Моне и пюре, Гойя и 1,5 градуса

Зачем экоактивисты приклеивают себя к произведениям искусства, пытаясь повредить картины известных художников. Самые громкие истории 2022-го года.

Моне и пюре

Картина французского импрессиониста Клода Моне пострадала от картофельного пюре, которое на нее вылили экоактивисты из организации Letzte Generation («Последнее поколение»). Инцидент произошел осенью 2022 года.

Полотно из серии «Стога сена» было выставлено в потсдамском музее Барберини. По оценке экспертов, стоимости картины превышает 110 миллионов долларов.

«Люди голодают, люди замерзают, люди умирают – мы находимся посреди климатической катастрофы, а все, чего вы боитесь, – томатный суп или картофельное пюре на картинах», – скандировали активисты.

Ван Гог и томаты

От томатного супа пострадала картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога, написанная в 1888 году. Полотно, выставленное в Национальной галерее Лондона, оценивается в 84 млн долларов.

фото: JustStop_Oil / Twitter

Специалисты поспешили успокоить: пострадала только рама. Сама же картина была защищена специальным стеклом.

Акцию устроили активистки экологической группы Just Stop Oil («Просто покончите с нефтью»), вылив две банки консервированного томатного супа. Девушки в знак протеста также приклеили свои руки к стене.

Свой поступок активистки объяснили необходимостью добиться достойного уровня жизни людей в условиях кризиса, а также ввести запрет на выдачу в Великобритании лицензий на добычу нефти и газа в Северном море.

Да Винчи и торт

Кусок торта в картину «Мона Лиза» Леонардо да Винчи запустил посетитель Лувра. Активист-одиночка устроил целый маскарад, приехав в музейв парике и инвалидном кресле. Сперва мужчина попытался разбить защитное бронестекло. Однако попытка оказалась тщетной. Тогда в картину полетел кусок торта, а вокруг были разбросаны лепестки роз.

фото: lukeXC2002 / Twitter

Нарушитель был задержан. Когда его выводили из зала, он призывал других посетителей «подумать о Земле».

Пикассо, Ботичелли и клей

Приклеивать руки к произведениям искусства среди экоактивистов в последнее время стало особенно «модно».

Один из таких случаев в 2022 году произошел в Национальной галерее Виктории в австралийском Мельбурне. Двое активистов движения «Восстание против вымирания» приклеили свои руки к защитному стеклу картины Пабло Пикассо «Резня в Корее». Рядом они также разместили плакат с надписью "Климатический хаос = война и голод".

фото: Extinction Rebellion/@LawFelicity

Аналогичную акцию во флорентийской Галерее Уффици (Италия) устроила другая группа активистов. Несколько человек приклеили себя к картине Сандро Боттичелли «Весна».

Летом 2022 экоактивисты повредили картину Джона Констебла "Телега для сена", которая экспонировалась в Лондонской национальной галерее.

На полотно было приклеено несколько листов бумаги. Сами же активисты приклеили руки к раме картины. Акция была направлена против добычи нефти и газа.

Гойя и 1,5 градуса

Акцию протеста у картин «Маха обнаженная» и «Маха одетая» Франсиско Гойи в мадридском музее Прадо устроили активисты Futuro Vegetal. На стене между двумя полотнами они сделали надпись «+1,5 °C», которая отражает проблему глобального потепления на планете.

Фото Futuro Vegetal Canal·Telegram

Три фигуры и глаза

Бывает и такое, что к порче предметов искусства причастны вовсе не активисты, а … охранники. Такой случай произошел в начале 2022 года на выставке в Ельцин центре. Здесь экспонировалась работа ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры», которая входит в собрание Третьяковской галереи.

Абстрактные лица на полотне сотрудник частной охранной организации принял за детские каракули и пририсовала им глаза.

фото: The Art Newspaper Russia

Ущерб от повреждения картины эксперты реставрационного совета Третьяковской галереи оценили в 250 тыс. рублей.

Повышение мер безопасности

Администрации музеев мира обратили внимание на возросшее количество нападений на картины. В связи с этим руководители 92 музеев подписали обращение, в котором отметили важность сохранения культурного наследия. По мнению специалистов, экоактивисты часто не представляют масштабы вреда, какой могут нанести своими действиями произведениям искусства.

Среди мер безопасности - ограничение на пронос жидкостей в музеи и ряда других предметов, которые используются в протестных акциях экоактивистов.

В свою очередь эксперты полагают, что заявляемые требования экоактивистов во многом носят декларативный характер и нацелены на обственную раскрутку. Такое мнение высказал декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве Александр Шатилов.

«Думаю, их требования довольно формальные, чтобы подвести под акты вандализма некую идеологическую и общественно-резонансную базу. Скорее здесь имеет место некое самоутверждение и самораскрутка отдельных фриковых персон либо такого же рода организаций», - полагает эксперт.

Впрочем, экологично и с пользой для природы экоактивисты все-таки могут рисовать, но не на предметах искусства, а на стволах деревьев. Это возможно в рамках природоохранной акции «ПаркАрт», которая проводится в столице с 2016 года по инициативе Департамента природопользования и охране окружающей среды города Москвы.

фото: ДПиООС города Москвы

Сперва деревья пролечивают специалисты. Речь идет о тех из них, на которых под воздействием внешних факторов образовались морозобойные трещины, дупла, раны, оголенные участки ствола.

Затем уже специалисты, а также волонтеры приступают к созданию картин на деревьях. Рисунки наносят при помощи водонепроницаемых акриловых красок, которые являются безопасными и не создают дополнительный защитный слой. Кроме эстетической функции, они помогают продлить жизнь ослабленным и поврежденным деревьям. Краски препятствует попаданию влаги, грибов, бактерий и вредителей в рану, следовательно, предотвращают процесс разрушения. Поэтому, кроме эстетической функции, рисунки на зеленых насаждениях помогают продлить жизнь ослабленному и поврежденному дереву.

В 2022 году на природных территориях и городских площадках Москвы было создано около 50 «сказочных порталов». В проекте в период с июня по август приняли участие 56 художников-волонтеров. Кроме того, около 10 лечебных рисунков, созданных в предыдущие годы, были отреставрированы авторами.

0
2 комментария
Ivan Averin

Очень спорный метод они выбрали для привлечения внимания. Очень спорный.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рыбаков

"Ван Гог и томаты"- мой любимый художник,хорошо что сама картина не пострадала

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null