как привлечь пользователей новыми тарифами

Наш базовый тариф — 1400 рублей. За эти деньги грузовик с водителем заберёт вторсырьё прямо из квартиры. Люди сдают сырьё по-разному: от раза в месяц до раза в год, но каждый день 5–6 наших машин одновременно ездят по Москве и собирают заказы.

У нас есть тариф «Соседи»: один человек может сдать вторсырьё от нескольких семей и доплатить нам небольшую сумму за количество — порядка 150–200 рублей за семью. Конечно, никто не проверяет, сколько действительно семей живёт по одному адресу: всё работает на честности, наша аудитория не склонна обманывать. Все участвуют в одном общем деле и понимают ценность этого мероприятия.

Также у нас есть тариф «Замкадье» — цена зависит от расстояния. В пределах 10 км — 1700 рублей, в пределах 45 км — 5000 рублей.

Есть тариф с консультантом: «Экомобиль Плюс»: к клиенту приедет «тренер по вторсырью», проанализирует его мусорку и расскажет, как правильно разделять именно те виды сырья, которые накапливаются у него постоянно. Затем он заберёт всё и отвезет к нам на склад. Если эксперт не выезжает за пределы МКАД, цена на услугу — 3500 рублей.

Как мы помогаем бизнесу стать экологичным

Работа с организациями — отдельный сегмент экономики «Собиратора». Большая часть наших сотрудников, около 50 человек, занята именно на работе с бизнесом. Но это не вывоз вторсырья — это обучение сотрудников, проведение экообразовательных мероприятий, позиционирование бренда, консалтинг, рекламные кампании, промоакции.

Вторсырьё в этом сегменте имеет очень небольшое значение, особенно в деньгах. Мы даже отказываемся от вывоза сырья из компаний, с которыми не работаем с образовательной точки зрения. Потому что обычно люди, которые не знают всех деталей, сдают мусор как придётся.

В обучении мы используем различные способы взаимодействия: лекции, тренинги, мастер-классы, квесты с сотрудниками компании. Мы проводим марафоны, записываем видеокурсы. Конечно, снабжаем офисы инфраструктурой для сбора. Например, красивыми боксами для типичного вторсырья или для всяких редкостей. Для новичков важно, чтобы боксы не были похожи на мусорки, не отталкивали и в принципе мотивировали подойти к ним и рассортировать вторсырьё.

Некоторые компании приходят к нам через заявку на вывоз: «Заберите то, что мы уже собрали». Но большинство — с другим запросом: «Научите нас, сделайте нас экологичными». Теперь проект «Собиратор» делает даже рекламные кампании под ключ для любого бренда: промоакции, дизайн, креатив, съёмки и так далее. У нас есть собственный продакшен и партнёр — рекламное агентство OMNIMIX.

Мы поворачиваем маркетинговые бюджеты компаний и всю их экономику вообще в экологическую сторону. Так, чтобы бизнес не сделал ошибок и каждый рубль был потрачен эффективно. На каждом этапе мы обучаем сотрудников, при этом просвещение ведётся не за наш счёт, а за счёт маркетинговых бюджетов крупных компаний.

Мы постоянно работаем с бизнесом: на этой задаче ежедневно заняты два десятка менеджеров. В «Экомобиле» популярны промоакции, в которых пользователь получает что-то, сдавая сырьё. Например, Colgate давал бонусы за вывоз вторсырья и частично их оплачивал — заказов стало в два раза больше: их число увеличилось с 600 до 1200 каждый месяц.

Трудности «Экомобиля»

Основная сложность — плохо развитая транспортная сеть: далеко ездить по пробкам. Ведь «Экоцентр» и приём стольких видов вторсырья — предприятие, которое сложно организовать, его не создашь на каждом углу. А большой автомобиль, которым логично было бы подъехать, не может крутиться по дворам. Приходится на небольших грузовичках ездить, объём ограничен. Конечно, всё это увеличивает затраты в результате.

Ещё многие пользователи не понимают: почему я должен платить 1400 рублей за свой же мусор? Разве не должно быть наоборот? Мы объясняем, что если бы вторсырьё так покупалось и ценилось, то у нас бы планета была чистая и не замусоренная.

Сама тема мусора пока стигматизирована: для большинства мусор ужасен, он отталкивает.

Другая сложность связана с поиском новых водителей: это должен быть человек экологически мотивированный, понимающий, что он делает. Он — лицо компании и помощник для наших пользователей. Водитель должен с заботой принять собранное сырьё или, наоборот, вежливо и аргументированно отказать в приёме, не создав конфликта, если что-то собрано неправильно. Конечно, это часть нашей репутации.

Лучше присоединиться, чем пытаться повторить

Предприниматели редко спрашивают у нас, как создать что-то похожее. Да и нам здесь нечем поделиться: в проект вложены десятки миллионов, в нём работает 90 сотрудников. Мы можем только призвать объединить усилия. Например, мы сами создаём сеть по городам — отделения, которые, пользуясь всеми накопленными ресурсами, действуют на своей территории.

С предпринимателями, которые обращаются за экологизацией, нам будет где развернуться. Мы можем предложить им почти неограниченное количество вариантов взаимодействия: от консультаций до промокампаний.

От сотрудничества с нами бизнес получает выгоду: на каждом этапе производства наша экспертность может помочь. Это продажи и позиционирование бренда, само производство товаров, стратегия устойчивого развития, экономичность предприятия и так далее.

Например, вместе с «Кухней на районе» мы разработали комплексную программу экологизации. Провели аудит упаковки, используемой компанией, обучили сотрудников обращаться со вторсырьём, наладили передачу сырья переработчикам. Пользователи могли заказать вывоз использованной упаковки за символические 9 рублей. Тару нужно было помыть и отдать райдеру при следующем заказе. Он забирал у клиентов «Кухни» упаковку, которая потом отправлялась на сортировку, а затем на переработку.

В московских бизнес-центрах SOK мы помогли наладить раздельный сбор отходов. Организовали сбор шести видов вторсырья, одежды и обуви на благотворительность, сделали красивые боксы. Обучили сотрудников и регулярно вывозим вторсырьё на переработку.

К нам можно обращаться с любыми вопросами о вторсырье, благотворительности, устойчивом развитии.

В Москве работает 11 станций по сортировке отходов. За первую половину 2021 года на переработку в столице было направлено 482 тысячи тонн вторсырья. Этот показатель на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сдать сырьё можно в серых и синих контейнерах во дворах домов. Отсортированное сырьё также принимают на природных территориях и в эколого-просветительских центрах ГПБУ «Мосприрода» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Также в столице действует централизованная система сбора, транспортирования и переработки люминесцентных ламп. Москвичи могут сдать их в районные диспетчерские службы, которых более 900: адреса размещены на портале открытых данных Правительства Москвы.

0
5 комментариев
Artemiy Shlesberg

Очень крутая и важная тема! Спасибо за проект и за рассказ.
Можете ответить на пару вопросов:
Какую долю от оборота мусора например в Москве сейчас составляет перерабатываемый? Какая часть перерабатываема в принципе и какая перерабатывается реально сейчас? Какую долю занимаете вы?

Про контейнеры во дворах. Они правда работают? Они связаны с вами? У меня резкое недоверие к ним, кажется что это пустая административная инициатива после которой «все сваливают в одну кучу».

Можете рассказать про ваших «переработчиков»? Какой путь проходит вторсырьё после попадания к вам, было бы интересно почитать.

Почему в итоге закрыли проект с кузней на районе? Это была промо акция которая работала в убыток? Я был бы готов платить больше за эту услугу, в рамках заказов из Кухни.

Вообще хочется отметить что сотрудничество с брендами должно выглядеть именно так что они начинают реально платить за свой мусор или изобретать свои механики чтобы от него избавляться. Скорее всего это невозможно без разумного вмешательства государства. Но может быть можно создать пример

Ответить
Развернуть ветку
Artemiy Shlesberg

Увидел что автор статьи «Москва». Собиратор это государственный проект?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Suvi

Нет, Собиратор — это не государственный проект. Можете почитать поподробнее на сайте sobirator.ru. А ещё у проекта крутой и активный Инстаграм @sobirator.msk. Думаю, там вы найдёте ответы на большую часть своих вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Suvi

Нет, Собиратор — это не государственный проект. Можете почитать поподробнее на сайте sobirator.ru. А ещё у проекта крутой и активный Инстаграм @sobirator.msk. Думаю, там вы найдёте ответы на большую часть своих вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Рита Таинственная

Интересный и очень важный проект. Молодцы, ребята!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда