Вол, исполненный очей, или Библейский зоопарк
Многим известна песня про золотой город, находящийся то ли под небом, то ли над твердью. Некоторым известна даже полудетективная история её появления: музыку к этой композиции автор стихов Анри Волхонский нашёл на пластинке с записями старинных лютневых мелодий, однако же истинным сочинителем музыки оказался современник того же Волхонского советский композитор Владимир Вавилов.
Образы в этой песне навеяны, как ни странно, текстом Апокалипсиса: оттуда в текст пришли и огнегривый лев, и вол, исполненный очей. Как вол может быть исполнен очей и что это вообще значит? Каких ещё животных и птиц мы можем встретить на страницах Библий?
Вол: то ли единорог, то ли херувим, то ли Фома Аквинский
Раз уж мы сразу про вола заговорили, то и начнём с него же — тем более, что в тексте Библии он встречается более 100 раз. Это неудивительно: вол, он же бык, был традиционным животным для жертвоприношения. Ещё праотец человечества Адам практически сразу после своего изгнания из рая принёс в жертву белого быка в качестве искупления своего греха и в благодарность богу за творение мира.
На средневековых иудейских могилах зачастую можно увидеть изображение битвы двух существ, которых проще всего принять за единорога со львом. Однако единороги не то, чем кажутся: на деле это самые обычные быки, просто изображённые в профиль так, что зритель видит только один рог. И закономерно принимает быка за волшебного единорога.
Бык, он же вол, он же телец — очень важное сельскохозяйственное животное. Он тянул ярмо; поэтому в писаниях ранних отцов церкви Иисуса, взявшего на себя бремя человеческого греха, уподоблялся тельцу. Телец стал также символом евангелиста Луки, причём по сходной причине: в его Евангелии особенно сильно подчёркивается жертвенность Спасителя.
Любопытно и то, что вол стал символом ещё и одного известного христианского мыслителя эпохи Средневековья — Фомы Аквинского. Началось этого с того, что учитель Фомы, святой Альберт Великий, как-то охарактеризовал своего полного, молчаливого, но очень талантливого студента так: «Однажды этот глухой вол потрясет мир своим мычанием». Это оный студент действительно сделал, написав свою знаменитую «Сумму теологии» и другие философские трактаты.
Но всё-таки, почему вол исполнен очей? Мы знаем, что человек, исполненный грусти, этой самой грустью полон. Значит, вол полон глаз? Состоит из глаз? Что не так с этим зверем? С этим зверем всё так, просто он херувим.
В знаменитом Откровении Иоанна Богослова, то есть Апокалипсисе, есть пояснение: «И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». Так как херувимы — второй ангельский чин — воплощают в себе полную мудрость, то глаза, которые у них по преданиям расположены и на спине, и на голове, и на груди, и на крыльях, обозначают как раз то, что «премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око». Такой вот бык премудрый, оказывается.
Противоречивый орёл
Орёл – птица царственная, это известно очень и очень многим. На гербах, флагах и штандартах многих государств он встречается крайне часто. Однако в Библии эта птица — персонаж довольно-таки противоречивый.
Это не слишком удивительно, если обратить внимание на исторический контекст: во времена создания Ветхого завета орла как свой символ избрали уже многие народы, от Вавилона до Рима. Орёл уже к тем временам успел и печень Прометею выклевать, и стать добрым знаком для многих полководцев. В общем, почти все народы, с которыми сражались древние иудеи, имели своим покровителем орла. Логично, что в Библии все эти противоречия отразились.
Орёл встречается на страницах Библии 18 раз. Ветхий Завет считает орла животным нечистым, подтверждая это наблюдениями в стиле «птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он». В Новом Завете Иисус тоже ссылается на любовь орлов к падали; однако его фраза «где труп, там соберутся и орлы» не описывает картину бранного поля, а всего лишь является синонимом фразы «всему своё время».
Правда, на некоторых страницах мы можем найти орла как вполне себе положительного героя. Например, в 102 псалме Давид говорит, что «обновляется, подобно орлу, молодость наша». Здесь мы наблюдаем старинное поверие, что орёл живёт очень долго, буквально сотни лет, потому что сбрасывает старые перья и отращивает новые. И в уже упомянутом Апокалипсисе орёл тоже фигурирует и тоже исполнен очей, как и вол.
Неточный василиск
В Библии есть место не только зверям реальным, но и зверям вымышленным. Например, здесь можно встретить василиска, о котором говорил ещё Плиний Старший. В трудах этого знаменитого историка василиск предстаёт как совершенно инфернальное существо: от его шипения убегают все змеи, он может убивать как ядом, так и взглядом. По легендам, он появился из крови Медузы Горгоны, которая, как известно, тоже умела одним взглядом превращать людей в каменные изваяния.
В современных переводах Священного Писания, однако, василиска уже не встретить: он появился там скорее по ошибке. Дело в том, что в античных текстах василисками звали не только описанных выше мифических существ, но и змей в принципе. Однако к моменту появления Септуагинты — перевода библейских текстов на древнегреческий — за василиском уже закрепилась репутация змея исключительно мифического. Путаницу реального и воображаемого со временем устранили, и теперь в христианских текстах на месте василиска скорее можно встретить аспида или гадюку.
Однако Средневековье отличалось буйством воображаемого, и в эти времена образ василиска как злобной драконоподобной сущности стал очень популярным. Он даже стал использоваться на гербах как знак изрядной отваги и яростного нрава обладателя этого знака.
Заяц с копытами и без
Описание зайца в Библии может поразить любого человека, который видел зайца хотя бы на картинках — а уж жителей нашей страны, где зайцы встречаются практически повсеместно, и подавно. Ветхозаветная книга Левит даёт нам такую картинку, описывая животных, непригодных для поедания: «Заяц жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, не чист он для вас». У зайца есть копыта? Он жуёт жвачку? Может, с ним получилось всё так же, как с василиском?
Многие исследователи пытались притянуть зайца за уши к интерпретации текста. Дескать, фраза про нераздвоенные копыта просто означает то, что у зайца нет раздвоенных копыт, ибо нет копыт как таковых. А жевание жвачки – это просто иносказание про привычку зайцеобразных из-за особенностей обмена веществ и пищеварения поедать свои экскременты.
Однако сейчас чаще всего высказывают предположение, что в Библии одно и то же слово использовалось для обозначения зайцев и существ, издали на них очень похожих – даманов. Эти зверьки, размером примерно с домашнюю кошку, всё время двигают нижней челюстью, будто что-то пережёвывают, и на ногах у них своего рода копытца, причём нераздвоенные. Кстати, оные даманы – дальние родственники слонов. А ещё их называют жиряками.
Зайцы как таковые – без копыт и без привычки жевать жвачку — всё равно нашли своё место в христианской культуре. В Средневековье он по всей центральной Европе считался символом христианской души. Это тоже может вызвать замешательство: мы все привыкли считать зайца символом трусости. Однако для жителей той эпохи заяц, как существо, быстро и хорошо бегающее, стал обозначать убегание от греха и полное полагание на Господа. Более того, в случае изображения зайца у ног Девы Марии он обозначал победу над чувственностью и греховностью.
Историй за всё время существования мира скопилось много, хороших, удивительных и разных. Историю вас и вашей семьи можно сохранить в надёжной цифровой капсуле времени от компании Nasledie.digital.