{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как переехать из заблокированной соцсети с минимальными потерями. Рассказываем на примере одного из проектов МТС

В марте в России заблокировали две популярные соцсети. Это стало большим ударом для малого и микробизнеса.

Какие риски возникли у предпринимателей из-за блокировки соцсетей:

  • Потеря контакта с текущими клиентами.
  • Потеря активного канала продаж.
  • Падение спроса и снижение выручки.

Блокировка соцсетей привела к росту самостоятельного запуска таргетированных рассылок и рекламы в России. Например, в сервисе «МТС Маркетолог» число таких кампаний увеличилось вдвое в сравнении с первым кварталом.

Как это коснулось нас?

У МТС есть проект «Знаем лично» — это онлайн-карта и бизнес-сообщество для поддержки малого бизнеса. Проект охватывает более 40 городов и более 5 тысяч предпринимателей по всей России. Проект создавался как визуальный журнал, который показывал лица предпринимателей, стоящих за любимыми городскими заведениями малого бизнеса. Instagram* был для нас самой подходящей соцсетью, после блокировки которой мы начали экстренно думать, куда теперь идти. Рассказывает комьюнити-менеджер «МТС Знаем лично» Анастасия Губанова.

Вопросы, на которые нужно ответить

Перед началом переезда мы с холодной головой подошли к пересмотру нашей стратегии и задали себе несколько вопросов, на которые последовательно отвечали.

1. Какие соцсети выбрать основными?

От «Дзена», RuTube и TikTok мы отказались практически сразу. Эти площадки не подошли нам по смыслу. В результате остановились на «ВКонтакте» и Telegram.

Целевая аудитория «Знаем лично» — В2В2С. Поэтому мы приняли решение развивать «ВКонтакте» для В2С-аудитории, а Telegram для В2В.

Во «ВКонтакте» мы перенесли все городские журналы «Знаем лично». Сейчас мы развиваем журналы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодарском крае и Казани. В них мы делимся вдохновляющими историями предпринимателей и их бизнесов.

В Telegram сейчас мы развиваем сообщество «Знаем лично» для владельцев малого бизнеса и Telegram-канал для предпринимателей «О_ой бизнес»:

  • Закрытый чат для предпринимателей «Знаем лично» — активное сообщество предпринимателей из разных сфер, в котором можно познакомиться с единомышленниками, договориться о коллаборации с другими малыми бизнесами и получить поддержку как со стороны проекта, так и со стороны других участников чата.
  • «Ой_бизнес» — это канал и зарождающееся медиа для предпринимателей и всех тех, кому интересны новости бизнеса и любимых проектов.

2. Как работать с контентом на разных площадках?

Для наполнения сообщества во «ВКонтакте» мы выбрали и активно используем несколько форматов:

  • Инфографика. Чаще всего у нас выходят карточки с историями предпринимателей из разных городов. Конверсия у таких креативов высокая, потому что люди пересылают их к себе в избранное или отправляют в общие чаты.

  • Рассылка. Вы можете настроить рассылку и попросить свою аудиторию подписаться на нее. В качестве мотивации предложите пользователям дополнительный промокод, скидку или любой другой приятный подарок. За подписку на нашу рассылку мы подарили промокод на аудиолекцию от нашего партнера.

  • Статьи. Это новый формат публикаций во «ВКонтакте». Такие посты смотрятся минималистично и визуально привлекательно. Все лонгриды теперь можно упаковывать в статьи: пользователи «ВКонтакте» их любят, открывают и читают. Мы, например, дублируем посты из нашего блога на сайте — “ЗЛ-ОСЬ”.

  • Виджеты. Инструмент, который помогает сделать внешний вид сообщества привлекательнее. Их можно регулярно обновлять. Например, с их помощью делиться новостями или оставлять ссылки на сайт, спецпроекты и другие ресурсы.

  • Если вы продвигаете товары или услуги (даже бесплатные), их также можно добавить на главную страницу.

В закрытом чате для предпринимателей у нас нет строго определенной контентной сетки. Участники общаются в свободном режиме, а мы присылаем в чат актуальные новости МСП, различные полезные ресурсы и приглашения на вебинары, организованные коллегами из МТС.

Для телеграм-канала «Ой_бизнес» мы миксуем разные форматы и делаем вовлекающий, полезный и разнообразный контент. Сейчас мы публикуем дайджесты новостей, подборки полезных ресурсов (например, сервисы для командной работы или для создания графического дизайна), берем интервью у предпринимателей, разбираем простым языком сложные термины и устраиваем партнерские конкурсы.

С самого начала существования канала мы ввели механики на взаимодействие с подписчиками — рубрики #находкинедели и #мнение . На сегодняшний день вовлеченность в нашем канале — 38-45%. Есть куда стремиться, но для нашей ниши это неплохой результат.

3. Какие рекламные инструменты для привлечения аудитории мы использовали?

«ВКонтакте»

Аудиторию во «ВКонтакте» мы привлекали преимущественно с помощью таргетинга. Лучше всего для привлечения у нас отработали видеокреативы с предпринимателями, которые стоят на онлайн-карте. Мы дополнительно подключаем таргетированную рекламу на посты с участием предпринимателей. Кроме этого, сейчас мы планируем запускать новую активность — продвижение с помощью статичных баннеров, на которых разместим популярные бизнесы, уже стоящие на нашей онлайн-карте.

Для привлечения подписчиков в ваши соцсети можно использовать таргетированные SMS-рассылки сервиса МТС Маркетолог. Например, ваша кофейня работает в Алтуфьево, и каждый раз, когда кто-то из вашей потенциальной аудитории оказывается рядом, ему приходит сообщение с предложением выпить вкусный кофе со скидкой, которую, в свою очередь, можно получить, подписавшись на сообщество кофейни во «ВКонтакте». С помощью этого инструмента вы также можете сделать рассылку по своей аудитории с информацией о вновь созданном сообществе и предложением стать его участником.

Telegram

На старте продвижения сообществ в Telegram мы использовали преимущественно метод личных договоренностей:

  • Просили предпринимателей-инфлюэнсеров, которые стоят у нас на карте, поделиться ссылками на чат и канал в своих соцсетях;
  • Проводили прямые эфиры с другими сообществами и верстали совместные email-рассылки;
  • Рассылали приглашения по нашей базе предпринимателей;
  • Реализовывали партнерство и конкурсы на бартерной основе;
  • Реклама в Telegram-каналах: здесь мы также выбрали продвижение через инфлюенсеров-предпринимателей с собственными каналами или через городские журналы;
  • Использовали кроссплатформенность. В чате «Знаем лично» мы делаем еженедельный дайджест постов из канала «Ой_бизнес».

Как только ваш канал наберет первую тысячу подписчиков, можно смело переходить к закупке рекламы в других каналах. Первое, что я бы рекомендовала – научиться работать с сервисами аналитики, такими как TGStat и Telemetr. Они не только помогут грамотно подобрать каналы для рекламы, но и уберегут вас от недобросовестных каналов, на которые вы потратите деньги впустую.

Изначально мы тестировали несколько ниш для рекламы — авторские блоги, маркетинг, финансы и бизнес. Как оказалось, реклама в каналах про маркетинговые новости у нас не пошла совсем, зато ниша бизнес-каналов принесла хорошие результаты: с последней кампании удалось нарастить практически 2000 подписчиков. Если авторские блоги нам приносили от 50-100 подписчиков, то реклама в бизнес-сообществах — до 480.

4. Каких результатов нам удалось достичь?

  • С марта по август нам удалось собрать в наших городских журналах во «ВКонтакте» более 20 000 человек.
  • В закрытом чате у нас на данный момент несколько сотен участников — в основном это предприниматели из разных городов: владельцы кофеен, ресторанов, домов отдыха, магазинов, брендов, студий, собственных агентств.
  • У канала «Ой_бизнес» сегодня более 4000 живых подписчиков. И каждый день мы отмечаем прирост.

5. Какие ключевые выводы мы сделали?

  • Самое главное — нужно экспериментировать с контентом и механиками продвижения, находить самое эффективное именно для вас.
  • Комьюнити — новый черный. На мой взгляд, и «ВКонтакте» и Telegram — идеальные соцсети для формирования сообществ бренда. Там можно разговаривать со своей аудиторией на одном языке и интересно подавать свою экспертизу.

Создание с нуля сообщества в новой соцсети – трудоёмкий и затратный по времени процесс. Ускорить его могут дополнительные инструменты для привлечения аудитории, например таргетированные SMS, опирающиеся на геоаналитику и большие данные, включая интересы и социально-демографические характеристики.

Рассылку по 250 сегментам можно самостоятельно настраивать с помощью сервиса «МТС Маркетолог». Такой умный таргетинг особо актуален для малого бизнеса: нет смысла тратить ресурсы на продвижение по всей Москве, если ты работаешь только в районе.

*социальная сеть заблокирована, принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в России

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Глеб Петров

Ага, конечно. ЭТо как если бы в стране запретили алкоголь. И тут внезапно появляется производитель сертифицированных самогонных аппаратов, который рассказывает, что гнать можно и на дому

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

VC, вы это рекламное г^^нище еще и бесплатно даете размещать?

Если моторно-тракторная станция решила рассказать, какой у нее есть классный агрегат для пересаживания людей с мерседеса на шоху, может, хотя бы денег с нее взять?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Мозалев

У вас зарплатный фонд департамента маркетинга наверное за миллиард переваливает, а вы такие обложки очумевшие колхозите...

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Dorofeev

"От «Дзена», RuTube и TikTok мы отказались практически сразу. Эти площадки не подошли нам по смыслу."
Можно поподробнее?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гусь

Давай я:

Дзен - оч кривой и странно выдаёт рекомендации
РуТуб - 2 подписчика на канале думаю не сильно устроят мтс
ТикТок - выкладывать туда что-либо можно счас только через мод, который стоит не у всех, что б это смотреть. Да и направление B2B2C - мне кажется не очень подразумевает тикточный формат ;D

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Dorofeev

Спасибо, конечно, но хотелось бы понять, что значит "не подошли по смыслу" - и да, в первую очередь, в приложении к Дзену. По рутюбу\тиктоку вопросов нет, если исходный контент - текст+графика, переход на видосы действительно вызывает вопросы о целесообразности.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gubanova

Добрый день) Откровенно говоря, мы не имеем ничего против Дзена или любых других соцсетей. В самом начале мы скорее опирались на вопрос: «Готовы ли мы сейчас тратить время на продвижение в этой соцсети?». В Дзене сейчас вернули рекомендательный алгоритм - это хорошо. В остальном, исходя из опыта использования площадки, чтобы вывести статью в рекомендации, нужно очень много и часто публиковать контент. При этом, шанс на успех достаточно низкий все равно. Так что, сделали акцент именно на ВК и ТГ.

Ответить
Развернуть ветку
Lusik Sunny

Эти идеи подойдут к большому бизнесу, у которого уже есть люди, знающие толк в таргетированной рекламе и т.д, а что делать малому бизнесу, который предоставляет услуги населению? Рассылка по СМС интересная вещь, но в ВК и ТГ мало людей можно привлечь, раньше инста хорошо помогала, а теперь немного тяжело. В ВК сейчас мало молодёжи, которая готова к изменениям в жизни, а люди за 30, ух, они уже не хотят пробовать что-то новое. Остаётся только ТГ :(

Ответить
Развернуть ветку
Ха Ха

Не гоните на МТС, он дивы хорошие платит 🤑
Пусть мутят все что хотят, лишь бы это бабки приносило.

Ответить
Развернуть ветку
Ilja N

https://vc.ru/claim/544650-mts-zablokiroval-moi-15-000-na-60-dney-prosto-tak

Никому не советую связываться с проектами МТС финансово

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда