{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как не стать учёным, но стать СТО одного из крупнейших российских маркетплейсов

Технический директор маркетплейса Ozon Антон Степаненко когда-то мечтал стать космонавтом, потом – учёным, но пошёл по другому пути. Как сложилась его карьера и в чём заключается его работа сейчас, Антон рассказал Виктору Кантору, директору центра Big Data МТС.

Привет! Я директор центра Big Data МТС Виктор Кантор. В этом году я вёл подкаст «Техток», в который мы приглашали российских ИТ-специалистов. Выкладываем сюда «избранные» части наших диалогов.

Сегодня — наш разговор с Антоном Степаненко, техническим директором Ozon, при котором маркетплейс вырос в десятки раз, который хотел стать учёным, а превратился в главу одной из крупнейших технических команд в стране.

Виктор: Привет, Антон! Ты окончил МФТИ, как ты решил туда поступать?

Антон: С детства я всерьёз хотел заниматься наукой. Многие советские дети мечтали быть космонавтами. Я тоже как правильный советский ребёнок в определённом возрасте мечтал быть космонавтом. А в старших классах школы думал, что хочу заниматься наукой. Когда пришло время выбирать институт, я хотел пойти в топовый технический вуз типа физфака МГУ, ВМК, мехмата, МФТИ, но в котором нет сопромата и инженерной графики – не хотелось много чертить.

Вузов, удовлетворяющих этим двум критериям, немного. Так совпало, что знакомый из моего родного маленького города в Ростовской области учился на втором курсе МФТИ. Я пообщался с ним, он предложил поселить меня в общаге, чтобы я походил на вступительные занятия и экзамены. Выбор был сделан.

Виктор: Что изменилось, почему не пошел в науку?

Антон: В конце второго — начале третьего курса я чётко понял, что наукой заниматься интересно, но хочется еще и зарабатывать деньги. А для того чтобы зарабатывать деньги в науке, нужно быть реально гениальным.

Виктор: Как проходит день СТО Ozon?

Антон: Первые десять часов моего рабочего дня, а он начинается в 8.30, — это встречи, самые разные. С руководством, сотрудниками, проектные, статусные. А дальше три-четыре часа я, наконец, работаю: читаю почту, мессенджеры, пишу какие-то письма, раздаю указания, смотрю графики, которые меня интересуют, и так далее.

Виктор: Расскажи про свои достижения в компании.

Антон: Когда спрашивают о таком, я в первую очередь вспоминаю сезон. Электронная коммерция живёт от сезона к сезону. Ozon растёт очень быстро, кратно год к году. Это определённый челлендж, и с ним надо справляться. Сезон надо пройти, что бы ни случилось. В этом много как инженерной работы (архитектура, нагрузочное тестирование), так и менеджерской: нужно выделить ресурсы и обеспечить надлежащие условия. Особенно учитывая, что в какой-нибудь День холостяка, 11.11 нагрузки скачут десятикратно.

Сезон — это частность. А общность — обороты во всех смыслах: денег, заказов, айтемов. С того момента, как я пришёл в Ozon, они выросли в десятки раз. Мэйнтейнить такие масштабирования — этим можно гордиться.

Команда тоже выросла почти в 20 раз. Когда я приходил, у нас было совсем мало людей, а сейчас это большая структура. Я считаю, что масштабировать организацию, построить процессы так, чтобы это было эффективно – это тоже чего-то стоит.

Очень горжусь своей командой, которую собирал целых 2,5 года. Искал на рынке, уговаривал знакомых прийти. Я считаю, что сейчас у меня очень крутая команда, и счастлив, что она есть.

Виктор: Как эта команда сложилась? Это тимбилдинги, это хорошие отношения между вами?

Антон: Эта команда отчасти сложилась ещё до Ozon. Это люди, с которыми я работал в других компаниях, на других позициях, и со многими мы знаем друг друга не первый десяток лет.

Команда - это про культуру. Ты подбираешь людей, которые подходят тебе, ты подходишь им, вы живете в одном культурном поле. Это вещи уровня «а пьешь ли ты пиво», «а как ты считаешь, культура инцидент-менеджмента должна быть blameless или нет», а нормально ли сказать «ребята, вы делаете какую-то чушь»? Я, например, считаю, что это нормально.

Виктор: Тебя не вдохновляет blameless-культура?

Антон: Вопрос, что такое blameless-культура? Нельзя приходить и говорить: «Посмотрите, Вася уложил прод. Вася — самое слабое звено», — это ужасно и ни к чему не приведёт. Нормально говорить: «Слушайте, ребята, так нехорошо. Вы уложили прод, давайте что-то с этим делать». Я за то, чтобы называть вещи своими именами.

Виктор: Ты отвечаешь за сложный и ресурсозатратный объём работы. Что тебя мотивирует и как ты борешься с выгоранием?

Антон: Учитывая, что это большая позиция, не совсем правильно задавать вопрос про мотивацию — есть слово «надо». Пока меня хватает, чтобы тащить эту ответственность.

По поводу выгорания – я выгораю каждый день: вижу какие-то инциденты в продакшене, кривую архитектуру, людей, которые что-то продолбали. Это часть моей работы и это нормально. Ты просто берешь себя в руки и говоришь: «Да, вы сделали плохой релиз, давайте обсуждать, где мы что подправим».

Если у тебя есть воля, значит, ты справляешься с ежедневным выгоранием, которое неизбежно испытываешь как большой руководитель. Нет воли – тогда что ты делаешь на позиции большого руководителя?

Виктор: Назови главные этапы в твоей карьере, и что тебе каждый из них дал.

Антон: Первый этап — это когда я ещё учился и подрабатывал всяким фрилансом. Этот этап дал мне ощущение, что такое зарабатывать деньги и самого себя кормить.

Второй этап — это «Яндекс», «Мой круг», давший мне понимание, что такое работать в большой компании, где нельзя проспать до обеда и ночью закончить проект, как на фрилансе.

Третий этап — это Badoo. Это самый важный этап в моей жизни, который во многом меня сделал в плане базовых «верований», принципов и инженерных скилов. В Badoo была очень крутая команда.

Четвёртый этап — это Lazada, международная компания. Я посмотрел, как это выглядит, плюс это маркетплейс, давший мне опыт работы в интернет-торговле.

Виктор: Какая у тебя самая амбициозная цель на ближайший год?

Антон: Как обычно — сезон. Очень легко отвечать на этот вопрос, когда растёшь больше двух раз год к году. Как перестанем расти, может быть, будут другие цели. А пока главная задача – прохождение сезона.

Послушать разговор целиком и узнать, что характеризует топ-менеджера в ИТ и не только, кого на такие позиции ставят, как положить Badoo и поднять обратно за два часа и многое другое можно в подкасте «Техток» на любой удобной площадке.

А ещё мы всё время ищем амбициозных ИТ-специалистов — в центр Big Data и другие подразделения компании. Ждём тех, кто мечтает построить крутую карьеру, на странице с нашими вакансиями.

0
2 комментария
Андрей Карпов

Здравствуйте, МТС.

Не нашел ни единого другого способа с вами связаться. Подчищено всё, никакого намека на чат или email, только предложение часами звонить в КЦ, чего в настоящий момент я не могу себе позволить.

Суть вопроса в следующем - подключил препейдный домашний интернет, уже почти год как не живу в той квартире, тогда же отключил роутер (использовал собственное оборудование), но с недавних пор меня начали бомбардировать требованиями погасить долг перед вашей "многоуважаемой" компанией.
Не раскажете механизм образования долгов на препейдном тарифе с отключенным оборудованием?

Ответить
Развернуть ветку
МТС
Автор

Андрей, уже общаемся с вами в личке.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда