{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Разговоры у кулера на удалёнке: как мы переехали из коворкинга в виртуальный офис

Проработав полгода на вынужденной удаленке, мы с удовольствием вернулись в коворкинг. А спустя всего неделю решили переехать в “онлайн офис”. Делимся впечатлениями и результатами эксперимента :)

Для начала, нам нужно пару слов сказать о себе.

За полгода до наступления карантина, мы с коллегами разрабатывали и проводили деловые игры, а с переездом на удалёнку занялись разработкой сервиса, ориентированного на тех, кто проводит игры и тренинги в онлайне. (Подробнее о его создании, в нашей предыдущей статье на VC)

Итак, отметив наступление 21-го года, мы с коллегами решили, что пора возвращаться в привычное для нас место работы - в коворкинг.

Неожиданно для нас самих, этот опыт оказался некомфортным. Появилось общее ощущение неуюта.

При этом, до карантина, дискомфорт от работы “не из дома” никогда не возникал. Даже наоборот, была уверенность в том, что рабочую атмосферу создать дома невозможно и вообще, нужно почаще менять обстановку.

За карантин привычки сильно изменились и теперь в коворкинге для нас было шумно, еда и напитки обходятся дороже чем обычно, да и весь день сидеть на стуле не так комфортно, как работать на диване в домашней одежде.

А самое главное - привычное для удаленки, расписание рабочего дня, перестало умещаться в отведенные ей рамки. Как-будто в сутках стало на 3-4 часа меньше.

Поиск лучшего решения

Вместе с тем, как мы перешли в коворкинг и ощутили на себе "минусы" привычного режима работы, мы стали свидетелями экспериментов у нескольких команд, которые предположительно решили использовать наш сервис, как замену привычным "офисам".

Узнали мы об этом случайно, заметив аномалии по времени нахождения в пространствах. Мы предложили коллегам пообщаться и поделиться своей задумкой, а также впечатлениями от такого эксперимента.

Выяснилось, что так они борются с возникающей на удалёнке разобщенностью команд и экономят время на переписках и звонках в zoom/skype/telegram.

Оказавшись на растяжке из проблем от возвращения в коворкинг и трудностями удаленной работы, мы решили повторить этот опыт наших клиентов на себе. И для чистоты эксперименты, решили поискать проекты занимающееся схожей проблематикой и потестировать в первую очередь их.

В конце статьи делимся опытом: "Как мы попробовали онлайн офисы и что из этого вышло".

Почему привычные решения не работают

Перед тем как приступить к обзорам виртуальных офисов, хотим выделить те сложности, с которыми пытались бороться сами и которые нам так и не удалось победить связкой из известных и привычных всем средств: Zoom + Slack + Miro и т.д.

Исчезли неформальные и творческие разговоры в коллективе

Новым сотрудникам стало сложнее включаться в коллектив - у них появляется ощущение отчужденного "фрилансера", а не части проектной команды. А у давно слаженного коллектива стали возникать сложности, на почве неточного понимания задач, и обратной связи по ним - будто чего-то не хватает.
Люди просто стали отвыкать друг от друга.

Как влияет на производительность команды количество коммуникаций за день, я узнал из исследования Алекса Пентленда «Новая наука создания великолепной команды». Из этого мы поняли, на сколько важно количество "точек касания" внутри команды и что формат созвонов недостаточен.

Впустую тратится время на организационную подготовку к созвону.

Если вдруг потребовалось переговорить с несколькими коллегами, нужно с каждым связаться, дождаться пока они возьмут трубку или ответят в чатике. Потом выбрать и организовать “звонилку” в которой у всех заработает звук. И вот, “о чудо”, спустя полчаса подготовок, мы созвонились.

Конечно, такой проблемы не возникает, если у вас строгий режим и о каждом созвоне все знают заранее, он проходит регулярно в определенное время и с регулярным составом. У нас же, на практике, регулярными бывают только планерки.

Обзор сервисов

Позиционируют себя именно как онлайн офисы.

Видели много анонсов. Очень хотели посмотреть, но так и не смогли воспользоваться. Саппорт, любезно попросил нас пока подождать, а когда настанет время - нам пришлют приглашение.

В первую очередь, позиционируется, как сервис для онлайн мероприятий.

Преимущества:

  • Просто организовать пространство для большого числа сотрудников (но не более 25 в одной комнате).

  • Очень много возможностей по визуальной кастомизации пространств.
  • Есть свободное перемещение собственных персонажей.

Недостатки:

  • Игровой мир прекрасно подходит для фан встреч, однако в процессе работы он больше обращает внимания на себя, чем фокусирует на продуктивном общении.
  • Не хватало инструментов для схематизации, приходилось совмещать с другими сервисами.
  • Относительно высокая стоимость для использования в режиме "офис".

Сервис появился в 2014 году и позиционируется как онлайн офис.

Преимущества:

  • Не требует установки, не сильно нагружает устройство.

  • Есть интеграция с другими сервисами видео-связи (Zoom, Meets, MS teams)

  • Есть статусы активности (онлайн, не беспокоить, отошел)

Недостатки:

  • Чат не сохраняется, нельзя напрямую обменяться файлами, нет whiteboard.

  • Непонятно кто и где находиться (иконки юзеров отличаются только текстом, который не видно за декорациями офиса)

  • Нет мобильной версии
  • Почему-то у нас не захотело работать видео других участников на встроенном сервисе для звонков.

Позиционируется как место для онлайн-тренингов.

Преимущества:

  • Есть ощущение собственных границ в виртуальном пространстве, за счет видео внутри аватара.
  • Быстрое и свободное перемещение между рабочими местами. Чтобы перестать слышать остальных коллег, не нужно уходить в другой зал, достаточно отодвинуть от них свой аватар.
  • Встроен набор инструментов для совместной работы (в рамках “офиса” воспользовались доской для рисования, текстовыми стикерами, синхронными презентациями и шарингом экрана).

Недостатки:

  • В отличии от других сервисов, пространство офиса пока необходимо собирать самостоятельно (искать к нему декорации).
  • Не хватает статусов, как в аське - пока решается путем оставления виртуальных стикеров на виртуальных столах.

Итоги

С помощью “онлайн офисов” нам удалось устранить проблему долгой подготовки к созвонам. Их организация стала занимать не более 30 секунд. Эти секунды уходят уже на привычные диалоги:

- Мааакс
- …что?
- Над уточнить схему CJM. Позови пжлст Степана и Васю в переговорку
- Ок, ща подойдем

Отчасти, удалось вернуть неформальное общение, за счет виртуальной “курилки”.

Коллеги стали чаще “подходить” друг к другу, для уточнения вопросов, что существенно сократило время на переписки и увеличило число коммуникативных связей.

Появилось ощущение рабочего дня. Утром в 10:00 заходишь в зал, а по завершению рабочего дня закрываешь вкладку с “офисом”.

Однако живое общение и прямой контакт глаз никаким софтом не удается заменить, поэтому оптимальным решением для нас стало: одна встреча в неделю в коворкинге и 4 дня в “онлайн офисе”.

В следующей статье планируем продолжить обзор подобных решений, подойдя к этому более обстоятельно: обобщив и расширив список критериев, а также включив в обзор больше сервисов.

Как вы считаете, как скоро виртуальные офисы вытеснят коворкинги? :D

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Coldfan

онлайн офисы - смещают фокус с задач на коммуникацию. И это неправильно.

Если в команде есть проблемы с общением, формальным или неформальным - то нужно менять менеджеров или тех членов команды, которые молча сидят и бояться задать вопрос коллеге когда это нужно.

Необходимость ощущать "начало" и "конец" рабочего дня - неумение в собственный тайм-менеджмент. И его нужно решать не в софте, а в собственной голове.

Можно было бы продолжить и дальше, но мне приятней наблюдать как подобные сервисы один за одним появляются и так же быстро умирают, потому что они дают больше минусов, чем плюсов. Особенно для ИТ компаний, где люди не горят желанием тратить время на "курилку".

Ответить
Развернуть ветку
Max Kramar

Коммуникация это базовый процесс и его важно поддерживать. Для ряда ролей, например для дизайнеров, это прям супер важно - оперативно переброситься парой фраз. Есть разные команды с разными потребностями.

Вопрос не в том, что "боятся задать вопрос", а в том, какое количество действия нужно совершить, чтобы задать вопрос.

А "курилка" нужна всегда (это может быть кухня или ТВ с приставкой), потому что это смена формата - отвлекся, переключился, обсудил и вернулся к задаче.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Есть чаты в Телегеи Зум. Со всеми там прекрасно общаюсь. Ебал я еще заходить в какой-то говно-чат

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Garvin

Жесть, ребята, вы там работаете или в симс играете?
Зачем вообще организовывать созвон ради двух фраз? А вдруг человек находится в состоянии потока, вы его на ерунду отвлечёте, он потом ещё полчаса с мыслями будет собираться? Написали в чат, как смог, так ответил.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Согласен, "созвон" ради двух фраз, действительно бессмысленен. И отвлекать человека в "состоянии потока" - тоже вредно.
Никто никого не заставляет сидеть в этом офисе с 10 до 19, если нужно чтобы никто не отвлекал - в обычном офисе, например, запираются в переговорке.

Бывают разные ситуации и разные рабочие позиции, иногда акт: "подойти и оперативно сказать несколько слов" действительно важен и эмулировать его (во всяком случае, в нашей практике) быстрее и/или удобнее, чем позвонить по телефону или написать в чат и ждать ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Garvin

Я верю, что если нельзя час подождать ответа, то у вас криво выстроены процессы.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Да, людской конвейер в котором не требуется лишних разговоров - мечта любого бизнеса.
Только как уже сказал, ситуации бывают разные: 
1) джун разработчик обращается к тим лиду
2) проджет менеджер пушит задачу
3) саппорту нужна консультация, что предложить ключевому клиенту
4) дизайнеру нужен фидбэк
5) ...

Можно конечно подождать час, но зачем, если ставить как цель максимальное КПД?
А если вы вообще стартап из 10 человек, о каких процессах идет речь?) 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Terentiev

"Новым сотрудникам стало сложнее включаться в коллектив - у них появляется ощущение отчужденного "фрилансера", а не части проектной команды." Как человек, сменивший место работы в период самоизоляции, полностью согласен. Нет привычного вышел в первый день и сразу со всеми познакомился, из-за этого, как раз, и возникает такое чувство

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov
Ответить
Развернуть ветку
Dee

Уже как лет 15 плюсую эту картинку. Юбилей!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Грицина

Очень интересная статья! Спасибо! С удовольствием прочитал. 

Ответить
Развернуть ветку
alisher abilpattayev

Классный опыт, было бы круто найти/создать решение с уже интегрированной crm’кой + подключить VR и киберпанк привет!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Зачем создавать виртуально то, от чего в реальности отказались?) 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

В реальности мы отказались от долгой дороги (в Мск она занимает от 1 часа + время на "прийти в себя"), от лишнего шума в помещении и в целом некомфортной среды

В виртуальный офис постарались ничего из этого не переносить  :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Понятно. Много противоречий в вашем рассказе

Ответить
Развернуть ветку
Зубная паста

Наркомания))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников

В моей команде удаленка тоже показала большую эффективность, чем работа в офисе. Работа так сильно не зажата временем, сотрудник решает оперативные вопросы в любое время, в результате скорость исполнения заказов и даже их качество выросло, а затраты снизились. При этом никакие сервисы нам не понадобилсь, достаточно гарнитуры, камеры и скайпа. Но был один нюанс, мы работали в слаженной команде, которая уже хорошо "притерлась" друг другу до пандемии. 
Пока слабо представляю, как онлайн вводить новых сотрудников. 

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Через наставничество и программу обучения. 

Ответить
Развернуть ветку
Victor Dmitriev

Интересно, кстати.
Только не понял, какой в итоге сервис для онлайн-офиса вы выбрали?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Пока остановились на своем (getlocus.io)
Во-первых, он для нас действительно оказался наиболее комфортным, из всех, что мы рассмотрели.
Во-вторых, наиболее экономичный, так как у «конкурентов», мягко говоря, не самые доступные цены.
Да и в целом, для нас это способ сильнее погрузиться в собственный продукт и понять как продолжить его развитие

Ответить
Развернуть ветку
Антон Воропаев

не выбрали, а сделали :)

Ответить
Развернуть ветку
Victor Dmitriev

понял, но не сразу)
только перейдя по ссылке на предыдущую статью

Ответить
Развернуть ветку
Igor G

Скеоморфизм офиса. Норм наверное для команд, которые первый раз на удаленке оказались, но вообще громоздко, неудобно, излишне.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kramar

а что именно громоздко и излишне? и где реализовано изящнее?

Ответить
Развернуть ветку
Igor G

Весь вот этот майнкрафт со столами и комнатами это громоздко и излишне. Как изображение блокнота в notes на ios6 и младше.

Изящнее реализовано в связке слак\jetBrains Space\irc + google meet\zoom.

Каналы есть, статусы пользователя есть.

Ответить
Развернуть ветку
Where Filmed

Проблема с авторизацией через vk

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Спасибо за баг-репорт 🙏
написал в личку, так как у самих ошибку не удается вызвать(

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Круто, странно что лидеры не выкатили такое решение: на зум или тимс-митс легло бы.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene

А что странного? Не сделали потому что большинству это не нужно. Нишевый функционал для гиков.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Самодуров

Очень классно сделали! 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шебалин

Пандемия. И это надолго. Другого пути нет — только онлайн🤷🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

тема интересная. но по картинкам сильно много геймеризации.
но - определенный запрос на подобные тулзы есть.
просто взрослым людям нафиг надо картинка офиса )

я знаю пару команд которые просто держали открытой комнату в зуме например и как только работаешь туда заходишь и занимаешься своими делами.

возможно просто иметь несколько таких конф по командам достаточно.

у нас в команде во времена запарки мы тоже так делаем.

но это не совсем нормально на постоянку) огребаешь минусы и офисной и домашней работы сразу. а надо огребать плюсы, а не минусы )

я как человек 15+ лет работающий дома считаю что прелесть удаленки не только и не столько в том что ездить в офис не надо, а именно в гибкости графика. и даже не в течение дня, а в течение недели (могу доработать на уикенде) и даже года (могу работать из любого путешествия) и т.д.

вот к этому надо стремиться, чтобы ежедневной необходимости в таких тулзах не было, чтобы митингов было меньше и т.д.

> Появилось ощущение рабочего дня. Утром в 10:00 заходишь в зал, а по завершению рабочего дня закрываешь вкладку с “офисом”.

ну эт просто вместо правой руки вы попробовали левую.
ощущения новые но если вдуматься...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пупкин

Живьем или удаленка... Оба варианта хороши и удобны. Второй лишь килограммы в теле прибавляет быстрее )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Кириллов

пикольна

Ответить
Развернуть ветку
Кещик Щепещек

Не верю я в идею. Есть подобные сервисы, а толку мало, все слишком притянуто за уши. Без подобного можно вполне прожить. Вы ещё не рассматривали Connect Club.

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Кириллова

А сервер в дискорд не проще? 

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда