Вол, исполненный очей, или Библейский зоопарк

Многим известна песня про золотой город, находящийся то ли под небом, то ли над твердью. Некоторым известна даже полудетективная история её появления: музыку к этой композиции автор стихов Анри Волхонский нашёл на пластинке с записями старинных лютневых мелодий, однако же истинным сочинителем музыки оказался современник того же Волхонского советский композитор Владимир Вавилов.

Образы в этой песне навеяны, как ни странно, текстом Апокалипсиса: оттуда в текст пришли и огнегривый лев, и вол, исполненный очей. Как вол может быть исполнен очей и что это вообще значит? Каких ещё животных и птиц мы можем встретить на страницах Библий?

Источник old.solba.ru

Вол: то ли единорог, то ли херувим, то ли Фома Аквинский

Раз уж мы сразу про вола заговорили, то и начнём с него же — тем более, что в тексте Библии он встречается более 100 раз. Это неудивительно: вол, он же бык, был традиционным животным для жертвоприношения. Ещё праотец человечества Адам практически сразу после своего изгнания из рая принёс в жертву белого быка в качестве искупления своего греха и в благодарность богу за творение мира.

Вполне бытовая сценка из иллюстрированной английской Библии 11 века. Источник bestiary.ca

На средневековых иудейских могилах зачастую можно увидеть изображение битвы двух существ, которых проще всего принять за единорога со львом. Однако единороги не то, чем кажутся: на деле это самые обычные быки, просто изображённые в профиль так, что зритель видит только один рог. И закономерно принимает быка за волшебного единорога.

Бык, он же вол, он же телец — очень важное сельскохозяйственное животное. Он тянул ярмо; поэтому в писаниях ранних отцов церкви Иисуса, взявшего на себя бремя человеческого греха, уподоблялся тельцу. Телец стал также символом евангелиста Луки, причём по сходной причине: в его Евангелии особенно сильно подчёркивается жертвенность Спасителя.

Любопытно и то, что вол стал символом ещё и одного известного христианского мыслителя эпохи Средневековья — Фомы Аквинского. Началось этого с того, что учитель Фомы, святой Альберт Великий, как-то охарактеризовал своего полного, молчаливого, но очень талантливого студента так: «Однажды этот глухой вол потрясет мир своим мычанием». Это оный студент действительно сделал, написав свою знаменитую «Сумму теологии» и другие философские трактаты.

Но всё-таки, почему вол исполнен очей? Мы знаем, что человек, исполненный грусти, этой самой грустью полон. Значит, вол полон глаз? Состоит из глаз? Что не так с этим зверем? С этим зверем всё так, просто он херувим.

Так вол, исполненный очей, выглядит по мнению венецианского живописца XIV века Якобелло Альбереньо. Источник vk.com

В знаменитом Откровении Иоанна Богослова, то есть Апокалипсисе, есть пояснение: «И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». Так как херувимы — второй ангельский чин — воплощают в себе полную мудрость, то глаза, которые у них по преданиям расположены и на спине, и на голове, и на груди, и на крыльях, обозначают как раз то, что «премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око». Такой вот бык премудрый, оказывается.

Противоречивый орёл

Орёл – птица царственная, это известно очень и очень многим. На гербах, флагах и штандартах многих государств он встречается крайне часто. Однако в Библии эта птица — персонаж довольно-таки противоречивый.

Орлы летят на страницах британского манускрипта 11 века. Источник bestiary.ca

Это не слишком удивительно, если обратить внимание на исторический контекст: во времена создания Ветхого завета орла как свой символ избрали уже многие народы, от Вавилона до Рима. Орёл уже к тем временам успел и печень Прометею выклевать, и стать добрым знаком для многих полководцев. В общем, почти все народы, с которыми сражались древние иудеи, имели своим покровителем орла. Логично, что в Библии все эти противоречия отразились.

Орёл встречается на страницах Библии 18 раз. Ветхий Завет считает орла животным нечистым, подтверждая это наблюдениями в стиле «птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он». В Новом Завете Иисус тоже ссылается на любовь орлов к падали; однако его фраза «где труп, там соберутся и орлы» не описывает картину бранного поля, а всего лишь является синонимом фразы «всему своё время».

Правда, на некоторых страницах мы можем найти орла как вполне себе положительного героя. Например, в 102 псалме Давид говорит, что «обновляется, подобно орлу, молодость наша». Здесь мы наблюдаем старинное поверие, что орёл живёт очень долго, буквально сотни лет, потому что сбрасывает старые перья и отращивает новые. И в уже упомянутом Апокалипсисе орёл тоже фигурирует и тоже исполнен очей, как и вол.

Неточный василиск

В Библии есть место не только зверям реальным, но и зверям вымышленным. Например, здесь можно встретить василиска, о котором говорил ещё Плиний Старший. В трудах этого знаменитого историка василиск предстаёт как совершенно инфернальное существо: от его шипения убегают все змеи, он может убивать как ядом, так и взглядом. По легендам, он появился из крови Медузы Горгоны, которая, как известно, тоже умела одним взглядом превращать людей в каменные изваяния.

Хорёк нападает на василиска в Абердинском бестиарии. Источник bestiary.ca

В современных переводах Священного Писания, однако, василиска уже не встретить: он появился там скорее по ошибке. Дело в том, что в античных текстах василисками звали не только описанных выше мифических существ, но и змей в принципе. Однако к моменту появления Септуагинты — перевода библейских текстов на древнегреческий — за василиском уже закрепилась репутация змея исключительно мифического. Путаницу реального и воображаемого со временем устранили, и теперь в христианских текстах на месте василиска скорее можно встретить аспида или гадюку.

Однако Средневековье отличалось буйством воображаемого, и в эти времена образ василиска как злобной драконоподобной сущности стал очень популярным. Он даже стал использоваться на гербах как знак изрядной отваги и яростного нрава обладателя этого знака.

Заяц с копытами и без

Описание зайца в Библии может поразить любого человека, который видел зайца хотя бы на картинках — а уж жителей нашей страны, где зайцы встречаются практически повсеместно, и подавно. Ветхозаветная книга Левит даёт нам такую картинку, описывая животных, непригодных для поедания: «Заяц жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, не чист он для вас». У зайца есть копыта? Он жуёт жвачку? Может, с ним получилось всё так же, как с василиском?

На средневековых миниатюрах с зайцами тоже происходят разные удивительные вещи. Источник pinimg.com

Многие исследователи пытались притянуть зайца за уши к интерпретации текста. Дескать, фраза про нераздвоенные копыта просто означает то, что у зайца нет раздвоенных копыт, ибо нет копыт как таковых. А жевание жвачки – это просто иносказание про привычку зайцеобразных из-за особенностей обмена веществ и пищеварения поедать свои экскременты.

Однако сейчас чаще всего высказывают предположение, что в Библии одно и то же слово использовалось для обозначения зайцев и существ, издали на них очень похожих – даманов. Эти зверьки, размером примерно с домашнюю кошку, всё время двигают нижней челюстью, будто что-то пережёвывают, и на ногах у них своего рода копытца, причём нераздвоенные. Кстати, оные даманы – дальние родственники слонов. А ещё их называют жиряками.

Зайцы как таковые – без копыт и без привычки жевать жвачку — всё равно нашли своё место в христианской культуре. В Средневековье он по всей центральной Европе считался символом христианской души. Это тоже может вызвать замешательство: мы все привыкли считать зайца символом трусости. Однако для жителей той эпохи заяц, как существо, быстро и хорошо бегающее, стал обозначать убегание от греха и полное полагание на Господа. Более того, в случае изображения зайца у ног Девы Марии он обозначал победу над чувственностью и греховностью.

Историй за всё время существования мира скопилось много, хороших, удивительных и разных. Историю вас и вашей семьи можно сохранить в надёжной цифровой капсуле времени от компании Nasledie.digital.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда