{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Remote is the new black: удаленная работа глазами руководителя, сотрудника и психолога

Unsplash

Многие из нас, любуясь на фото дауншифтеров с Бали, мечтали однажды договориться об удаленной работе и больше не появляться в офисе. А многие руководители предлагали работать один день из дома или (о боже) постоянно, как привилегию для проверенных сотрудников. Прекрасно понимая и тех, и других, разберемся, что ими движет и какие страхи испытывают и сотрудник, и работодатель.

Чего боится руководитель?

Видя подчиненных в офисе за работой, он спокоен. Он может заглянуть в каждый монитор, шумно дышать, стоя за спиной, собрать всех на пятиминутку, грозно взглянуть, если дедлайн просрочен. Если приходится работать удаленно, нужно создавать систему, которая поможет контролировать работу онлайн. Первый страх — сотрудник не на связи.

Работа из дома... Столько соблазнов отвлечься, особенно летом. Если в офисе выйти прогуляться помешает пропускной режим, осуждающе-недоуменные взгляды коллег, совесть, наконец, то дома не остановит ничто. Второй страх — снижение эффективности. Сотрудники просто расслабятся, так думает работодатель.

В офисе есть сисадмин, который поможет решить технические вопросы, а дома? Что если пропадет интернет? Или "потеряются" файлы? Система в офлайне налажена, а когда все по домам, что-то точно пойдет не так. Третий страх — технические неполадки, которые сам сотрудник не сможет устранить, и работа встанет.

Мотивация. Если первая порция страхов характерна всем, то вопросами боевого настроя и счастья подчиненных озадачены те руководители, которых мы все любим. Как организовать профилактику выгорания? Как заменить нашу уютную кухню, все-возможно-пятницы, зеленый красивый офис и офлайн-посиделки по душам?

Что беспокоит сотрудника?

В топе, конечно, тайм-менеджмент. Заметили, что на карантине рабочий день потерял границы? Это — не норма, но временно пережить можно. А что если вы работаете удаленно годами? Нужно устанавливать личные границы и график. Если этого не сделал руководитель, приходится отстаивать право на вечерний диджитал-детокс, и каждый имеет на это право.

Причастность. Собраться в переговорке и обсудить проект, получить благодарность от менеджера(устно и на весь open space),знать новости и прогуляться за кофе — это так важно, чтобы чувствовать себя частью экосистемы компании!

Безопасность. Если сотрудник пришел на удаленную работу изначально или просто долго не был в офисе, есть шанс заработать привычку беспокоиться о том, надолго ли он задержится. Сокращают чаще всего именно удаленных сотрудников.

Снижение оплаты и неучтенные переработки. Если вычесть из оклада расходы на офис и дорогу, можно пережить тот факт, что заработок может снизиться. Но что делать с созвонами послее 22 и "давай допишем вот этот документ" в ночи?

Спасибо карантину!

Перед тем, как перейти к нивелированию всех этих переживаний, выразим благодарность эпидемии, которая этой весной вынудила срочно решать вопросы перевода сотрудников на удаленку. Было сложно, было странно, но многие компании смогли экстренно решить столько вопросов, сколько не планировали за ближайшие годы. Необычные ситуации требуют необычных мер. Многие IT-компании уже готовы предложить сотрудникам остаться работать из дома на любой срок или навсегда, а остальные теперь гораздо лояльнее относятся к просьбам сотрудников неделю поработать удаленно.

Переходим к практике

Бойтесь своих желаний: те, кто грезил о переходе на работу из дома, получили трехмесячную демо-версию. Все ли остались довольны или с отменой карантина есть те, кто стал любить свой офис с новой силой и ждет, когда разрешаь туда вернуться, хоть в маске, перчатках и скафандре?

В этой статье вы прочтете мнение с обеих сторон: руководителя и сотрудника, но начать изучение стоит с тех, кто всегда знает о нас больше, чем мы сами. Да, это — психологи. Это люди, которые видят, как мы на самом деле справляемся со стрессом, чей zoom не остывал все эти месяцы. На мои вопросы ответил Михаил Попов, клинический психолог. Как поменялись запросы клиентов за время карантина, какие эмоции испытывали сотрудники, вынужденно ставшие удаленными?

Большая часть людей, прекрасно отнеслась к удаленной работе. У многих были сомнения, но получая опыт "удаленки" принимали, что это ничуть не хуже, некоторые так и отказались от работы из-за дистанции, но таких людей было мало. Большая проблема была связанна скорее с техническим обеспечением - шумящие микрофоны, плохой интернет.

Попов Михаил Михайлович, клинический психолог, научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ

Что можно посоветовать руководителям, которые переживают об эффективности удаленных сотрудников?

Больше ориентироваться на результат, смотреть шире, проявлять гибкость - многие отлично справляются с удаленкой, другим же требуется присутствие в офисе. Нужно работать в первую очередь над собой, контроль - признак высокой тревожности. Что автоматом приводит нас к стрессу и сопутствующим психическим болезням. Есть множество книг по этой теме. Можно заранее установить границы: скажем, сотрудник обязан выходить на связь в определенное время. Книги - «Свобода от тревоги» Р. Лихи. Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить» и другие для работы с тревогой.

Попов Михаил Михайлович, клинический психолог, научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ

В "мирные", довирусные времена, удаленка практиковалась в основном в IT и для временных сотрудников под задачи. Я обсудила вопросы дистанционного управления командой руководителем команды разработчиков.

Айтишники раньше всех ушли потому что в основном в IT команды и так распределенные по нескольким городам и таймзонам, так что в принципе все это не ново и тех процесс уже налажен именно на удаленную синхронизацию команды. В зависимости от регламента компании 1-3 первых собеседования проводятся по видеосвязи. В карантин основное отличие в том что последнее, заключительное собеседование проводится тоже по видеосвязи.

Андрей Ковалев, Team lead

Подробнее о рабочем процессе и онбординге: что используете, как строите график, что нужно учитывать?

Онбординг обычно проводится так: тимлид плюс один-два сильных разработчика собираются вместе с новеньким и разговаривают о там,как у них устроен проект, какой стек технологий используется. Затем идет приблизительно 1-2 недели пока новый разработчик включается в проект. Важно, чтобы сотрудники умели быть самостоятельными. Сейчас стали больше использовать виртуальные доски вроде miro или figma, раньше это были white board или стикеры на офлайн-встречах. Из софта сейчас: figma, miro, xcode, webStorm, visual studio code, visual studio.

Андрей Ковалев, Team lead

Недавно агентство SETTERS, которое успело завоевать сердечки соискателей на рынке труда благодаря своему HR-бренду, написало статью о том, как они организовали работу внутри команды на 150+ человек и стали ближе, чем были до карантина. Прочитайте ее обязательно.

А сейчас нам важнее послушать мнение изнутри: на мои вопросы согласилась ответить сотрудница SETTERS, Саша Денисова. Первый вопрос (разумеется): сколько в итоге вы просидели на удаленке и вышли ли уже в офлайн?

Я была одной из последних кто ушёл на карантин(в начале апреля), многие ребята уходили на 2-3 недели раньше. Сейчас официально офис открыт и его можно посещать, но как минимум на 2 месяца установлен свободный режим посещения для все сотрудников.

Саша Денисова, графический дизайнер SETTERS

Как оцениваешь ваш опыт, как командный дух? Что хотелось бы отметить отдельно из идей руководства?

Казалось бы, то что могло бы быть испытанием для команды SETTERS , стало поводом стать еще немного ближе и узнать коллег получше . Карантин начался с еженедельных созвонов на всю команду в 160 человек, а в какой-то момент мы даже открыли целый онлайн-офис с онлайн-переговорками. До карантина у дизайнеров SETTERS была прекрасная традиция собираться на дизайн-обучалки по средам, в карантине мы не забросили эту активность - читали лекции друг к другу и звали гостей ( например, к нам приходил Гоша Бондарев).Вообще чувствовалось , что мы все вместе. я не учавствовала во всех активностях, но их было супер-много (и зум-тренировки, и квиз-плиз, и онлайн-тьюториалы, и разбор референсов и работ). Командный дух мне кажется окреп - это так всегда когда группа людей проходит через какой-то новый опыт, они становятся только сплочённее

Саша Денисова, графический дизайнер SETTERS

Что посоветуешь ребятам, которые хотят работать на удаленке всегда, на что обратить внимание?

Ко всему можно привыкнуть. Для меня удаленка в апреле была ужасным и страшным словом, а сейчас я даже особо не спешу в офис. Советую четко разграничить себе зоны отдыха и работы дома, днём делать зарядку в NTC, ну и особенно не забывать общаться. В офисе обычно много спонтанного общения, мне его не хватало на карантине. Поэтому лучше в 19 часов закрывать компьютер и отправляться на прогулку

Саша Денисова, графический дизайнер SETTERS

Какие программы для организации времени полюбились? И какие нестандартные программы использовали (может, та же зарядка всем офисом)?

Использовала обычный Гугл-календарь как всегда. Иногда, конечно, забывала про зум-созвоны, но потом поставила себе уведомления на телефон, чтобы не забывать.Наш дизайнер Ира Михайлова проводила каждый день в 16.00 послеобеденную зарядку, модераторы по средам разбирали интересные кейсы, а дизайнеры по четвергам отмастривали референсы. Активности были каждый день, и не по одной:)

Саша Денисова, графический дизайнер SETTERS

Давайте подведем итоги

Радостная новость заключается в том, что мы можем все. Абсолютно все! Мы можем не потерять контакт с друзьями-коллегами, мы можем создать ту атмосферу, которая нужна для рождения крутых идей и кропотливой работы. Мы и не заметили, как буквально за несколько месяцев шагнули в будущее и обнаружили, что уже были готовы к нему. Границы стираются, а эмпатия стала новой сверхценностью. Пусть каждый выбирает для себя, присутствовать в офисе или улыбаться коллегам с экрана, главное, что у нас есть достаточно инструментов для эффективной организации работы и самое главное — мы готовы к переменам.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда