{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Почему компания переходит от «семейной обстановки» к стандартам и бюрократии

Спокойная «объяснялка» для недовольных сотрудников

Типичная ситуация: человек работает в штате какой-нибудь небольшой и уютной компании. Вечерние посиделки с пиццей и XBOX прилагаются. Отношения в коллективе человеческие, лояльные, на мозги не капают.

Но компания растет. Начинают появляться какие-то раздражающие инструкции. Сотрудников просят работать только через СRM-систему или тайм-трекер. Появляются штрафы за опоздание. Заводится какой-то зануда-финансист, который ходит и все считает, задает неудобные вопросы. И порой может даже поспособствовать, чтобы где-то обрезали бюджет или кого-то уволили.

В общем, ламповая атмосфера начинает превращаться в бездушную корпоративную бюрократию. Люди недовольны, работают хуже, думают увольняться или открывать «что-то своё». Говорят:

— Мы сюда пришли, потому что тут было круто… а теперь стало, как и везде.

Или говорят (если фирма и до перестройки показывала относительно неплохие показатели по деньгам):

— Жадность порождает бизнес.

Мне кажется, тут есть некое недопонимание. Интересно об этом поговорить.

Зачем

Я переживал такую историю на своем опыте как минимум один раз. В 2013 году агенство, в котором я работал, выросло с ~25 до ~60 человек. Мы тоже начали проходить через бюрократизацию (ничего нового под солнцем) и я помню, как корежило и меня лично, и коллектив.

Но в 2017 году я попробовал тащить свой маленький бизнес и с тех пор подобная перестройка меня не удивляет. Можно быть хорошим и востребованным специалистом в штате или фрилансером-одиночкой, уметь себя организовывать, выстраивать тёплые отношения с клиентами. Но когда ты пробуешь вырасти еще на порядок — перед тобой встают вопросы другого характера.

Это не про жадность

А. Предприниматели (о которых мы точно знаем, что они хорошие люди и изначально не про жадность и эксплуатацию) становятся более чёрствыми и уходят в построение системы потому, что как раз сталкиваются с человеческой ленью и нестабильностью в более широком масштабе.

В 2017 году мой знакомый, который до этого 10 лет был отличным специалистом-одиночкой, а потом создал бурно растущий бизнес, поделился своим огорчением:

— Я думал что если даешь человеку возможности и зарплату, то можно на него положиться и заниматься своими делами. К сожалению, нет. Определенный процент людей стабильно ленивые.

Добавлю еще про талантливых, но эмоциональных ребят. Или про «звезд»: ушел важный сотрудник из компании, на которого было завязано много процессов и контактов — все обвалилось на неопределенный срок.

Ну а люди все-таки делают бизнес не для того, чтобы жить в бесконечных авралах. Как минимум, если постоянный невроз в кайф самому предпринимателю, то это рано или поздно задолбет его семью. Дочке хочется сходить с папой на ёлку, а не чтобы папа опять срочно понесся разруливать какие-то проблемы в бизнесе.

Поэтому в какой-то момент просто стабильная и предсказуемая эффективность компании, унификация и взаимозаменяемость становится для предпринимателя очень важной.

И поэтому приходиться строить стандартизированную систему мотивации и проверки эффективности. А не нянчиться с каждым сотрудником индивидуально.

Если сотрудник показывает внутри этой системы хорошие результаты — он может подняться на следующий уровень, стать руководителем или управляющим партнером.

Б. Стабильная и предсказуемая эффективность компании важна для инвесторов и франчайзеров. Мало кто будет вкладывать серьезные деньги в аморфную «семейную обстановку», не видя чётких цифр.

В. Люди стареют, устают, у них появляются дети. А аутсорсинг, как писали в другой статье на vc.ru — это как пороховая бочка. Сегодня проект есть, завтра нет.

Поэтому многие рано или поздно уходят в продуктовую модель — делают что-то, что можно один раз произвести, а потом тысячу раз продать. Для этого тоже нужны отлаженные процессы.

Г. И напоследок — делать «своё» не так весело, как кажется. И когда тебе надо заплатить зарплату коллективу из 30 человек, при этом Вася заболел, Коля не в настроении, а сроки по договорам проходят и клиенты наседают в Скайпе — приходится все как-то оптимизировать, сокращать, переделывать, пытаться прийти к стабильности, иначе сойдешь с ума.

В Фейсбуке красиво пишут про бизнес-успехи, но мы все же живем в условиях нестабильной экономики, а на 2019-й год некоторые аналитики обещают новый мировой кризис.

Философский камень

Естественно, есть исключения из правила. И буду благодарен за указания на ошибки в выводах.

Мне пока что кажется, что над вопросом «как построить хорошую, понятную и при этом комфортную для всех систему» — то есть, чтобы и про бизнес, и «для души» — думают многие. Если кто-нибудь разработает готовый рецепт, то наверное, он станет очень богатым человеком

В конце-концов, опять же, вряд-ли определенная доля классных и умных людей — уверен, вы таких знаете — делает бизнес для того, чтобы построить клетку и держать там других людей в ежовых рукавицах.

Хочется работать с единомышленниками, хочется доверять, хочется быть добрым. Хочется, но не всегда получается.

Ключевая мысль: если вы работаете в штате и ваша компания сейчас переживает такой переходной период — это не обязательно означает, что вас хотят «прижать к ногтю», а директору срочно нужен новый Мазерати. Возможно, вы просто не видите всей картины. Будет лучше, когда у вас будет собственный опыт построения бизнеса и разрешения всех этих противоречий.

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Денис Демидов

Есть такое понятие, как золотое сечение, одно должно быть больше другого в 1.6 раз, т.е. ламповости должно быть больше бюрократии в 1.6 раза, тогда все будет ок, иначе гос. контора без гос. бюджета.
Чем рыночная экономика хороша, тем, что прав автор статьи или нет, неважно, покажет рынок, если он не прав, то это его проблема, а не общества.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Фомин
Автор

А как посчитать соотношение ламповости к бюрократии?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Можно в человеко/часах

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда