Заботиться об окружающей среде становится труднее?
Что предпринимают те, кто по-прежнему старается это делать.
Неопределённость в экономике заставляет экологические стартапы и некоммерческие проекты корректировать планы и перестраивать организационные процессы. Чтобы понять, как сервисы по утилизации мусора, фудшерингу и бережному потреблению приспосабливаются к новой реальности, вдохновляют сотрудников и строят планы, поговорили с их руководителями.
Основатель сервиса управления отходами «Убиратор»
«Убиратор» — онлайн-сервис для корпоративных клиентов, позволяющий сдавать вторичное сырьё (картон, бумагу, книги, журналы, пластиковые бутылки) на переработку. Принцип его работы схож с агрегатором такси: заказы на вывоз отходов через приложение распределяются между самозанятыми водителями.
Бизнес по утилизации отходов — один из наиболее стабильных. Отходы с предприятий сами по себе никуда не денутся, поэтому спрос на их вывоз будет всегда. Из-за этого «Убиратор» в безопасности, даже несмотря на существенные колебания цен на вторичное сырьё. В этих условиях закрылись небольшие конкуренты, которые работали нелегально. И у нас появились новые клиенты, которые лишились подрядчика по утилизации вторичного сырья.
Мы воспользовались релокацией некоторых сотрудников, чтобы изучить потенциал рынков стран СНГ, Турции и Индии. На основе собранных данных разработаем дорожную карту по развитию в новых странах. В другой ситуации для этого потребовались бы существенные затраты: на билеты, отели и выплату командировочных. Бизнес при этом не пострадал от релокации сотрудников: существенная часть команды всегда работала удалённо.
В этом и следующем году планируем масштабировать бизнес внутри страны и подготовиться к выходу за рубеж. Наши технологические решения во многом не имеют аналогов, а команда — очень энергичная. Из-за этого мы уверены, что сможем стать крупнейшим игроком по обращению с вторичным сырьём на развивающихся рынках.
Исполнительный директор АНО «Фудшеринг»
«Фудшеринг» — экологический сервис по спасению продуктов питания, которые не успели реализовать организации розничной торговли и общепита. Волонтёры проекта забирают товары с истекающим сроком годности и передают своим подопечным — пенсионерам, многодетным семьям, людям в трудной жизненной ситуации. Это позволяет рационально использовать пригодные в пищу продукты, которые собираются отправить на свалку.
Сейчас «Фудшеринг» спасает более 11 тонн еды в месяц и помогает 3,5 тысячи человек на регулярной основе. Предотвратить образование такого объёма пищевых отходов удалось за счёт расширения сотрудничества с сетью «ВкусВилл», а также подключения малого и среднего бизнеса. Кроме того, мы запустили проект с крупнейшим российским ритейлером X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»).
В сложные периоды спрос на инициативы, подобные нашей, только растёт. Приоритеты бизнеса смещаются, но фокус на социальные и экологические проекты остаётся. Мы планируем выйти в новые регионы по модели франшизы: такой потенциал есть, потому что к нам регулярно обращаются активисты из разных частей страны с просьбой организовать фудшеринг в своём городе.
С привлечением новых партнёров возросло количество волонтёров. Для их координации мы автоматизировали часть процессов через доступные инструменты — боты в Telegram, онлайн-таблицы, планировщики. Формированием культуры ответственного обращения с продуктами «Фудшеринг» занимается уже год. Мы делаем рассылки для экспертного сообщества, рассказываем про успешные кейсы.
Сооснователь, директор по развитию экоцентра «Сборка»
«Сборка» управляет пунктами приёма вторсырья в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, развивает музей рециклинга, магазин, сервис вывоза вторичного сырья и лекторий. Помимо этого экоцентр занимается внедрением раздельного сбора отходов в офисах, экологическим просвещением и консалтингом для коммерческих компаний, в том числе для производителей, ритейлеров и застройщиков.
Мы пересмотрели некоторые форматы работы для получения прибыли. Основным источником доходов «Сборки» были проекты с коммерческими компаниями. Весной значительную часть пришлось приостановить или отменить. Сильно по нашей бизнес-модели ударил и уход с рынка международных компаний. Из-за этого силы пришлось перераспределять. Например, мы превратили обычную экскурсию по музею и экоцентру «Сборки» в практико-ориентированный мастер-класс. Это позволяет получать дополнительный доход.
Мы не смогли увеличить команду, но стали уделять больше внимания психологическому состоянию работников. После открытия третьего филиала экоцентра в Санкт-Петербурге количество задач выросло, но набрать больше людей не получилось. Из-за этого мы сместили фокус на мероприятия по профилактике эмоционального выгорания сотрудников. У меня есть психологическое образование и опыт работы с такими случаями — это помогает.
Получилось привлечь новых волонтёров. С маркетологами крупных компаний мы запустили совместные проекты по оптимизации упаковки. Некоторые их сотрудники стали нам помогать.
Интерес к экологическим проблемам растёт, а значит, наша работа остаётся полезной и востребованной. Мы получаем много запросов от компаний на экологизацию, внедрение раздельного сбора, проведение лекций и квестов — сотрудники «Сборки» не всегда успевают их обрабатывать. Ещё пять лет назад всё было совсем не так: даже при взаимодействии с крупными компаниями часто приходилось объяснять, зачем вообще всё это нужно.
Более 10 лет правительство Москвы проводит конкурс на соискание экологических премий. Сервис «Фудшеринг» уже становился его победителем.
В этом году заявку можно подать до 7 ноября. Для поддержки будут выбирать проекты в области охраны окружающей среды и комплексного благоустройства природных и озеленённых территорий.
В конкурсе в области охраны окружающей среды есть четыре номинации:
- Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий.
- Лучший эколого-образовательный и эколого-просветительский проект.
- Лучшие журналистские материалы, теле- и радиопередачи об экологии Москвы.
- Лучшие достижения в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений.
За первое место в номинации выдадут премии по 400 тысяч рублей, за второе место — по 100 тысяч рублей. В числе критериев отбора — инновационные подходы, актуальность и новизна, вклад в охрану окружающей среды, отмечают в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Участвовать можно как с готовым проектом, так и с его идеей.
Вроде как экология и ее сохранение должны быть на первом место, но что-то про неё вспоминают не часто. Интересно, что случилось со стартапами в этой теме?? Почему всё стоит на месте и не двигается?(((
Про экологию вспоминают только тогда, когда хотят вам продать что-то экофрендли. .
денег там нет
Не всегда, иногда можно много срубить. Помню в Европе был какой-то случай, когда экоактивисты агитировали за вырубку лесов ради построения ветряной электростанции.
я не понял шутки. Это про слово "срубить"?
Ну так себе
-_-
Лично наблюдал за хлопцами на набережной в Сочи которые забирали рассортированный (наверное) мусор из четырех маркированных урн в один контейнер. И это учитывая огромные проблемы с мусором в Сочи (полигона ТБО нет, мусоровозы возят мусор по серпантинам за ~200 км в другие населенные пункты, а это 8-10 часов дороги в одну сторону). Вот пока существует такая реальность об неё любое хорошее начинание разбивается, что с раздельным сбором мусора, что с утилизацией аккумуляторов, вообще не важно. Государству плевать, так сказать, на государственном уровне
Экология хаха смешно)
Хаха, мне тоже
Вроде и защитников больше сейчас , а вроде и вредителей ещё больше становится
Так часто защитники - это те же вредители на самом деле.
Плохая экономическая ситуация мешает стартапам пилить бабло на "эко".
до сих пор не видно и в перспективе автоматов по приёму тары (с моделью сдал тару - получил скидку в магазе, как в Германии). Хотя у нас в городе бутылкоприёмники уже лет 12 функционируют, в других городах подобных операторов я не наблюдаю.
Интересно - куда делись нелегальные "утилизаторы", к мусору ещё блокчейн не прикрутили, а нелегалы выигрывают по цене, в условиях, когда предприятия режут косты и выводят непрофильный бизнес (по утилизации кислоты, например, какой-нибудь) подрядчикам, которые не известно что с ней делают.
Я видел такие автоматы в Москве. Принимают пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Выдаёт код, по которому можно получать скидки в некоторых магазинах.
Погугли по слову "фандоматы"
Это хорошо, хочу не только в гугле такие видеть. Москва Москвой, не только там люди-то живут ;) Вот масштабирование этого процесса и должно быть профинансировано как можно скорее
слушай, ну ты написал такую фразу
"до сих пор не видно и в перспективе автоматов по приёму тары (с моделью сдал тару - получил скидку в магазе, как в Германии)"Очевидно, что это неправда. Я же собственными глазами видел эти фандоматы (им даже название придумали, представляешь!) и пользовался ими.
Поэтому не только в гугле.
А насчёт масштабирования я согласен, всё-таки их очень мало
Если они стоят в 2-3 местах во всей РФ - это всё равно, что их нет. Ваша фраза напоминает мне ответ провайдера, заставлявшего меня платить за отсутствовавший по факту интернет, показывая мне выписку со 150 килобайтами за месяц с комментариями "траффик был".
давай ещё раз.
""до сих пор не видно и в перспективе автоматов по приёму тары"ты пишешь
Это не так.
"Если они стоят в 2-3 местах во всей РФ - это всё равно, что их нет"Этот сервис развивается в России, а значит и перспективы есть. Если ты решил закрыть глаза на очевидное, то это не означает, что этого не существует. Просто надо открыть глаза
И это тоже не так. Их не "2-3", а тысячи по стране. Да, мало, пока не миллионы. Но надо же с чего-то начинать. Рынок новый и он только развивается. и унего есть перспективы
Почему я был в октябре по всей стране и видел их 0? От Владика до Нижнего Новгорода. Обычно я редко выхожу из дома, но тут я точно был во всех городах и тусил в помещении по минимуму. И это для меня отличный аргумент без "давай ещё раз" и прочих фамильярностей и тыканий, чтобы сказать, что это всё равно, что их нет, не видно, итд.
В Петербурге частная инициатива с пандоматами закончилась вот так.
ЭКО и импакт стартапы в России обязательно должны быть прибыльными? Почему вы не пишите о тех, кто имеет классные идеи или решения, но не придумал бизнес модель или не нашёл ее именно в реалиях страны
Пишет мерия Москвы, которая уничтожает леса со статусом ООПТ
недавно открыли новое направление бизнеса по утилизации биомусора
стали уделять больше внимания психологическому состоянию работниковразыгрывая повестки в лотерею
Спасибо за статью! Очень жаль, что ситуация ухудшается, согласен, что западные ушедшие компании больше заботились об экологии в нашей стране, чем мы сами...печаль...
И раздельный сбор мусора даже в Москве и Подмосковье грустит...синие ящики завалены всем подряд.
Гос чиновников только распил интересует ((
Хорошо, что остались стартапы, которые заботятся об экологии
Вы сначала листья опавшие не удаляйте с газонов осенью или хотя бы удаляйте нормально, без жесткого выдергивания остатков травы и прочей растительности на газонах.
Каждый год одно и тоже - листья упали и начались суровые работы по их сборке в мешки после которых вместо травы - голая земля и "пустыри". И потом удивление: А чего это все такое грязное на улицах Москвы? Потому что пыль и землю нечему удерживать, нет нужного растительного покрова, все "постригли" когда бездумно боролись за красивенькие газончики без листочков.
Экология для тех стран, где люди не едят пальмовое масло из-за того, что не могут себе позволить продукты без него.