Бумажный кризис: сколько стоит бизнесу подорожание печати и что с этим можно сделать

За последний месяц цена бумаги для принтера увеличилась на 700-800%, на картриджи — в 2-3 раза. Одновременно выросли затраты компаний на логистику бумажных документов. Вести документооборот в аналоговом виде стало почти в 1,5 раза дороже, чем в феврале. Если ситуация не изменится, российский бизнес потеряет миллиарды на бумажном кризисе.

Бумага на вес золота

За последний месяц стоимость упаковки офисной бумаги SvetoCopy для принтеров формата A4 объемом 500 листов увеличилась на 700-800%, с 200-300 до 1 400-1 700 рублей, в зависимости от магазина. Цена на «Снегурочку» выросла в среднем до 2 000 рублей. Более того, на полках магазинов ее просто нет в наличии, а онлайн-заказы отменяют из-за нехватки товара на складах. Даже выполненные заказы строго лимитированы по количеству отгруженных пачек. В офлайн-точках и вовсе выдают по одной пачке на руки. Первыми с дефицитом столкнулись покупатели в Петербурге, Красноярске, Челябинске — сейчас ситуация быстро распространяется по всей стране.

Дело в том, что встали два крупных бумажных предприятия: ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» и АО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Решение связывают с перебоями в поставках критически важного сырья. Так, из-за ухода с рынка финской химической компании Kemira, поставляющей хлорат натрия, целлюлозу стало нечем отбеливать. Перестройка производства займет время, и даже если она завершится успешно, качество офисной бумаги будет совсем иным — в России пока нет полноценной замены нужных реагентов.

То же касается картриджей для принтера. Залить черную краску в прибор теперь обойдется от 1 500 рублей. Сами картриджи подорожали в среднем в 2-3 раза, в зависимости от магазина и производителя. Усложнилась и починка принтеров: не хватает импортных деталей.

Офисы остались без бумаги

Дефицит бумаги и рост стоимости картриджей, в первую очередь, ударил по крупному бизнесу. Без них на многих предприятиях просто остановились рабочие процессы. Компании выпускают распоряжения о минимизации использования бумаги. Сотрудники начали печатать на черновиках или архивных документах с чистой стороны. Бизнес понимает: в противном случае затраты будут слишком велики.

Давайте посчитаем на примере кадрового документооборота. Для того чтобы один документ был оформлен, его нужно распечатать, доставить сотруднику (в случае удаленки — курьерской доставкой), подписать и организовать хранение. В случае ошибки процесс начинается сначала. То есть стоимость одной страницы документа в сфере HR складывается из оплаты работы оформляющего его HR-специалиста, расходов на бумагу, картриджи, логистику, амортизации оборудования. В текущих условиях она выросла в среднем в 1,5 раза, с 6 до 9 рублей.

В начале 2022 года компания со штатом в 1 000 сотрудников тратила на кадровое делопроизводство около 2,2 млн рублей. Уже тогда бизнес понимал, что это статья расходов, которую можно и нужно урезать. Сейчас же сумма выросла до 3,2 млн.

Черным по белому

Еще месяц назад выгода от автоматизации документооборота была очевидна только для крупных, преимущественно территориально распределенных компаний с большим количеством сотрудников на удаленном режиме работы. Сейчас ситуация изменилась. Рост стоимости и вероятный дефицит расходных материалов вынуждает бизнес переводить «бумажные» процессы в цифровой вид.

Тем более, для этого уже подготовлена нормативно-законодательная база. В январе 2021 года был разрешен полностью электронный кадровый документооборот с удаленными сотрудниками (407-ФЗ), а в ноябре 2021 года принят закон, легализующий ведение в электронном виде кадровых документов со всеми сотрудниками (377-ФЗ).

Теперь почти любой кадровый документ можно подписать со смартфона в несколько кликов, сэкономив при этом как минимум 6 рублей из девяти. Дело в том, что средняя стоимость КЭДО по подписке (например, HRlink) — 1 000 рублей на сотрудника в год. То есть около миллиона рублей в год на каждую тысячу сотрудников. А значит, компания может сократить более 60% издержек на кадровое делопроизводство.

Помимо снижения расходов и большего комфорта для пользователей, переход в цифру благоприятно сказывается на ESG-стратегии бизнеса. В России, по данным Росстата, производят более 10 млн тонн бумаги ежегодно. На производство одной тонны печатной бумаги требуется примерно 3,5 кубометра древесины, или 24 дерева. То есть в год используется более 240 млн деревьев. Отказ от офисной бумаги может в разы уменьшить этот показатель.

Уже в самое ближайшее время российские компании будут экономить на миграции в цифру миллионы рублей в год.

О том, как сеть "ВкусВилл" перешла на КЭДО и снизила затраты на кадровый документооборот в 10 раз, можно почитать здесь.

А здесь про то, какие сложности могут возникнуть у компании при переходе на цифровые документы.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Светлана Романович

Пытаемся искать плюсы - нет бумаги, зато, наконец, станет активнее развиваться ЭДО.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Если отрубят голову - тоже можно найти плюс, тратить деньги на прическу не надо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Rafael Valiullin
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Махлин
Автор

Да, это очень правильный выбор будет) В целом принтер - давно устаревшая и самая ненужная вещь в офисе=)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Житнюк

Объективно говоря, кризис искусственный. Хлорат натрия как-нибудь произведут). Но - есть известная отечественная особенность - если цена выросла на что-то, фиг она опустится, так что в любом случае экономить на бумаге придется больше, чем раньше. И на чернилах. И на самих принтерах.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

цена то поднимется а кто будет покупать? скорее рынок наводнит некачественный заменитель, как и во всех других сферах

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

А что не позволяет Вам внедрить ЭДО?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Махлин
Автор

По-моему переход в ЭДО логичный и правильный план.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Типичная ситуация на WB: было 377 стало больше 2 тыс. Это как вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Минина

Это мужчины-спекулянты скупают так необходимые им целлюлозные изделия

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владислав Мальцев

Это называется советским словом "дефицит" - выпуск продукции прекратился из-за отсутствия импортных химикалий

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Акции бы так росли =)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zamyatin

А что случилось?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Влорин

С ЭДО все еще хуже будет, там вообще вместо бумаги цифровая электроника

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Махлин
Автор

А почему хуже?) Наоборот же

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Кайт

С некоторых пор "офисная" бумага, судя по выросшей стоимости, становится белой облигацией. Ожидается выход на IPO. Под каким индексом (названием) выйдет на биржу - вопрос открытый.

Ответить
Развернуть ветку
К М

PPR

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

стоимость не выросла, выросла цена

Ответить
Развернуть ветку
Demyan Belyakov

Нет бумажной кассовой ленты. Нет бумаги для пакетов под разлив молока/соков. Папиросной бумаги и апилактозы для сигаретных фильтров. И это только один узкий сектор а проблемы нешуточные.

Ответить
Развернуть ветку
Семён

Я в Эльбе работаю уже 3 года. Вообще забыл про бумагу.

Ответить
Развернуть ветку
pr grant

Дороговат сервис для ИП, бухгалтерия от Сбера дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шультайс

Они еще недавно сделали проброс документов из Эльбы сразу контрагенту не заходя в Дидаок. Просто на телефоне в myDSS подтверждаешь и всё улетает куда надо.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

Расскажите, пож-та, как в системе ЭДО обеспечивается сохранность и доступность данных? Пожалуй, это главное, что вызывает опасения при принятии решения о переходе.

Ответить
Развернуть ветку
Kesha Pazzy

Айтишники все уехали. Спросить не у кого.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Махлин
Автор

Добрый день! О безопасности ЭДО нужно разговаривать с каждым поставщиком отдельно, это действительно важный фактор при выборе партнера.
Что касается HRlink - у нас есть двухфакторная авторизация, мы используем каналы связи Vipnet и Openvpn по ГОСТу, а данные располагаются на нескольких серверах и реплицируются. Кроме того, у нас есть технический партнер по ИБ, который помогает нам совершенствовать контур безопасности. А многие крупные компании, которые используют систему HRlink, проводят перед запуском пентесты, анализируют платформу на предмет уязвимостей и дают рекомендации по доработкам. Таким образом мы постоянно усиливаем продукт с точки зрения защиты данных.
Предусмотрена и возможность разместить всю базу данных, а также само приложение HRlink на серверах клиента. Так к информации будет иметь доступ строго ограниченное число сотрудников клиента.
HRlink используют более 200 крупных клиентов. Это говорит о том, что безопасность нашей платформы их полностью устраивает.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Махлин
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

Срочно переходим на бересту!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Минина

ЭДО ЭДОм, но ГДЕ БУМАГА!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
freez

"мы обосрались? да, мы обосрались, зато в штанах потеплело!"

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

отойдите подальше - от вас пахнет теперь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Говорят, бумага будет, но теперь такая - без финских химикатов:

Ответить
Развернуть ветку
К М

И для глаз полезно, нет большого контраста, практически "сепия"

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leo Uvarov

экологически чистая. Можно и на запад идею запустить, дескать желтое значит зеленое.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Ну вот, не пропадём :))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда