{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Почему компания переходит от «семейной обстановки» к стандартам и бюрократии

Спокойная «объяснялка» для недовольных сотрудников

Типичная ситуация: человек работает в штате какой-нибудь небольшой и уютной компании. Вечерние посиделки с пиццей и XBOX прилагаются. Отношения в коллективе человеческие, лояльные, на мозги не капают.

Но компания растет. Начинают появляться какие-то раздражающие инструкции. Сотрудников просят работать только через СRM-систему или тайм-трекер. Появляются штрафы за опоздание. Заводится какой-то зануда-финансист, который ходит и все считает, задает неудобные вопросы. И порой может даже поспособствовать, чтобы где-то обрезали бюджет или кого-то уволили.

В общем, ламповая атмосфера начинает превращаться в бездушную корпоративную бюрократию. Люди недовольны, работают хуже, думают увольняться или открывать «что-то своё». Говорят:

— Мы сюда пришли, потому что тут было круто… а теперь стало, как и везде.

Или говорят (если фирма и до перестройки показывала относительно неплохие показатели по деньгам):

— Жадность порождает бизнес.

Мне кажется, тут есть некое недопонимание. Интересно об этом поговорить.

Зачем

Я переживал такую историю на своем опыте как минимум один раз. В 2013 году агенство, в котором я работал, выросло с ~25 до ~60 человек. Мы тоже начали проходить через бюрократизацию (ничего нового под солнцем) и я помню, как корежило и меня лично, и коллектив.

Но в 2017 году я попробовал тащить свой маленький бизнес и с тех пор подобная перестройка меня не удивляет. Можно быть хорошим и востребованным специалистом в штате или фрилансером-одиночкой, уметь себя организовывать, выстраивать тёплые отношения с клиентами. Но когда ты пробуешь вырасти еще на порядок — перед тобой встают вопросы другого характера.

Это не про жадность

А. Предприниматели (о которых мы точно знаем, что они хорошие люди и изначально не про жадность и эксплуатацию) становятся более чёрствыми и уходят в построение системы потому, что как раз сталкиваются с человеческой ленью и нестабильностью в более широком масштабе.

В 2017 году мой знакомый, который до этого 10 лет был отличным специалистом-одиночкой, а потом создал бурно растущий бизнес, поделился своим огорчением:

— Я думал что если даешь человеку возможности и зарплату, то можно на него положиться и заниматься своими делами. К сожалению, нет. Определенный процент людей стабильно ленивые.

Добавлю еще про талантливых, но эмоциональных ребят. Или про «звезд»: ушел важный сотрудник из компании, на которого было завязано много процессов и контактов — все обвалилось на неопределенный срок.

Ну а люди все-таки делают бизнес не для того, чтобы жить в бесконечных авралах. Как минимум, если постоянный невроз в кайф самому предпринимателю, то это рано или поздно задолбет его семью. Дочке хочется сходить с папой на ёлку, а не чтобы папа опять срочно понесся разруливать какие-то проблемы в бизнесе.

Поэтому в какой-то момент просто стабильная и предсказуемая эффективность компании, унификация и взаимозаменяемость становится для предпринимателя очень важной.

И поэтому приходиться строить стандартизированную систему мотивации и проверки эффективности. А не нянчиться с каждым сотрудником индивидуально.

Если сотрудник показывает внутри этой системы хорошие результаты — он может подняться на следующий уровень, стать руководителем или управляющим партнером.

Б. Стабильная и предсказуемая эффективность компании важна для инвесторов и франчайзеров. Мало кто будет вкладывать серьезные деньги в аморфную «семейную обстановку», не видя чётких цифр.

В. Люди стареют, устают, у них появляются дети. А аутсорсинг, как писали в другой статье на vc.ru — это как пороховая бочка. Сегодня проект есть, завтра нет.

Поэтому многие рано или поздно уходят в продуктовую модель — делают что-то, что можно один раз произвести, а потом тысячу раз продать. Для этого тоже нужны отлаженные процессы.

Г. И напоследок — делать «своё» не так весело, как кажется. И когда тебе надо заплатить зарплату коллективу из 30 человек, при этом Вася заболел, Коля не в настроении, а сроки по договорам проходят и клиенты наседают в Скайпе — приходится все как-то оптимизировать, сокращать, переделывать, пытаться прийти к стабильности, иначе сойдешь с ума.

В Фейсбуке красиво пишут про бизнес-успехи, но мы все же живем в условиях нестабильной экономики, а на 2019-й год некоторые аналитики обещают новый мировой кризис.

Философский камень

Естественно, есть исключения из правила. И буду благодарен за указания на ошибки в выводах.

Мне пока что кажется, что над вопросом «как построить хорошую, понятную и при этом комфортную для всех систему» — то есть, чтобы и про бизнес, и «для души» — думают многие. Если кто-нибудь разработает готовый рецепт, то наверное, он станет очень богатым человеком

В конце-концов, опять же, вряд-ли определенная доля классных и умных людей — уверен, вы таких знаете — делает бизнес для того, чтобы построить клетку и держать там других людей в ежовых рукавицах.

Хочется работать с единомышленниками, хочется доверять, хочется быть добрым. Хочется, но не всегда получается.

Ключевая мысль: если вы работаете в штате и ваша компания сейчас переживает такой переходной период — это не обязательно означает, что вас хотят «прижать к ногтю», а директору срочно нужен новый Мазерати. Возможно, вы просто не видите всей картины. Будет лучше, когда у вас будет собственный опыт построения бизнеса и разрешения всех этих противоречий.

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Loginov

Статья выглядит как оправдание) Ну, получилась еще одна говноконтора, ну, не шмогла я, не шмогла

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

как же в свое время я облегченно вздохнул, когда мы несколько лет назад перешли в разряд "говноконтор", установив дактилоскопические датчики учета рабочего времени и нас покинули несколько человек, которые не вынесли такого "издевательства" над их видимо утонченной душевной ориентацией и ориентированностью на ту самую ламповость

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Александр Иванов

а с чего компания с выстроенными процессами стала говноконторой?

для того, кто в счет былых заслуг напрягаться не хочет да, неуютно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Уж не про Эппол идет речь?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Natali Nesterova

Очень хороший текст, считаю. Для меня то, о чем пишет автор, очевидно. НО! У меня большой опыт работы, в том числе в больших компаниях и опыт руководства людьми. Можно обойтись без учета рабочего времени и прочей учетной лабуды. Оставив учет лишь по задачам. Вот задача, вот сроки, вот план, вот факт. CRM только в помощь. При такой постановке дела средним руководителям нужно много работать с персоналом- ставить задачи, проверять, помогать. А не следить, кто когда ушел-пришел. Интенсивность труда в течение дня или недели не одинаковая. Сегодня человек ушел раньше, в театр пошел или на свидание, а с утра в предвкушении он уже подвигов насовершал. И этот подход работает.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

"Вот задача, вот сроки, вот план, вот факт" - не руководство, а сказка какая-то. подумал, вот мне бы так :) то, что вы описали, часто даже офиса не требует - из дома можно работать. вот только не у всех так возможно. так могут наверное работать программисты над новым проектом с четким тз, наверное так могут менеджеры на холодных звонках с расчетом конверсии. но вот в моем случае более чем у половины людей больше чем половину времени занимает обычная неавтоматизируемая рутинная текучка. у менеджеров - прием звонков, составление и правка разного рода торговых и контрактных документов, у аналитиков - непрерывный расчет и совершенствование товарных запасов, у маркетологов - непрерывные маркетологические исследования и коррекция цен под рынок. нет у них никакого плана и, беда в том, что и быть не может. есть просто или ответственность делать работу хорошо или безответственность.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Качнов

1. «Додо Пиццу» регулярно критикуют за «среднее» качество. Но, как объясняет Дмитрий Шахов, смысл как раз в том, что и в Москве, и в Волгограде ты получишь от «Додо» примерно одинаковое обслуживание и вкус. Без стандартизации это было бы невозможно.

Критикуют за низкое качество. "Одинаковое обслуживание И ВКУС" в данном случае огромный минус стандартизации.

2. В 2011 вышла интересная кинодрама по реальным историческим событиям «Человек, который изменил все» с Брэдом Питтом. Про бейсбольного тренера. Этот тренер отбросил историческую систему «покупаем только лучших и популярных игроков», нанял математика и начал считать средний выхлоп от игрока.

Этот тренер как раз начал набирать лучших вместо тех, кто "хорошо смотрится на поле". Причем лучших в правильном смысле - доказанных статистикой игр.

Остальные аргументы примерно в том же ключе, да.

Штрафы за опоздание это вообще край.
А вот работа в CRM и учет времени - норм. Если корректно используется дальше (метрики, но не KPI).

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

"Штрафы за опоздание это вообще край"

1) практикуем постоянно - опозданий стало в десятки раз меньше. разве это плохо?
2) как предлагаете бороться с опозданиями, если все же считаете что опоздания это плохо?

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Виктор Фомин
Автор

Денис, я вообще выбросил эти 2 куска. Они лишние. Спасибо за ваш отзыв.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Есть такое понятие, как золотое сечение, одно должно быть больше другого в 1.6 раз, т.е. ламповости должно быть больше бюрократии в 1.6 раза, тогда все будет ок, иначе гос. контора без гос. бюджета.
Чем рыночная экономика хороша, тем, что прав автор статьи или нет, неважно, покажет рынок, если он не прав, то это его проблема, а не общества.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Фомин
Автор

А как посчитать соотношение ламповости к бюрократии?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey Stepanchenko

"ламповости должно быть больше бюрократии в 1.6 раза, тогда все будет ок"

а почему бы, по все тому же правилу золотого сечения (пусть я и не очень понимаю, при чем тут это правило вообще), именно бюрократии не должно быть больше в 1.6 раза, чем ламповости?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max Beard

Вы бы сразу обозначали в какой сфере у вас бизнес. Так будет понятнее и меньше споров будет в комментариях.
Боюсь, не всех можно под одну гребенку.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

как многолетний руководитель двух отделов на десяток человек в среднего размера торговой компании подпишусь под статьей. лучше пробовать как-то разъяснять уход от ламповости и необходимость формализации и даже какой-то демонизации, чем наблюдать пассивный разброд и шатание в коллективе, личные увлечения на работе мотивированные мыслью о том, что я и так все успеваю или, что еще хуже, мыслью - вчера же так было и было хорошо, почему сегодня вдруг все стало строго параллельно и перпендикулярно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Может больше усилий уйти на бюрократию, чем на грамотный kpi, а эффект не факт, что будет, наши люди за советское время отлично научились создавать видимость работы и писать отчеты.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктор Фомин
Автор

Сергей, спасибо за отклик! Да, про объяснения интересно. Надо себе записать — поискать хорошие примеры таких объяснялок.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Дигалов

СРМ хорошая вещь, для налаженной работы требуются специалисты среднего звена. Они отбираются и нарабатывают не один год и того больше. На них и строится работа. Уследить за кпд рядового сотрудника могут только они.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Ой как мне близко это все.
Когда наш бизнес был небольшим ламповым семейным СТО где всю управленческую работу и большую часть операционки(ну помимо непосредственно слесарки) выполняли я, брат и отец это было одно. Владельцы сами все делают или все под контролем или хотя бы перед глазами.
А со временем когда тут уже почти 80 человек, три СТО и физически за всем не уследишь вот тут уже никак без строго прописанных процедур и штрафов за ее нарушение.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff

Хохма в том что примеров как нужно очень мало ;(

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Fedotov

На мой взгляд система не должна исключать атмосферу и культуру, а наоборот, дополнять и совершенствовать.
Возможно на большинство вопросов отвечает отличная книга МИФа «Открывая организации будущего», хоть в ней некоторые вещи выглядят футуристично, но ведь и подводная лодка когда-то считалась сказкой.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

А потом мне собственник/топ рассказывает что все "законстенело" и мы будем создавать отдел перспективного развития.
Так как нынешний отдел весь погряз в бумажках и не готов гибко менять "все" под его визионерство.
Так в одной крупной компании появились свои разработчики в производственных департаментах , под названием "группы макетирования".
Только почему-то "макетный" код оказался в полной работе....
Хорошо это или плохо я не знаю, просто описал то что увидел у одного из РФ "Единорогов"

Ответить
Развернуть ветку
Марк Гринберг

У меня сейчас в компании такая же ситуация: конторе чуть больше 5-ти лет, штат под 300 человек, но внутри коллектива климат портится со страшной силой. Еще пару лет назад, когда нас было 60, то можно было даже бухать на рабочем месте в рабочее время. И вот время прошло, а все внутренние процессы как были, так и есть чуть ли не с первого дня: никаких автоматизаций, программных решений, желания менять привычный уклад, даже если с ним будет выгоднее (может и не сразу, но в среднесрочной перспективе) и удобнее, но нет. Немало времени просирается на лишние движения и перетрубации, так что половина офиса задерживается в конце рабочего дня и работает по выходным. Очень много подвязано на личности самого ген. дира, который своим "нет" может уничтожить проект перед самой сдачей, увидя его вообще первый раз — и все придется переделывать. На встрече с руководством может разнести и макнуть лицом в дерьмо всех и каждого (одна из его метод мотивации), а может это сделать только про тех, кого на встрече нет. Может как девчонка вспомнить какую-нить старую обиду с потенциальным заказчиком и не дать запуститься прибыльному проекту, надумав какой-нибудь вообще левый повод. Думали и про интеграции и про оптимизации, улучшайзинги и прочие ништяки, но ответы были из разряда: "это же не продукт, который можно продать, так что о чем речь? Мне это неинтересно и не вижу в этом необходимости" — вот и все. При этом, предпринимаются попытки ужесточить дисциплину, потому что "настала пора играть в высшей лиге" — но пока руки дошли только пригрозить одним сопливыми письмом приходить всем без задержек, а вот решать проблемы с завалами, задержками, операционными проблемами, нормальными премиями (раз в проект, квартал, или нормальной под конец года), а не единоразовой надбавкой в 15% в конце года — тут что-то никто не хочет, чтоб было как в "высшей лиге". Довольно ценному и уникальному специалисту на просьбу впервые за 2.5 года проиндексировать ЗП могут сказать что-то из разряда "ты и так выше рынка получаешь" хотя это выше рынка, поверьте мне, лишь небольшой перевал за сотку. Коллектив старичков разбегается кто куда (но надо признать, что весьма неплохо устраивается) и немало людей из руководства даже радуется за них, мол, наконец люди узнают себе реальную цену. На выступлениях слышатся сладострастные речи о светлом будущем и "у нас сча все круто, а будет круче", но все, кто мало-мальски знаком с реальной ситуацией прекрасно понимают, мы этот год еле вывезли, а запал на этот год исчисляется чуть ли не месяцами, и от этого лицемерия еще более тошнотно становится.

Тут может закрасться впечатление, что обстановка просто адовейшая, но по-факту в корень зрят десятка два-три людей, остальным по большей части без разницы, работают себе и работают.

Ответить
Развернуть ветку
Ада Немова

Молодец! Подпишусь под текстом.
Отдельно спасибо что разжевали для всех.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шутяк

Многабуков ниочем. Кому интересна реальная причина, загуглите число Данбара и вникайте. Любая компания в составе более 150 человек неминуемо развалится если будет расти и не будет развивать бюрократию

Ответить
Развернуть ветку
Ол Сен

Я думаю, что проблема в том, что собственник бизнеса-бросает заниматься и работать над своим делом. Он рад в своём задришенске- раздавать визитки типа ( я директор/хозяин бла-бла-бла ООО....). Купит жип и всё.
Почему в Германии хозяин стоит за стойкой бара(мотеля, мастеской и т.д)?
Но у нас? Вы охринели ленивые рабы....раздается от него.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Ты это из-за стойки мотеля сейчас написал нам?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
65 комментариев
Раскрывать всегда