{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как адаптировать систему управления бизнесом под свои психологические особенности

Представим себе, что вы собственник и хотите пригласить консультанта, который поможет вам выстроить систему регулярного менеджмента. Вы хотите навести порядок в системе управления: распределить функции, регламентировать отношения между ними, свести процесс управления к повторяющемуся циклу (планирование - действие - подведение итогов - коррекция), определить контрольные точки и это все. Вы хотите делегировать полномочия подчиненным, а сами хотите контролировать всю систему, в которую входят эти функции.

Консультант по управлению в вашем воображении и должен показать вам, как это все должно выглядеть в идеале. В результате его работы появляются регламенты бизнес-процессов (включая процедуры стратегического и оперативного планирования и отчетности) и даже некоторый опыт работы вашей фирмы в рамках регламентированных процессов (вы вместе с консультантом на практике в самом конце проекта проворачиваете весь новый процесс работы вашей фирмы).

Как это обычно и бывает, движком работы фирмы в рамках новой системы бизнес-процессов оказывается роль руководителя, которую играете вы. В рамках этой роли вам отводятся такие важные функции как определение стимулирующих планов, выдрючивание подчиненных за их невыполнение, вдохновение и вовлечение команды в постановку и достижение амбиционых целей, проведение постоянных, хотя бы раз в неделю, совещаний планово-отчетных совещаний…

И вот вы все это совместно с консультантом сделали, за все это заплатили, но ничего из того, что положено руководителю, не делаете.

И тогда вы говорите консультанту (возмущенно): “И чем ты мне помог? Нихрена же не работает!”.

Консультант вам отвечает (обиженно): “Мы ж договорились, что ты должен выполнять определенные функции, чего ты их не выполняешь?”

А он (капризно): “Я не для того создавал бизнес, чтобы подчиняться каким-то там процессам и по расписанию проводить совещания!”

Если вы думаете, что такое бывает редко, то вы сильно заблуждаетесь. Уж поверьте моему опыту управленческого консультирования.

В чем же причина такого поведения собственника?

Вся причина в том, что разные психологические типы личности склонны к разным типам деятельности. И значит вы со своим типом не вписываетесь в то, что нагородили вместе с консультантом.

Вот вам пару примеров, о чем речь.

Паранойяльные руководители склонны все контролировать. Они слишком заорганизовывают бизнес и никому не доверяют. Не дают возможности подчиненным проявлять никакую творческую инициативу. Для таких людей нужно создавать систему управления, в которой будет контроль, мало творчества и предельно отрегулированы бизнес-процессы. А лучше всего это соответствует бизнес-модели, которую Йоран Руус назвал “цепочкой создания ценности” или проще говоря производственным компаниям. Творчеством в них занимаются конкретные подразделения, которые по плану выдают творческие продукты.

Или вот вам к примеру другой тип. Нежные невротики. Они любят общаться, совершенно не склонны к регулярному менеджменту, плану и факту. Их нужно заставлять все это делать. Но зато они классно общаются с клиентами, обольщают их, долгие годы дружат и удерживают в своих клиентах. Для них подойдет система управления, которая будет построена на общении с клиентами. Это в частности фирмы, оказывающие профессиональные услуги, где управляющие партнёры отвечают за привод и удержание клиентов, где развитие происходит через личный менторинг новых членов команды, т.е. весь процесс управления и функционирования фирмы построен на общении. А за функции регулярного менеджмента будет отвечать администратор, который скорее будет выполнять функции секретаря, чем управленца.

Или наши любимые психопаты, которые в определенный момент становятся токсичными для клиентов. Потому что они не могут с ними общаться, сразу начинают быковать, манипулировать, кидать и т.д. Им лучше скрыться в тень, дергать за ниточки конкретных руководителей, мазохостичных, с хельсинским синдромом, готовых терпеть садистическое манипулирование их руководителя...

Посмотрите на себя, насколько система управления, которую вы выстраиваете, будет для вас психологически комфортна? Не надо выстраивать систему, которую вы будете бессознательно саботировать, потому что вы ненавидите то, что будет требоваться от вас в рамках этой системы.

Надо честно себе признаться, что вы не хотите ходить на планово-отчетные совещания каждую неделю, слушать всю эту рутинную и тягомотную скукотень. Вам нужны СТРАТЕГИЯ, ПОЛЕТ, ВИП-КЛИЕНТЫ, КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ...

Это первый момент, который вы должны учесть при построении новой системы управления.

Но есть и противоположный ему второй момент. Представим себе, что вы выстраиваете глобальный бизнес, который, хотите вы того или нет, требует от вас качеств, которые вам не присущи. Например вы доверяете людям, но вам придется делегировать функции так, что через одного человека вниз по иерархии вы не сможете понимать, что происходит. Соответственно вам придется выстраивать систему контроля и учёта, которая позволит вам все это понимать.

Тогда вам никуда не деться и придется выполнять то, что раньше было вам неинтересно. К примеру, для многих предпринимателей шоком становится то, что им необходимо выполнять функции финансового менеджмента. Оказывается, что им самим надо считать свои деньги, делать это регулярно, и делать это с помощью разных инструментов, решая разные управленческие задачи.

И вот тут необходимость вам выполнять некомфортные для вас функции для достижения сверхкомфортной и амбициозной для вас стратегической цели становится вызовом для вас. Ибо вы вынуждены развиваться и делать то, что вы раньше не делали. И это момент фрустрации. В которой вам надо делать выбор. Или вы выбираете модель, которая вам комфортна и с ней ваш бизнес не развивается. Или вы доращивание себя в функциях, без которых невозможен рост бизнеса. Психологически это сложная задача. Для решения которой вам придется работать с собственной мотивацией, с причинами сопротивления собственным же решениям. Лучше для решения этой задачи приглашать специалистов (психологических супервизоров управления).

Не забывайте именно здесь может случиться то, про что я постоянно говорю: ваши собственные неврозы или психологические особенности встанут на пути развития вашего детища - вашего бизнеса. Так не давайте им волю!

Больше материалов по психологии бизнеса читайте на моем сайте.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда