Семь свободных искусств, Лев Математик и Наланда: история университетов

Совсем недавно, 25 января, мы все отмечали День студента, ибо чему-нибудь да как-нибудь мы все так или иначе учились. Этот праздник в нашей стране существует уже почти два века, с 1850 года, а появился он потому, что 25 января 1755 года императрица Елизавета подписала указ об основании Московского университета, первого ВУЗа в Российской империи. Но мы решили углубиться в древность ещё более седую и рассмотреть, как появились университеты в принципе и какие из них можно признать самыми старинными.

Андреа Бонайути. Семь свободных искусств. Источник pinimg.com

Наланда: внезапный буддийский университет

Говорим «университет», подразумеваем — Европа. Действительно, само слово и понятие имеет вполне себе латинское происхождение от слова universitas, в переводе означающем «совокупность» и «общность». Однако ряд исследователей вполне обоснованно старейшим университетом считают Наланду — буддийский образовательный центр, что существовал аж с V по XII век на севере Индии.

Как и в последующих случаях, этот образовательный комплекс был ещё и монастырём: учёность в те времена распространялась по религиозной линии. Расцвет Наланды пришёлся на индийский «золотой век» — на время правления династии Гупта, когда были созданы основные индийские каноны философии, литературы, архитектуры и изобразительного искусства.

Этот первейший из университетов был крайне масштабным: по свидетельству китайского учёного и переводчика VI века Сюаньцзана, в Наланде преподавало около тысячи профессоров и училось около 10 тысяч студентов. На всякий случай оговоримся, что слов «профессор» и «студент» буддийские монахи в Индии знать не знали, мы используем эти аналоги в тексте, чтобы не погружаться дополнительно в сложности монашеской буддийской иерархии.

Так руины этого университета выглядят сейчас. Источник wikimedia.org

Так вот, кроме изрядного количества участников учебного процесса, в Наланде насчитывалось шесть храмов и семь монастырей, а в библиотеке хранилось около 9 миллионов книг. Вступительные экзамены тоже были, но в духе буддистских коанов: привратник задавал новоприбывающим вопросы, и в случае неправильного ответа попросту не пропускал их внутрь комплекса.

В 1193 году этот богатейший университет был разрушен: на север Индии, где располагалась Наланда, пришли тюркские войска во главе с Бахтияром Хильджи. Север Индии они завоевали практически весь и силой насадили на этой территории ислам; собственно говоря, после этого позиции буддизма в Индии изрядно пошатнулись, а большинство монахов, кому повезло убежать и не быть казнённым, спаслись в Непале и Тибете. Тибетская буддийская традиция сама по себе по сути сформирована как раз-таки учителями из Наланды.

Сейчас на месте этого образовательного комплекса ведутся археологические раскопки, и несмотря на обширнейшую площадь этих раскопок в 150 тысяч квадратных метров, значительная часть территории ещё не исследована.

Константинопольские университеты

Перепрыгнем через несколько столетий и сотен километров: следующая остановка — Константинополь, середина IX век и Пандидактерион.

Название этого заведения вполне ясно, если ознакомиться с греческими корнями: «пан» — это «всё», «дидаско» — это «обучаю», «учу»; иными словами, это то место, где можно было научиться всему. Что немудрено: в этом заведении была 31 кафедра, где преподавали самые разнообразные дисциплины, от философии и права до астрономии и музыки.

Иначе это заведение называлось Магнаврская высшая школа, от Магнавры — зала для церемоний Большого Константинопольского дворца. Отсюда базилевсы, то есть византийские императоры, обращались к горожанам и здесь же давали аудиенции иностранным послам. А в середине IX века именно этот дворец и отдали под нужды новообразованной высшей школы.

Реконструкция Пандидактериона. Источник dzen.ru

Первым ректором Пандидактериона стал учёный Лев Математик — бывший, как ни странно, математиком и механиком. Правда, кроме этих предметов, он был достаточно сведущ ещё и в астрономии, физике и медицине. В этом университете учился совсем не безызвестный нам Кирилл, он же Константин, который вместе с братом своим Мефодием позже создали славянские азбуки. В житии Кирилла есть сведения, что в Пандидактерионе он обучился ««Гомеру и геометрии, и y Льва и y Фотия диалектике и всем философским наукам вдобавок: и риторике, и арифметике, и астрономии, и музыке, и всем прочим эллинским искусствам».

Преподавание в Пандидактерионе велось на двух языках — греческом и латыни — в приблизительно равных соотношениях. В основном здесь учились византийцы, но встречались и арабы, и эфиопы, и славяне, и даже кельты. Для того, чтобы преподавать здесь, профессор должен был в совершенстве владеть греческим и латинским языками, иметь зримые успехи в науке, а также быть христианином. Общественное положение профессоров было высоким: они освобождались от всех налогов, имели суточный паёк на пропитание и щедрую оплату труда.

Магнаврская высшая школа была на удивление для тех времён светской, однако при династии Палеологов образование всё же перевели на церковную основу. Продлилось её существование долго, до 1453 года, и она в некотором роде повторила судьбу вышеупомянутой Наланды — её разрушили во время падения Константинополя, когда османский султан Мехмед II уничтожил Восточную Римскую империю.

«Счастливый город, где учащиеся количеством превосходят местных жителей»

Теперь на дворе начало второго тысячелетия, то есть XI век, и Европа.

Болонья, ультрамонтаны и цитрамонтаны

Первый университет в Европе появился в 1088 году в итальянском городе Болонье, и он признаётся старейшим университетом на этом континенте всеми без исключения. Изначально это была школа, где на основе римского права разрабатывались государственные юридические нормы; собственно говоря, именно поэтому за этим университетом и закрепилась юридическая направленность — в отличие от университета Парижского, о котором чуть позже.

Одной из любопытных особенностей Болонского университета заключалась в том, что это была именно ассоциация студентов — universitas scholarium, которая сама выбирала своих профессоров (doctores legentes), назначала им гонорары и обязывала не преподавать больше нигде, кроме как в Болонье. Сами же студенты делились на «цитрамонтанов» — тех, кто были из Италии, то есть по «эту сторону гор (Альп)» и «ультрамонтанов» — те, кто были не из Италии и изначально обитали «по ту сторону гор (Альп)». Из каждой группы каждый год избирался совет, который занимался управлением университетом и университетской юрисдикцией. Нужно, конечно, оговориться, что студенты в те времена всё-таки были людьми более взрослыми и чаще всего уже добившимися какого-то положения в обществе.

Болонский университет в наши дни. Источник shutterstock.com

В период расцвета этого университета в XII–XIII века здесь кроме юриспруденции стали преподавать философию, латинскую и греческую литературу, а также медицину, что по тем временам было крайне непривычно и прогрессивно. Со временем здесь даже ввели преподавание анатомии тела человека и животных на трупах. К началу эпохи Возрождения университет мог похвастаться и женщинами-лекторами: например, Доротея Букка возглавляла кафедру практической медицины и нравственной философии с 1390 года на протяжении сорока лет.

Болонский университет вполне успешно существует и сейчас, пережив за свою почти тысячу лет существования периоды и расцвета, и падения. Среди итальянских университетов он стойко имеет первое место; в мире же он находится на 12 месте.

Коллеж Сорбонна

Париж в начале второго тысячелетия представлял из себя место достаточно удивительное для Средних веков, традиционно воспринимающихся «тёмными веками». Современники писали о нём, что это «счастливый город, где учащиеся количеством превосходят местных жителей».

В свете этого факта не слишком странным выглядит то, что в середине XIII века богословский колледж, основанный теологом Робером де Сорбоном, школы аббатств святой Женевьевы и святого Виктора и профессора, преподававших «свободные искусства» объединились в одну ассоциацию. Называлась она Universitas magistrorum et scolarium Parisensium. Сейчас мы знаем её как Сорбонну — названную как раз по имени её вышеупомянутого основателя, бывшего по совместительству духовником короля Людовика IX Святого. Да, к этому моменту в истории Франции было уже девять Людовиков.

Коллеж Сорбонна, с которого всё и началось. Источник wikimedia.org

Первоначально университет имел четыре факультета — свободных искусств, канонического права, медицины и теологии. Достаточно быстро он получил право местной автономии и стал подчиняться напрямую Папе Римскому, отчего за ним закрепилась слава именно богословского университета.

Нужно понимать, что в те времена факультеты были не вполне равны между собой: факультет свободных искусств считался младшим, и его окончание давало студенту право поступить на любой из трёх оставшихся. На нём преподавали так называемые «семь свободных искусств», концепцию которых средневековые схоласты заимствовали у античных учёных.

Вначале преподавался так называемый тривиум — грамматика, диалектика и риторика; затем переходили к квадривиуму, который состоял из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Собственно говоря, знакомое всем нам слово «тривиальный» происходит как раз из этой истории.

Современная западная система научных званий, кстати говоря, происходит от этого старинного разделения на младшие и старшие факультеты. Это мы о степенях MA — Magister Artium, и PhD — Philosophiæ Doctor.

С поры тех древних и средневековых университетов прошло много веков, появилось множество интереснейших университетов. Историю своего личного обучения в университете, институте, высшей школе или любом другом учебном заведении можно сохранить в нашей Цифровой капсуле времени.

0
2 комментария
Алексей Колобков

сегодня свободных искусств вообще нет, есть ли вещи в мире более очевидные)

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес Сноб

Спасибо автору за интересную статью)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда