{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Прима в коллективе: как стать первой леди организации и причинять пользу

В любой организации, как и в любом коллективе есть достаточно стандартная ролевая структура. Вспомните свою школу, какие роли в детском коллективе выделялись? Обязательно была самая красивая девочка, в начальных классах она совпадала с отличницей, но к старшим все меняется. Есть мальчик-лидер, есть отличники, которые первых ролей в коллективе не играют и обязательно есть изгой. В школе все эти роли нужны, чтобы коллектив составлял относительное единство, и не мешал достигать целей коллектива - обучения каждого. Гениальные педагоги успехи каждого в учебе умудряются сделать не целью каждого ученика в отдельности, но целью всего коллектива.

И вот отличники подтягивают двоечников, а лидеры все организуют.

Схожие роли обязательно появляются и во взрослом коллективе. Их тоже много, они тоже призваны выполнять определенные функции в коллективе (и даже изгои в современной литературе по лидерству рассматриваются как носители функции лидерства, через противостояние которым коллектив объединяется).

Обычно я выделяю в коллективе 5 ключевых ролей:

  • Носитель воли организации. Это первое лицо. Он тянет все за собой.
  • Носитель души организации. Человек, который наделяет коллектив позитивной энергией. Теплой и душевной.
  • Носитель рук организации. Главный технический специалист, владелец ключевых компетенций.
  • Мексиканец (уж и не помню откуда я взял этот мем) - человек, который все про всех знает. Верочка из "Служебного романа" Рязанова. Выполняет функцию интеграции в организации.
  • Прима.

Есть ещё куча теневых ролей - претенденты на роль серого кардинала, душегубы и т.д. и т.п., можете сами пофантазировать на эту тему.

Понятно, почему я выделяю эти функции. Без взаимодействия с ними, их лояльности, невозможно осуществить никакого организационного изменения, направленного на воплощение ключевых компетенций организации в новый продукт и направление (то, чем обычно я занимаюсь в консалтинге).

Если с первыми четырьмя ролями все более менее понятно, то Прима достойна более детального изучения.

Почему?

Дело в том, что она часто оказывает весьма существенное влияние на организацию, находясь при этом в тени. Примы часто осознанно хотят править со своей отнюдь не стратегической позиции и делают это весьма активно.

Прима обязательна для организации, в которой лидерские позиции занимают мужчины, и чем сильнее патриархат в организации, тем ярче и влиятельнее Прима.

Кто обычно играет эту роль? Есть масса вариантов, но это обычно женщина, приближенная к телу первого лица.

Наиболее распространенный вариант в мелких и средних фирмах - жена первого лица, она же директор, она же главбух, она же завхоз.

И вообще больше всего Прим я видел среди главбухов/финансовых директоров фирм.

Встречаются часто и главные администраторы фирм (те самые директора) и секретари. Директора по персоналу очень активно стремятся стать Примой, но как это ни парадоксально, такое случается крайне редко.

За что борется Прима? На самом деле за признание ее Примой со стороны коллектива. Частое пребывание в кабинете первого лица, изображение на своем лице обладания тайнами, всяческое манипулирование информацией и попытки стать главным душеспасителем первого лица дают понять коллективу, кто тут на самом деле правит.

Прима есть всегда, в любом коллективе. Не всегда она настолько гротескна, как я показал. Примой может стать и интеллигентная, корректная, не желающая управлять женщина. И уж конечно, это женская роль.

Каков психодинамический механизм появления примы? Я бы сослался на “базовое допущение «образование пар»” У.Биона из групповой динамики. Если коротко, то коллективу спокойнее, когда в нем образуется пара и она приковывает все внимание к себе. Хотя я бы этот феномен свел к объектным отношениям в коллективе и обязательному наличию в коллективе помимо “папы” - первого лица, - еще и “мамы” - нашей Примы, которая будет заботиться о коллективе и любить его.

Повторюсь, Прима - это явление патриархальной организации. Когда у женщин нет легальных возможностей занять лидерские позиции. Тогда она начинает лидерствовать исподтишка. Между прочим и многочисленные случаи женского лидерства в патриархальной организации в любом случае делают женщину-лидера Примой. Но это уже другая Прима (изучите способы, какими Екатерина Вторая завоёвывала лидерство - это крайне поучительная история).

Прима - это очень привлекательная роль. Формально ответственность за все решения лежит на первых лицах, реально источником многих из этих решений является Прима, но ответственности за них она не несёт. При этом все окружающие признают влияние Примы на коллектив и всячески пресмыкаются перед ней.

Как стать Примой?

Для начала нужно иметь ведущую потребность, которую вы будете удовлетворять своей ролью. Вам может быть просто скучно (как вообще бухгалтерия может нравиться ;)?); вы понимаете, что можете большего; вы считаете, что принимаются неправильные решения; вам одиноко среди малолеток и есть неиспользованный опыт; вы просто слишком обаятельны и привлекательны для своей профессиональной функции, и внимание других дает вам кучу энергии.

Короче, какие есть варианты стать Примой?

  • Начнем с того, что вы можете стать безумно красивой и сексуальной, чтобы первое лицо при виде вас теряло дар речи. И в эти моменты речь должны обретать вы. Хотя и на немоте первого лица можете остановиться, если вам достаточно.
  • Вы можете начать как заведенная, выполнять поручения первого лица и стать незаменимым сотрудником - посредником между первым лицом и коллективом, постепенно выполняя все более ответственные задачи.
  • Вы можете втереться в доверие к ключевым сотрудникам и сливать информацию про них первому лицу.
  • И так далее и тому подобное.

Главное, вам нужно научиться управлять вниманием всего коллектива.

Как стать хорошей примой?

На самом деле, если бы прима не выполняла важных функций в организации, ее бы не было. И у нее можно выделить множество функций (неформальный порядок деятельности, организация каналов коммуникации между организацией и первым лицом, интеграция, разрешение конфликтов и пр.). Но одну функцию я бы подчеркнул особо. Это функция эмпатического отзеркаливания первого лица, а также функция поддержки пребывающего в одиночестве первого лица. Если коротко, первое лицо в глазах Примы должно видеть полное принятие, безусловную любовь, даже в случаях неодобрения его действий и решений. Такое отношение, которое обычно должны демонстрировать винникотовские достаточно хорошие матери по отношению к своим детям. На мой взгляд именно эта функция является ключевой для Примы.

Что делать с плохой примой?

Да, конечно, бывают примы, для которых личное влияние в коллективе важнее благополучия организации. Любят такие, знаете, решать, кого уволить, кого взять и кого возвысить. Что делать с ней? Можно уменьшить влияние. Просто сократить время на общение первого лица и Примы. В этих случаях Прима воспринимает эту ситуацию как однозначное понижение и уйдет из организации. На ее место приходит другая, но обычно с гораздо меньшим влиянием. Особенно, если удается научить первое лицо добирать вне организации то, что ему давала Прима.

Я, кстати, встречал Прим на почетной пенсии (сидят себе на какой-то не очень ответственной, но значимой позиции и никому не мешают) - тоже себе неплохой вариант.

Короче, все от ситуации зависит.

Но вы же понимаете, в каждом подразделении, на каждом уровне организации обычно бывает своя Прима. И свои способы обращения с ней.

А теперь.

Оглянитесь по сторонам.

Кто в вашем коллективе Прима?

И кто претендует на эту роль?

0
1 комментарий
Andrey Chuguev

Причинять пользу? Какой ужас

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда