{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Корпорации ищут новые технологии в акселераторах

Заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы рассказывает, почему именно там.

Ксения Борбачева
заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы

Зачем корпорациям запускать акселератор? Можно ведь напрямую выйти на разработчиков нужной технологии.

Есть несколько причин.

Во-первых, акселератор — это всегда уникальный ансамбль бизнес-процессов, которые позволяют отсмотреть и протестировать не только внешние технологии, но и готовность внутренних департаментов к качественным и системным изменениям. Дополнительная ценность — это здоровая конкуренция ценностных предложений от компаний с похожими решениями, что позволяет существенно снизить стоимость запуска пилота и дальнейшего внедрения.

Во-вторых, акселератор — это один из проверенных инструментов управления инновационными циклами, который позволяет откалибровать стратегию внедрения инноваций с помощью экспертизы внешних экспертов, трекеров и команды акселератора.

В-третьих, акселератор закрывает многие коммуникационные и организационные аспекты работы с внешними командами. Он помогает стартаперам и корпорациям найти общий язык, «упаковать» конкретные решения под бизнес-заказчика, подготовить команды стартапов к прохождению внутренней службы безопасности и адаптировать продукт. Команда акселератора сопровождает пилотные проекты, назначает встречи, координирует процессы и организует переговоры.

Акселератор — инструмент, который позволяет корпорации протестировать инновационные решения, определить дискретность внутреннего ландшафта технологий и выработать долгосрочную стратегию непрерывного внедрения новых решений с наименьшими трудозатратами.

Акселератор — это просто мода? Программ акселерации стало очень много и корпораций, в них участвующих, тоже. Им всем нужны инновации?

Инновации — лишь одна из причин, по которой корпорации идут в акселератор. Некоторым компаниям нужны пиар и улучшение инновационного имиджа. Другие заинтересованы в качественных кадрах. Многие корпорации получают в акселераторе новые идеи для развития, диверсифицируют бизнес за счет партнёрства с внешними командами.

Почти во всех случаях участие в акселераторе выгодно обеим сторонам — корпорация обогащает свои ресурсы за счёт команд стартапов, а команды получают доступ к крупному заказчику и экспертизу своих проектов.

Какие ресурсы потребуются от корпорации?

Чем вовлечённее сотрудники корпорации в акселератор, тем больший эффект компания может получить.

Корпорации следует выделить как минимум одного сотрудника, который будет активно предлагать подходящие решения потенциальным заинтересованным лицам внутри компании, то есть выступит как связующее звено между бизнес-заказчиком и акселератором.

На этапе отбора важно вовлечь потенциальных бизнес-заказчиков в процесс просмотра анкет команд и их оценки. Дальше потребуется несколько часов в день на предварительное ознакомление с материалами. После этого важно уделить хотя бы по полчаса на общение с каждой командой, чтобы найти релевантные бизнесу решения и точки соприкосновения.

Одного человека от корпорации может быть недостаточно для качественной проработки предложений. Результативность сильно зависит от вовлечённости руководителей департаментов и их открытости новому.

Каких специалистов от корпораций чаще всего привлекают к работе с акселератором?

Во многих корпорациях уже существует отдел инноваций. Помимо него, важно вовлекать лиц, принимающих решения по ключевым направлениям бизнеса.

Менеджеры и аналитики из отделов инноваций проверяют предложения внешних команд на релевантность бизнесу и адекватность. Далее проходит встреча с потенциальным бизнес-заказчиком и, при подтверждении интереса и формировании возможной ценности пилотного проекта, стартап направляют на проверку в отдел безопасности, а также в юридические и ИТ-службы.

Вовлечение в акселератор — дело добровольное. Обязывать участвовать в нём все бизнес-юниты необходимости нет. Как правило, с воронкой акселератора работают наиболее активные, заинтересованные в трансформации и решении своих задач департаменты, которые готовы тестировать новые технологии.

Сколько стоит участие в программе для корпораций?

Программа «Московский акселератор» работает на условиях софинансирования. Вклад корпорации-партнёра идёт на формирование призового фонда, участие в общей промо-кампании и организацию Demo Day.

Компании из каких отраслей чаще всего приходят в акселератор? А кто заключает больше всего соглашений со стартапами?

Выделить конкретные отрасли не получится. Мы сотрудничаем с корпорациями из различных сфер, и в каждой из них компании выражают заинтересованность в поиске и масштабировании инновационных решений.

Есть ли разница между тем, чтобы «стать партнёром» и «запустить трек»? Как выглядит процесс работы в том и в другом случае?

Статус партнёра «Московского акселератора» и подразумевает намерение запустить совместный трек по определённым технологическим направлениям.

Подготовительный этап всегда разный – к каждому партнёру мы применяем индивидуальный подход в зависимости от потребностей и ресурсов корпорации. В остальном базовая модель запуска акселератора всегда одна и та же — она уже доказала свою эффективность на завершённых треках.

Сколько компаний были участниками «Московского акселератора» и каким был объём сделок?

Всего в треки «Московского акселератора» за первый год работы поступило более 2700 заявок. В треках приняли участие более 100 компаний. Суммарно выпускники первых трёх треков (Цифровые сервисы, Biomedtech и Fintech) смогли привлечь 238,6 млн рублей и запустить более 120 пилотов.

Какую обратную связь дают корпорации после взаимодействия со стартапами в акселераторе?

Идеальная обратная связь — это контракт для стартапа, но для этого команде необходимо продемонстрировать ценность своего продукта на пилотном проекте. На этапе до заключения контракта команда должна пройти через множество кругов согласований, проверок и переговоров. В процессе очень важно давать обратную связь, чтобы понимать, где и по какой причине может стопориться проект. «Узкие места» могут быть как на стороне корпорации, так и у команды стартапа.

Корпорациям следует ориентировать команду по дальнейшим шагам и объяснять причину в случае отказа, чтобы участники понимали, над чем им ещё стоит поработать. Стартапы должны выходить из акселератора с информацией от заказчиков по следующим пунктам: каков процесс согласований пилота, кто конечное лицо принимающее решение, каковы сроки принятия решений и запуска пилота, критерии выбора поставщиков и критерии успешности пилота.

На каких условиях сотрудничают корпорация и стартап, который пришёл в акселератор?

Корпорации индивидуально определяют условия сотрудничества с каждой командой. Самый популярный способ взаимодействия — это небольшой оплачиваемый пилотный проект, который позволяет протестировать ценность продукта. Иногда это классический договор оказания услуг либо найм в штат под разрабатываемый проект. Хотя последний вариант менее предпочтителен для команд, ведь в этом случае не развивается их собственное предпринимательство.

Также часто корпорации заключают партнёрский договор по принципу разделения прибыли. Некоторые модели сотрудничества подразумевают вхождение в капитал и инвестирование в компанию. Однако пока такая модель наименее популярна в корпоративных инновациях.

Какие преимущества есть у партнёров при работе с городом и в чём отличие «Московского акселератора» от других?

Мы выделяем несколько ключевых преимуществ, которые качественно отличают нас от прочих акселераторов.

Партнерство с Правительством Москвы. Город заинтересован в поиске и масштабировании инновационных решений при поддержке ведущих корпораций и готов оказывать всестороннее содействие для развития инноваций.

Экономия средств. Город софинансирует акселерационную программу трека, что позволяет корпорации протестировать новые решения и бизнес-гипотезы с меньшими затратами.

Единая экосистема. Возможность коллаборации партнеров по одному направлению для решения разных задач.

Пилотные проекты. Совместная проработка процедуры быстрого пилотирования стартапов на площадках города и партнера, экспертная поддержка со стороны города

Воронка. Партнер получает доступ к воронке проектов совместного трека

Международный рынок. Город оказывает поддержку стартапам для выхода на международный рынок.

0
3 комментария
Миша Магадан

Погодите, погодите, я правильно понимаю, что в этой статье чиновник учит людей, которые зарабатывают деньги, зарабатывать деньги?
А, не, разобрался, увидел в конце, это просто реклама. Ну норм.

Ответить
Развернуть ветку
sheshotov

Ищут стартапы, потом говорят: "Ой вы знаете, все круто, но мы вашу идею сами будем реализовывать". 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Бабки, стартапам нужны просто бабки, а не экспертиза крупных кампаний.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда